Участники рынка не первый год говорят о проблемах с пропускной способностью железных дорог на Дальнем Востоке, высокой загрузке морских портов и необходимости активного развития транспортно-логистических центров. В конце сентября на заседании Госсовета Владимир Путин заявил о необходимости стимуляции российских компаний для увеличения объемов несырьевого неэнергетического экспорта. Что для этого делается — в материале «Ленты.ру».
Президент России Владимир Путин поручил правительству к 1 апреля 2025 года уточнить прогноз неэнергетического экспорта РФ до 2030 года, при необходимости предложить меры его увеличения. «Правительству Российской Федерации совместно с заинтересованными исполнительными органами субъектов РФ и при участии организаций — производителей несырьевых неэнергетических товаров провести оценку прогнозных объемов экспорта этих товаров до 2030 года (…), предусмотрев при необходимости дополнительные меры по увеличению объема их экспорта», — говорится в перечне поручений по итогам расширенного заседания президиума Госсовета РФ, состоявшегося 25 сентября 2024 года. В документе уточняется, что работа должна вестись с учетом потребностей внутреннего рынка в соответствующих товарах, и при необходимости следует принять решения в целях дополнительного развития транспортно-логистической инфраструктуры.
Премьер-министр Михаил Мишустин ранее заявлял, что к 2030 году объем российского несырьевого неэнергетического экспорта должен превысить 21 триллион рублей. Для сравнения, в 2023 году несырьевой неэнергетический экспорт РФ составил 12,5 триллиона рублей.
Обсуждали вопросы перевалки экспортно-импортных грузов через порты Приморья и проблемы доставки и вывоза их из портов Дальнего Востока, а также перспективы новой логистики в начале сентября в рамках Восточного экономического форума. Тогда многие участники отмечали наличие проблемных зон, скопление контейнеров в портах, нехватку полувагонов для вывоза контейнеров и так далее.
Также был затронут вопрос необходимости активного развития транспортно-логистических центров (ТЛЦ), к которому РЖД предлагают подходить комплексно. Известно, что большие объемы грузов с внешних рынков идут в Московский транспортный узел, чтобы потом расконсолидироваться и продолжить движение по территории страны вплоть до Дальнего Востока. Поэтому и РЖД, и крупные сетевые клиенты считают, что строить новые ТЛЦ необходимо в регионах, создавать там распределительные центры как для сухих грузов, так и для грузов, требующих температурного режима.
«Задача с нашей точки зрения должна рассматриваться комплексно: необходимо оценивать емкость действующих ТЛЦ, объемы инвестиций для строительства новых терминалов и под это подстраивать технологии железной дороги и так далее», — говорил на сессии ВЭФ «Контейнерная логистика Восточного полигона: вызовы и новые возможности» заместитель генерального директора РЖД, начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Дмитрий Мурев.
Согласно исследованиям Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП), основной тренд на сегодня — Дальний Восток — продолжает оставаться самым востребованным направлением для контейнерных перевозок, прогноз — 9-10 процентов роста рынка в 2024 году, несмотря на инфраструктурные ограничения. «Если бы не ограничения, прогноз был бы 23 процента», — отметил исполнительный директор ЕСП Сергей Авсейков. По его мнению, основная проблема — это порты, это дисбаланс экспортно-импортных контейнерных потоков в их направлении.
«Нам нельзя ограничивать импорт, нам надо выполнить указ президента — до 2030 года в полтора раза увеличить импорт по всем направлениям, по всем портам, — отметил модератор сессии, генеральный директор ООО «ФинИнвест» Александр Кахидзе. — А мы знаем, что каждый второй контейнер сегодня приходит в порты Дальнего Востока. Понятно, что они ограничены территориально и будут расширяться за счет сухих портов. Вот вчера на станции Угловая открылся терминал, скоро откроется ТЛЦ «Артем», будут строиться другие сухие порты».
«ФинИнвест» является собственником ТЛЦ «Артем». Этот транспортно-логистический центр мощностью один миллион TEU (двадцатифутовый эквивалент — условная единица измерения объема контейнерных перевозок — прим. «Ленты.ру») в год разместится на 417 гектарах в 54 километрах от портов Владивостока. И он станет крупнейшим «сухим портом» на территории Российской Федерации. Строительство началось в прошлом году, а в кулуарах ВЭФ на встрече модераторов форума с Владимиром Путиным Александр Кахидзе пригласил президента на открытие сухого порта следующей осенью. «Пользуясь случаем, хотим пригласить вас на открытие крупнейшего в России сухого порта во Владивостоке на будущем Восточном экономическом форуме», — сказал глава «ФинИнвеста». Александр Кахидзе также поблагодарил Владимира Путина за то, что президент поддержал идею по созданию крупнейшего сухого порта в Российской Федерации в городе Артеме. «При вашем содействии был выделен земельный участок. Мы (…) приступили к его проектированию и уже закончили. На сегодняшний день идет фаза строительства. В следующем году мы предполагаем его открытие», — отметил руководитель «ФинИнвеста».
«Вы помните, в 2022 году вы давали поручение. Тогда успешно был реализован эксперимент по перевозке контейнеров в полувагонах. Мы были одной из первых компаний, которая приняла первый контейнерный поезд в полувагонах на Урале на нашем новом современном терминале. Эта практика стала эффективной, показала свою значимость для страны, потому что при развороте логистики на восток все наши ТЛЦ, которые строятся вдоль Транссиба, оказались очень востребованы в этой ситуации, — рассказал он главе государства. — Со своей стороны мы уже совместно с РЖД построили ТЛЦ «Сибирский», который на сегодняшний день стал основным хабом по перегрузке данных контейнеров из полувагонов с дальнейшей их постановкой на фитинговые платформы и отправкой в европейскую часть».
Не обошлось без острых комментариев к проекту. «Беглый взгляд на панорамную съемку (ТЛЦ «Артем») наводит на мысли, что за оставшийся до обещанного открытия год чистое поле не превратится в место, где заработают "уникальные технологии ускоренной обработки контейнерных поездов", — иронизирует телеграмм-канал «Белая Каска». — Также Кахидзе обещал построить в Екатеринбурге транспортный комплекс, состоящий из двух транспортно-логистических центров. Строить собирались быстро и качественно, закончив работы в 2024 году, но переноса было не избежать. Сроки строительства ТЛЦ "Екатеринбург" сдвинулись аж до 2035 года».
Сроки строительства действительно сдвинулись, но до 2027 года. Речь идет о первой очереди. А на проектную мощность, как и планировалось, комплекс должен выйти к 2035 году. И вопрос здесь как раз и упирается в прогнозы роста объемов экспорта, которые должны синхронизироваться с возможностями инфраструктуры. Планируется, что на территории ТЛЦ «Екатеринбург» будут созданы контейнерно-контрейлерный терминал, терминал для крупногабаритных и тяжеловесных грузов, терминал колесной техники, универсальный складской комплекс, таможенные зоны. Стоимость проекта составит примерно 13 миллиардов рублей.
Помимо ТЛЦ «Сибирский» и ТЛЦ «Екатеринбург», «ФинИнвест» строит контейнерный терминал в Особой экономической зоне «Лотос» в Астраханской области. Инвестиции в проект на первом этапе составят 250 миллионов рублей. Резидентами ОЭЗ являются компании из России, Ирана и других стран с общим объемом заявленных инвестиций более 27 миллиардов рублей. «Мы развиваемся по всей сети российских железных дорог, в том числе на Приволжской железной дороге. В особой экономической зоне "Лотос" будем строить контейнерный терминал с партнерами. Для нас это стартовый проект в особой экономической зоне, это будет небольшой пока терминал на 150 тысяч TEU с расширением возможных потоков до 300 тысяч TEU в случае необходимости», — сказал Кахидзе, уточнив, что в перспективе в зависимости от эффективности проекта он может быть масштабирован, в том числе с возможным строительством порта.
«Позже планы успели пополниться строительством в России как минимум семи сухих портов с общим объемом инвестиций более 120 миллиардов рублей. Экономически объяснить такие темпы создания новых проектов невозможно, особенно учитывая не поспевающую за ними реализацию», — продолжает цитировать «Белая каска» неназванных уральских экспертов. Между тем такое объяснение еще год назад дал Департамент информационной политики Свердловской области: «Проект "Сухой порт" должен стать мультимодальным звеном для выхода Северного широтного хода и Транссибирской магистрали к Каспийскому морю и Северному морскому пути. Это позволит создать двусторонний транзит грузов с Индией, Ираном, Пакистаном и другими странами». А общий объем инвестиций в проект предварительно оценивается даже не в 120 миллиардов рублей в 1,5 триллиона рублей.