Звезда Сигурни Уивер взошла вместе с успехом фантастического триллера Ридли Скотта «Чужой». В этом фильме она впервые в истории мирового кинематографа сыграла не просто сильную женщину, а спасительницу мира (и рыжего кота) от опасных инопланетян. После нескольких продолжений франшизы, в которых актриса также приняла участие, за ней прочно закрепилось звание королевы сай-фай. Однако заложницей одной роли она не стала и построила вполне успешную карьеру с дюжиной суперхитов в фильмографии и тремя номинациями на премию «Оскар». Как же Уивер удалось взобраться на вершину голливудского Олимпа, не запятнав свое имя скандалами, и обрести счастье в личной жизни, «Лента.ру» рассказывает в новом материале из цикла о непростых судьбах знаменитостей.
В конце августа 2024 года на церемонии открытия 81-го Венецианского международного фестиваля Сигурни Уивер получила «Золотого льва святого Марка». Почетной награды она удостоилась за выдающиеся достижения в области кинематографа.
Принимая заветную статуэтку, 74-летняя актриса поблагодарила режиссеров и коллег, с которыми ей посчастливилось поработать.
В ответной речи директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера отметил, что у Уивер было мало соперниц, так как она создала уникальный образ героини, ни в чем не уступающей мужчинам, в свое время доминировавшим в жанре боевика. Также он напомнил, что сыгранная ею Эллен Рипли из «Чужого» стала знаковой фигурой в 1980-х годах ХХ века. «Золотой лев за достижения всей жизни — это признание звезды, которая сумела связать утонченный артхаусный кинематограф и популярные фильмы, оставшись при этом верной себе», — заявил Барбера, добавив, что карьера Сигурни, несмотря на ее возраст, еще далека от завершения.
Сигурни (а на самом деле Сьюзан) с первых дней жизни была погружена в мир шоу-бизнеса. Ее мать — англичанка по происхождению — была актрисой, а отец занимал должность президента телерадиокомпании NBC. Проблем с деньгами в семье Уивер никогда не было: девочка и ее старший брат жили в очень дорогом районе Манхэттена, были окружены нянями и ни в чем не знали отказа.
Однако несмотря на такое детство, становление Уивер не было простым. Дело в том, что она всегда была очень худой и высокой, а к 11 годам ее рост достиг 182 сантиметров, что не придавало ей уверенности в себе. Усугубилась ситуация, когда родители отправили дочь в одну из самых престижных частных школ в Нью-Йорке. Другие ученики начали травить Уивер.
Уивер не обижалась на мать и справлялась с насмешками одноклассников с помощью чувства юмора, благодаря чему постепенно стала душой компании. Однако внутри она оставалась все такой же неуверенной в себе.
К 13 годам Уивер, как и многие подростки, замкнулась в себе и стала неохотно делиться с отцом и матерью своими проблемами. Родители же обеспокоились необщительностью дочери и отправили ее к психиатру. Впрочем, разговаривать со специалистом у Уивер желания тоже не было, поэтому она просто отмалчивалась на его сеансах. «Я была обычным подростком, а подростки ненавидят рассказывать что-либо своим родителям», — впоследствии вспоминала актриса.
Получив в 1967 году аттестат, Уивер, которой не надо было беспокоиться о деньгах, не стала сразу поступать в высшее учебное заведение. Вместо этого она сначала отправилась путешествовать, а затем на несколько месяцев уехала в Израиль, где работала волонтером в кибуце. Там же она познакомилась с репортером Аароном Латамом, в которого по уши влюбилась. Однако этот роман закончился так же быстро, как и начался, и Уивер вернулась в США к родителям.
Определившись с целями на будущее, она решила продолжить образование. При этом об актерской профессии она тогда даже не задумывалась, так как считала, что ее никогда не утвердят на роль из-за высокого роста.
Уивер решила стать журналисткой и писательницей, поэтому поступила в колледж Сары Лоуренс, откуда перевелась в Стэнфордский университет. Именно там она начала играть в студенческом театре.
Труппа театра The Palo Alto Company, организованного на базе братства хиппи Beta Chi, быстро стала второй семьей для Уивер, а игра на сцене — отдушиной и способом побороть неуверенность в себе. «Это были семидесятые, знаете — сила цветов!» — комментировала она свои университетские развлечения, когда стала звездой.
Благодаря театру Уивер довольно быстро осознала, что никакой журналистикой заниматься не будет, потому что хочет связать свою жизнь с актерством. В 1971 году она получила степень бакалавра литературы и сразу же поступила в Йельскую школу драмы, где столкнулась с жесткой критикой и непониманием профессоров. Преподаватели по неизвестной причине навесили на Уивер ярлык «бездарность» и не уставали напоминать ей о полном отсутствии таланта.
На протяжении трех лет учебы она получала исключительно проходные роли в спектаклях, и даже дипломная работа обернулась для нее ролью второго плана. Неудивительно, что время учебы в Йеле Уивер до сих пор вспоминает с неприязнью. После столь безжалостной критики ей потребовалось два года, чтобы понять: она имеет право называть себя актрисой и может зарабатывать этой профессией на жизнь, несмотря на скептицизм ее педагогов и родителей.
После окончания Йеля в 1974 году Уивер начала делать первые шаги на профессиональной театральной сцене.
На новый уровень театральная карьера Уивер вышла, когда в ее жизнь вошел драматург Кристофер Дюранг. Сначала они в соавторстве писали юмористические скетчи, а затем оба переехали в Нью-Йорк, чтобы покорить Бродвей. В 1970-х годах актриса стала музой Дюранга и звездой многих его постановок.
На Бродвее у Уивер все складывалось более чем успешно, но довольствоваться исключительно работой в театре она не хотела. Ее манил Голливуд. Однако ее решение сниматься в кино не снискало поддержки у родных. По словам Уивер, когда мать узнала, что она после учебы в Стэнфорде и Йеле собирается в Голливуд, лишь лаконично констатировала: «Напрасно. Тебя там съедят и выплюнут».
Однако на сей раз фабрика грез оказалась на редкость благосклонна к начинающей актрисе. Поначалу агенты, конечно, считали Уивер неформатной, жаловались на ее высокий рост и убеждали согласиться играть скучающую аристократку, но в итоге добились для нее прослушивания на эпизодическую роль в фильме Вуди Аллена «Энни Холл».
Ее утвердили, но новые роли после этой картины, ставшей триумфатором на «Оскаре» 1978 года, не посыпались на Уивер. Однако строчка в резюме, в которой значилась работа в проекте у именитого режиссера, отчасти помогла ей на пробах в научно-фантастический проект, ставший для нее судьбоносным.
На кастинг на роль Эллен Рипли актриса пришла в числе последних, но, несмотря на высокую конкуренцию, сумела поразить режиссера «Чужого» Ридли Скотта. Примечательно, что первоначально сценарий этого проекта 30-летняя на тот момент Уивер забраковала. Она, поклонница творчества Шекспира и Бернарда Шоу, считала для себя недопустимым участвовать в проекте о монстре, вселяющемся в тела людей.
За работу в «Чужом» Уивер получила даже по тем временам скромные 30 тысяч долларов, но о том, что согласилась на нее, никогда не жалела. Эта роль принесла актрисе огромную известность, номинацию на премию «Сатурн» и победу на BAFTA в категории «Самый многообещающий новичок в главной роли». Но что гораздо важнее — она стала символом гендерной революции в кино, благодаря чему навсегда вписала свое имя в историю. А деньгами Уивер осыпали в нескольких продолжениях франшизы.
За возвращение к роли Эллен Рипли в снимавшейся в 1992 году третьей части франшизы Уивер получила уже четыре миллиона долларов, но попросила убить свою героиню в конце фильма. Сценаристы ее просьбу, конечно, выполнили, но спустя пять лет оживили, что принесло актрисе еще 11 миллионов долларов.
Однако заложницей одной роли Уивер не стала. В 1980-х — начале 1990-х годов она доказала свой звездный статус, снявшись в таких успешных проектах, как «Год, опасный для жизни», двух частях «Охотников за привидениями», «Дейв», «Смерть и девушка», «Имитатор», «1492: Завоевание рая», «Гориллы в тумане» и «Деловая женщина». Последние два фильма принесли актрисе два «Золотых глобуса» и еще две номинации на «Оскар». Не менее удачно складывалась для нее и вторая половина 1990-х годов.
К началу нового тысячелетия на голливудской «Аллее славы» засияла звезда с именем Уивер, а ее саму включили в список «100 величайших звезд за всю историю кинематографа». В этот период ее фильмография пополнялась работами, большинство из которых стали широко известны и любимы зрителем. Среди них — «Таинственный лес», «Сердцеедки», «Хижина в лесу», «Красные огни», «Политиканы», «Робот по имени Чаппи» и, конечно же, «Аватар», ставший самым кассовым фильмом в истории. Причем для съемок в продолжении фильма Джеймса Кэмерона Уивер, которой было уже за 70 лет, освоила подводное плавание.
Поклонники актрисы не раз отмечали, что с годами она практически не меняется внешне. Если не знать, что в начале октября Уивер исполнилось 75 лет, догадаться о ее реальном возрасте действительно довольно сложно.
По словам актрисы, огромное влияние на ее внешний вид оказала веганская диета. Также она каждый день много двигается: ходит пешком, старается как можно больше времени проводить на свежем воздухе и обязательно делает с утра зарядку. Да и регулярные съемки мотивируют ее всегда оставаться сильной и выносливой.
Кроме того, Уивер не раз рассказывала, что благодаря матери с юности приучена заниматься спортом.
При этом Уивер на удивление спокойно относится к возрасту, не боится неизбежных морщин и искренне считает, что выглядит моложе своих лет исключительно благодаря правильному макияжу и освещению. Актриса не раз подчеркивала, что не одобряет стремление женщин сохранить молодость любой ценой. Сама она никогда не обращалась к пластическим хирургам, чтобы стереть с лица десяток прожитых лет, и не планирует делать это в будущем.
Для любителей скандалов, интриг и расследований личная жизнь Уивер на редкость скучна: в ней царит полная гармония, причем уже давно. После бурного романа, помолвки и расставания с израильским журналистом Аароном Латамом она в 1983 году на одном из театральных фестивалей встретила режиссера и основателя театра «Фли» Джима Симпсона. На мероприятии мужчина сидел в одиночестве и, ни на кого не обращая внимания, читал Чехова. Уивер проявила инициативу и пригласила его на танец.
Танцевать Симпсон отказался, зато между ними завязалась интересная беседа. Вскоре они начали встречаться. Пару не смущала ни семилетняя разница в возрасте, ни то, что Уивер была гораздо известнее своего избранника. Они чувствовали, что созданы друг для друга, и спустя год отношений узаконили свой союз. В 1990 году у супругов родилась дочь Шарлотта.
Уивер и Симпсон до сих пор вместе — и расставаться не собираются. Они занимаются театром «Фли» и много времени уделяют проблеме защиты окружающей среды. После съемок фильма «Гориллы в тумане» актриса стала активным членом фонда The Dian Fossey Gorilla Fund, а затем и его почетным председателем.
За годы карьеры Уивер ни разу не была замечена в скандалах, но при этом оставалась верна своим принципам. Она всегда четко разграничивала публичную и личную жизнь, потому что ей не нравится внимание, которое уделяется кинозвездам. Актриса не раз отмечала: «Все попытки исследовать жизнь знаменитостей в конечном итоге приходят к тому, что они ничем не отличаются от простых людей — завтракают и срут».
Также Сигурни никогда не стремилась стать иконой феминизма, но говорила о неравном положении женщин и мужчин в киноиндустрии задолго до того, как началось движение #MeToo.
Превыше всего на свете Уивер ценит семью, а актерством, по ее словам, всю жизнь занимается «по совместительству», но выходить на пенсию пока все же не собирается. Тем более что у нее еще много творческих планов, и уж точно есть чем удивить зрителей.