Культура
00:01, 2 декабря 2024

В кино — «Злая: Сказка о ведьме Запада». Волшебный блокбастер уже стал хитом по всему миру. Почему его нужно смотреть?

Кадр: фильм «Злая: Сказка о ведьме Запада»

В параллельный прокат вышла «Злая: Сказка о ведьме Запада» с Арианой Гранде — первая часть масштабной экранизации бродвейского мюзикла, переосмысляющего «Волшебника страны Оз». «Лента.ру» рассказывает о сказочном блокбастере, который уже прочат в фавориты премии «Оскар».

В стране жевунов празднуют смерть Злой ведьмы Запада. После ритуального сожжения ее чучела Добрая ведьма Севера Глинда (Ариана Гранде) рассказывает печальную историю покойной, которая родилась с зеленой кожей от внебрачной связи жены губернатора Троппа и заезжего коммивояжера. После этого Глинда, отвечая на вопрос из толпы, погружается в воспоминания о дружбе со Злой ведьмой.

Эльфаба (Синтия Эриво) и Галинда (так в те годы звали Глинду) познакомились в магическом университете Шиз. Эльфаба прибыла туда, сопровождая парализованную ниже пояса сестру Нессарозу (Марисса Боде). Здесь ее волшебные способности заметила декан факультета магии мадам Моррибль (Мишель Йео) и взяла Эльфабу на поруки. Над зеленокожей студенткой все смеялись, а комнату она делила с блондинкой Галиндой. Сначала девушки не ладили, но потом подружились и даже вместе попали в Изумрудный город на аудиенцию к хозяину волшебной страны Озу (Джефф Голдблюм).

В прокатном расписании «Злая» и второй «Гладиатор» были поставлены рядом, чтобы спровоцировать волну мемов, подобную прошлогоднему «Барбенгеймеру». «Зладиатор» (Wickediator) должен был создать новый кассовый феномен — по задумке голливудских студий, зрителям предлагалось смотреть фильмы подряд. Идея сработала не вполне. Картины в итоге немного разнесли по датам: «Гладиатор 2» вышел в Америке 19 ноября, «Злая» — 22-го. Новая работа Ридли Скотта в итоге собрала смешанные отзывы, однако «Сказка о ведьме Запада» стала настоящим хитом.

Фильм уже назвали лучшей экранизацией бродвейского мюзикла в истории кино, а рецензенты на разные лады рассуждают о том, как в карамельном CGI-мире развернулась история о природе добра и зла

Именно исходная бродвейская постановка повысила ставки, сделанные на сказочный киномюзикл. Премьера сценического шоу Стивена Шварца состоялась 30-го октября 2003 года. С тех пор спектакль был перенесен на многие сцены мира (от Лондона до Сингапура и Сеула), а на Бродвее с успехом идет до сих пор. «Злая» давным-давно стала предметом культа, последователи которого уже завели собственных детей и научили их наряжаться во все зеленое. В общем, продюсерский фокус был наведен на гигантскую фан-базу, которая должна была обеспечить кассу и экранизации.

Идея фильма возникла еще в 2009-м, причем речь шла не о картине по мюзиклу, а о переносе на экран исходной книги Грегори Магуайра.

Идея переосмыслить «Волшебника страны Оз» пришла к британскому писателю после потрясшего Великобританию убийства двухлетнего Джеймса Балджера, совершенного двумя десятилетками. Ужасное преступление заставило Магуайра задуматься об истоках зла в человеческой душе, а персонажи Лайнела Фрэнка Баума оказались достойными проводниками его соображений на бумагу. Мрачная книжка вышла в 1995-м. Для бродвейской адаптации сюжет был изменен и сглажен: например, в книге сестра Эльфабы Нессароза родилась без рук, а на сцене стала инвалидкой-колясочницей.

В 2009-м экранизацию книги собирался осуществить канал ABC совместно с компанией Сальмы Хайек. К 2016 году проект так и остался нереализованным, но речь зашла о полнометражной экранизации самого мюзикла. В процессе работы режиссерами называли Дж. Дж. Абрамса, Стивена Долдри и Райана Мерфи. В итоге из производственного ада «Злую» вывел режиссер «Шага вперед 2» и «Безумно богатых азиатов» Джон Чу.

Здесь надо отметить, что «Волшебник страны Оз» был и остается одним из важнейших мифов Голливуда

Фильм Кинга Видора и Виктора Флеминга, вышедший в 1939 году, стал одним из важных экспериментов с цветным изображением и получил два «Оскара» за саундтрек и лучшую песню (Over The Rainbow). Эта классическая картина производит впечатление и сегодня. 11 лет назад свою ревизию миров Баума под патронажем Disney представил Сэм Рэйми в фильме «Оз: Великий и ужасный» с Джеймсом Франко. И это не говоря про культовую афро-версию Сидни Люмета под названием «Виз», где снимались Дайана Росс и Майкл Джексон.

Визуально «Злая» Джона Чу — это современная киносказка в том смысле, в каком жанр понимается сегодня в мире, хоть в Голливуде, хоть в России, где скоро, кстати, тоже выходит «Волшебник Изумрудного города»

Известно, что режиссер старался по максимуму использовать настоящие декорации, но красочность фильма все равно получилась несколько рафинированной, если не сказать, пластиковой. Смелых экспериментов, которых можно было ждать от автора «Билли Батгейта» Долдри или фаната кэмпа Мерфи, здесь нет. Однако фильм не упрекнуть и в пустоте, которая обычно зияет в современных фильмах-праздниках. Чу с большим уважением отнесся к первоисточнику, сохранив все главное и даже расширив отдельные эпизоды. Во вставном номере в Изумрудном городе сыграли Идина Мензел и Кристин Ченовет — исполнительницы главных ролей из бродвейской «Злой».

Несмотря на карамельный антураж, «Злая» осталась сказкой, которая мерцает темными оттенками хоррора и даже антиутопии. Лучшие сцены здесь связаны с проявлениями ксенофобии — как в адрес Эльфабы, так и в сторону говорящего козла, который служит в Шизе профессором (этого персонажа озвучил Питер Динклейдж). На роль правителя волшебной страны очень удачно выбран Джефф Голдблюм — харизматичный шарлатан в его исполнении явно еще удивит зрителя во второй части. Там, кстати, речь пойдет о новой версии уже знакомых событий — появятся Дороти Гейл, Страшила и Железный дровосек.

Сердце фильма это, конечно, две главные героини. В теории дуэт певиц Эриво и Гранде казался слабым местом постановки, где от актрис требуются не только голоса, но и драматические таланты

В итоге Ариана с ее кукольной внешностью оказалась изумительной комической актрисой. Ее Глинда здесь не просто главный, но и самый сложный персонаж. Это превращение напудренной куклы в настоящую девушку происходит без всякой компьютерной графики. Удивительно, но Гранде с этой ролью справилась даже убедительнее, чем Марго Робби в «Барби». У Синтии Эриво роль более выигрышная — и драматургически, и благодаря гриму, однако и она дарит Эльфабе допустимую в рамках жанра глубину.

Разумеется, не стоит рассматривать «Злую» как действительно серьезное философское высказывание — как это делают некоторые экзальтированные критики. Тем не менее это действительно серьезный шаг вперед для жанра, годами переживающего стагнацию. «Злая» точно лучше «Русалочки» и прочих игровых авторемейков от Disney. Ну а успех фильма, за неделю собравшего 195 миллионов долларов в мировом прокате, говорит о том, что авторам удалось найти идеальную пропорцию сладостного эскапизма и горечи, свойственной новейшим временам.

< Назад в рубрику