У отца Дионисия и Надежды Соляковых десять детей — младший ребенок родился несколько недель назад. Они живут в рязанской глубинке, успешно занимаются фермерством, блогерством, резьбой по дереву, шитьем, хоровым пением и много чем еще. Глава семьи служит священником и убежден, что хороший батюшка не должен зависеть от прихода в финансовом плане. Недавно Соляковы победили во Всероссийском конкурсе «Семья года» и в телевизионном проекте «Поём на кухне всей страной» . Подробнее об этих уникальных людях — в материале «Ленты.ру».
«Это поле шестой год подряд я кошу. Посмотрите, какой у нас мощный травостой по этому году. Дожди сделали свое доброе дело: трава просто изумительная», — так Соляков начинает ролик, собравший 775 тысяч просмотров на YouTube.
В ролике батюшка-фермер не только хвастает кострецом и люцерной, выращенных на своем поле, но и признается, что даже такому улыбчивому оптимисту, как он, бывает грустно.
«По вчерашний день включая лили ужасные дожди, поэтому и снимать видео не хотелось. И такое что-то было настроение не очень», — сетует священник.
Но скосить — это даже не полдела. Теперь добытую на корм коровам траву надо будет несколько раз ворошить прямо на поле, чтобы хорошенько просушить. А поле вовсе не шесть соток, а полтора гектара (всего Соляковы обрабатывают 100 гектаров и еще на 100 гектарах корчуют то, чем заросли заброшенные поля — прим. «Ленты.ру»).
«Как сгребаем, как ворошим, как прессуем, как мы складываем это сено — всем вам расскажу и покажу», — не забыл напоследок отец Дионисий сделать анонс следующего видео.
Среди множества комментариев к этому и другим роликам на канале «Фермерские будни священника», где люди выражают восхищение по поводу того, какими классными бывают русские священнослужители, достаточно и таких, где по делу высказываются люди, хорошо знакомые с трудом в сельских полях.
«Кабину трактора нужно защитить решетками. Камушки отлетающие могут причинить травму», — хозяину канала такие комментарии особенно дороги, ведь он фермер-самоучка, а не дипломированный агроном.
Соляков умело расширял аудиторию своего канала, создавая максимально полезный для людей контент.
Пять лет назад он собрал 538 тысяч просмотров с роликом «Строим коровник из бюджетных материалов». Здесь он рассказал и, главное, показал, как почти закончил работу над коровником размером 37 на 10 метров на 50 голов.
«Сейчас у нас восемь дойных коров пока что. Остальные — молодняк. Коровы у нас преимущественно айрширской породы. До зимы хотелось бы успеть их поставить на свои места», — объяснил он цель проекта.
Невероятно, но все это священник и его дети строили сами, причем преимущественно из некондиции, поэтому и вышло максимально экономно. Некондиция — это пеноблоки со сколами, опорные трубы с буровых установок, осина, бракованный рубемаст (кровельный материал) и железо на крышу. Соляков умудрился купить все прямо на заводах-производителях.
Но есть в коровнике и фишки, которые должны облегчить последующую работу в нем священнику, его жене и детям — наемных сотрудников на их ферме нет. К примеру, электротранспортер для навозоудаления и розетки для подключения доильного аппарата.
Электрику в коровнике батюшка проложил сам, сам сварил железные ворота и двери, чтобы не тратиться на готовые.
В комментариях самодельный коровник, не уступающий по размерам добротному совхозному, похвалили, но рекомендовали постелить деревянные полы — «а то от бетона у коров ноги будут болеть», а еще сделать отдушины с вентиляцией — «а то в базе будет туман и пару некуда будет деться».
Но заходит зрителям канала и отвлеченный от фермерских проблем контент. Так, 180 тысяч просмотров собрало исполнение «Песни про коня» группы «Любэ» дружным и многочисленным семейным хором Соляковых, собравшим уже множество наград на всевозможных региональных и федеральных конкурсах.
Хозяйство отца Дионисия — это еще и небольшой парк тракторов и комбайнов, без которых семье, конечно, было бы не справиться, а работать они умудряются на собственных и заброшенных сельских полях общей площадью 200 гектаров, если учесть ту землю, которую они готовят к посадкам. Чинит и обслуживает технику священник тоже сам.
«Подъехал сын Сережа на ДТ-75 на гусеницах. Сможет ли он вытащить утонувшего в поле большого богатыря "Кировца"?» — досадные фермерские проблемы Соляков-старший тут же обращает в интересную тему для ролика.
В благодарность за годный контент от подписчиков прилетают не только лайки, но и разные интересные подарки. К примеру, один из зрителей привез из Орловской области и подарил отцу Дионисию плуг от «Кировца».
Заходят к фермеру-батюшке-блогеру и производители специфической сельхозтехники. Так, в одном из недавних роликов он взял на тестирование агронавигатор «Курсач».
Из-за проблем с YouTube в России Соляков хотел было свернуть свой канал и полностью перейти на другие платформы, но в итоге принял решение, что останется, так как у него хватает подписчиков и за рубежом. Он ими по-пастырски очень дорожит.
Денис родился и вырос в кыргызской глубинке, в 450 километрах от Бишкека. Мальчиком мечтал посвятить свою жизнь искусству. Окончил музыкальную школу по классу гитары и баяна, затем музыкальное училище, а после этого поступил в Кыргызскую национальную консерваторию.
Ему нравилось погружаться в мир музыки, нравилось учить детей пению в одной из бишкекских школ, но Денису было не по себе в компании других музыкантов, с которыми он жил в общежитии консерватории. Они вполне соответствовали образу вечно пьяной и скандальной богемы, а Соляков был склонен к аскетизму. Будучи человеком религиозным и деятельным, он, с одной стороны, не хотел потчевать однокурсников назойливыми проповедями, а с другой — не мог молча наблюдать за происходящим.
Он обратился за советом к своему духовнику, и тот рекомендовал Денису реализовать свою любовь к музыке в лоне церкви.
Соляков отправился в подмосковный Сергиев Посад, поступил в регентскую школу Московской духовной академии. Устроился работать гардеробщиком и уборщиком в Троице-Сергиевой лавре, чтобы оплачивать учебу.
А на втором курсе Денис перешел из регентской школы в Московскую духовную семинарию. Отныне свое будущее он связывал со священнослужением, но собирался стать не обычным батюшкой, а таким, кто не станет обузой для своего прихода.
У себя на канале Соляков рассказывал о том, как в село однажды приехала супружеская пора, искавшая могилы давно умерших родственников.
Они попали на службу к отцу Дионисию, а потом он позвал их к себе домой. По пути гости имели возможность рассмотреть ферму Соляковых. За столом Соляков-старший заметил, что они беспокойно смотрят по сторонам.
— Простите, может, вам что-то еще подать? — спросил он их.
— Да нет, батюшка, — ответили они.
А потом гостья добавила:
— Вы простите за нескромный вопрос: а где ваша прислуга?
Женщина не сомневалась, что фермой занимаются какие-то другие люди, а не священник и его дети. Она была очень удивлена, что никакой прислуги тут нет и никогда не было.
А размах у хозяйства Соляковых большой. Когда они только приехали в Новое Еголдаево, то увидели, что все пространство сельских полей, за исключением небольших огородов селян, наглухо заросло сорняком.
«По весне достаточно было одной спички, чтобы все это начинало полыхать. Огонь доходил до самых домов. Многие из них так и сгорели», — рассказывает отец Дионисий.
Когда Соляковы решили заняться разведением коров, они спросили согласия соседей возделывать эту территорию в обмен на обещание поддерживать ее в чистоте и порядке. Те с радостью согласились.
Так, вместе с той территорией, которая принадлежит им на праве собственности, отец Дионисий, его жена и дети стали ежегодно обрабатывать заброшенные земли вокруг села. Для этого, как отмечалось выше, главе семейство пришлось стать большим специалистом по сельхозтехнике и постепенно обзавестись целым парком стареньких комбайнов и тракторов.
Жена Надежда — главная помощница и опора супруга в любых его начинаниях.
Она родилась и выросла в подмосковном Хотьково, в большой и дружной семье с девятью детьми. Мать Надежды — медсестра, работавшая с известным врачом, отец был простым рабочим на заводе и активно занимался спортом: тягал гири, выступал на соревнованиях. Всю их семью знали и уважали в Хотьково.
Власти помогли им переехать из квартиры в отдельный дом с небольшим участком, где Надя училась возделывать землю и ухаживать за небольшим хозяйством. А еще она с юности любила нянчится с маленькими детьми: родственники и друзья семьи зачастую оставляли в их доме своих ребятишек, полагая, что место, где уже есть девять детей, вполне может функционировать в качестве своеобразного детского лагеря.
Надежда помнит, что тогда они ни в чем не нуждались, так как многое научились делать сами. К примеру, ее мама сама шила детям одежду — не только юбки и платья, но и куртки. Она научила этому и Надю.
«Благо не было телефонов и интернетов. Сейчас сели бы мы с таким интересом за шитье?» — задается вопросом жена отца Дионисия.
С Денисом она познакомилась на концерте, будучи студенткой столичного вуза. Познакомились ближе, когда Надежда приезжала в архитектурно-реставрационный центр Троице-Сергиевой лавры для подготовки дипломной работы.
«Мы не искали богатого жениха или невесту. Мы искали такого собеседника на всю жизнь, с которым у нас совпадали бы взгляды на жизнь», — вспоминает она.
Надежда окончила университет на год раньше, чем Денис семинарию. Работала инженером на одном из предприятий в Хотьково.
После венчания, уже с маленьким ребенком, молодая пара могла поселиться в Москве — Солякову предложили место в одном из столичных приходов. Но они отправились в далекую рязанскую глубинку. Там у них не было ни обустроенного жилья, ни хозяйства, ни родственников или друзей, которые могли бы о них позаботиться.
Сначала отец Дионисий с Надеждой приехали в небольшое село Казачий Дюк Шацкого района Рязанской области, где прожили полтора года.
«Там не было газа, и я научилась топить печку дровами. И мне это так понравилось, что я сказала мужу, что этим буду заниматься дальше сама», — вспоминает Надежда.
Супруг удивился: никому такая повинность обычно не нравится, так как в холодное время к печке и ночью приходится вставать…
В Дюке молодой священник занялся ремонтом храма, где проявил себя как толковый электрик.
Новое Еголдаево находится в 200 километрах от Казачьего Дюка. Сюда семья переехала 1 сентября 2006 года. У них было уже двое маленький сыновей.
Знакомство с новым местом жительства началось с того, что они объехали все село, но так и не смогли отыскать храм, в котором предстояло служить.
Местные указали на здание, похожее на заброшенный склад: ни куполов, ни колокольни. Предыдущий настоятель сумел постелить деревянные полы и установить радиаторы отопления, за что Соляковы до сих пор ему благодарны, так как впереди была зима.
До того как храм вернули церкви, его использовали как зернохранилище. Трактора заезжали прямо внутрь и ссыпали тут зерно. Чтобы отреставрировать здание, теперь требовалось провести колоссальный объем работ.
Спустя 13 лет результаты этого труда отец Дионисий охарактеризовал скромно: «С Божией помощью храм приобрел добротный вид. Люди проезжающие крестятся».
За капитальный ремонт взялись своими силами и с таким расчетом, чтобы потом не разориться на содержании церкви. Так, к примеру, теплые полы под плиткой позволили снизить расход газа на отопление в два раза.
Храм — это не частный дом, где главное, чтобы было тепло и сухо. Его еще нужно как следует обустроить и благоукрасить: иконостас, престол в алтаре, большой крест-Голгофа и многое другое, — все это Соляковы тоже сделали своими руками.
«Посмотрев цены на резьбу, мы заказали в Китае станок ЧПУ и теперь делаем резьбу по дереву сами», — говорит отец Дионисий.
В мастерстве резчиков по дереву семья упражняется зимой, так как летом из-за работы на ферме времени и сил на это не остается. Чтобы заработать на дерево, лаки, краски и другие расходники, Соляковы часть своих изделий продают.
Фермерское хозяйство отец Дионисий и Надежда создавали с нуля. Они решили заняться разведением крупного рогатого скота. Начав с одной коровы, стали постепенно вкладываться в приобретение целого стада, пользуясь субсидиями от государства.
В основе их поголовья — коровы айрширской породы, которую ценят за количество и качества молока. Часть животных купили на Московском конном заводе, часть — в Сергиево-Посадском районе Подмосковья. Изюминкой стада стали несколько телок престижной джерсейской породы. А еще, разумеется, есть быки. Сейчас уже три десятка.
Весной Соляковы занимаются выращиванием и продажей двухнедельных цыплят-бройлеров, индюков. Остатки откармливают до осени и продают в виде мяса. Из молока семья производит сыр, сливки и творог. Все это тоже делается не только для личных нужд, но и для продажи.
Летом Соляковы заняты полевыми работами. Растят и корм для скотины, и хлеб.
Все это требует работы в режиме 24 на 7, но на выходных и в праздничные дни семья умудряется уделить достаточно времени богослужениям, работе в созданной отцом Дионисием для детей со всей округи воскресной школе и большому детскому хору, репетирующему прямо в храме.
Разумеется, что и дом, в котором живут Соляковы, они построили сами — с помощью госпрограммы «Молодая семья на селе».
Таких активных и больших семей в селе больше нет. Как бы ни старались батюшка и матушка вдохнуть в Новое Еголдаево новую жизнь, село медленно, но верно вымирает.
Это заметно, как и везде, по школе. Надежда Солякова помнит, что 20 лет назад в ней учились 86 ребят. Были 10-й и 11-й классы. Теперь в школе всего 19 учеников. Старшие классы закрыты. Соляковы возят своих детей учиться в Ряжск.
Но фермеры-миссионеры не унывают, стараясь объединить энергичные и многодетные семьи из Ряжска и Ухолово, готовые брать с них пример.
«В этом году у нас прямо бум рождаемости на приходе, — говорит матушка Надежда. — Пять малышей уже родились, еще двоих ожидаем до конца года, причем родились по четвертому, по пятому ребенку. Мы стараемся друг другу помогать всем, чем можем».
И Надежда Солякова этой осенью в десятый раз стала матерью. Теперь у них с отцом Дионисием ровно по пять девочек и мальчиков.
Надежда хорошо помнит, как все было устроено в доме у ее родителей, где она была одной из девяти детей. По ее словам, в наше высокотехнологичное время такой семье жить легче.
«У нас дома были приняты дежурства: один день кто-то мыл посуду, другой белье стирал и так далее, — говорит Солякова. — Я своим детям рассказываю: сейчас у вас и посудомойка и стиральная машина-автомат.
У нас такого не было: полоскали белье в ванне».
У Надежды было три старших брата, которые могли защитить всех остальных от любых неприятностей, хотя даже в лихие 90-е никто в Хотьково особо не пытался задирать их большую и дружную семью.
У отца Дионисия теперь тоже есть опора — двое старших сыновей, которые уже освоили тракторную технику и доильные аппараты. Утром коров доит всегда сам глава семейства, так как зимой детям надо собираться в школу, а летом будить их рано ему не хочется: «Все-таки каникулы», — говорит батюшка.
А вот вечерняя дойка — это уже обязанность сыновей, с которой они справляются по очереди. Вернее, справлялись. Теперь парни учатся в университете, и отцу приходится выкручиваться без них.
В целом же рецепт воспитания детей в этой семье прост: нагружать их работой с утра и до вечера. В этом Денис видит и одну из главных задач фермерства как такового.
Только никогда не бывает так, чтобы дети у Соляковых работали, а родители нет. А еще у них не принято делить дела на мужские и женские.
«Надо посуду вымыть — и мальчишки, и батюшка этим тоже занимаются», — говорит Надежда.
Все самое трудное семья делает вместе. Например, когда нужно косить траву на сено. Это исключает обиду и подозрения, что кого-то любят больше, а кого-то меньше.
Детям на ферме приходится каждый день трудиться, но вместе с этим они получают большой кредит доверия, какого нет у большинства их городских сверстников. Среди прочего здесь им доверяют самый дорогой и хрупкий актив в хозяйстве — коров.
Это раньше пасти коров в деревне могли отправить кого угодно. Теперь, когда нерадивые соседи могут в любой день вывалить гору мусора с битым стеклом где-нибудь в поле, любая прогулка со скотиной превращается в испытание на бдительность. Велик риск, что коровы сожрут что-нибудь такое, что потом погубит все стадо.
Примечательно также, что на своей семейной ферме Дионисий и Надежда не задействуют родителей, хотя, к примеру, в городе люди часто просят посидеть с малышней бабушек и дедушек, а некоторые еще и живут на их пенсию.
«К родителям нам стыдно было обращаться, потому что они и так нас вырастили, — объясняет Солякова. — В крайнем случае у нас рядом одна бабулька жила — на часик я могла у нее ребенка оставить, но обычно мы детей всегда с собой берем».
Дети сопровождают Соляковых всюду, куда бы они ни поехали. Отцу Дионисию как священнику, разумеется, часто приходится ездить на отпевание умерших, и они стараются делать это всей семьей.
У прихожан это удивления или какого-то непонимания не вызывает. Семья Соляковых — это еще и большой слаженный хор, регулярно побеждающий в разных конкурсах.
Музыка не осталась для отца Дионисия в прошлом. Она сопровождает жизнь его растущей из года в год семьи, превратившейся в большой и слаженный хор, ставший победителем проекта «Поем на кухне всей страной» на Первом канале.
На этот проект семья попала случайно: думали, что речь идет об очередном творческом конкурсе, которых они уже прошли немало.
Надежда говорит, что они не думали, что смогут пройти такой многоуровневый отбор и дойти до финала. Она объясняла детям, что приедут люди со всей России, и лучше ни на что особо не рассчитывать.
Как оказалось, хорошее пение помогает семье священника-фермера не только на отпеваниях и церковных богослужениях, но и позволяет, к примеру, их детям ездить бесплатно в «Орленок» на Черное море.
Есть в активе у Соляковых и победа на всероссийском конкурсе «Семья года».
«Нет, трактор не подарили! Хотя батюшка шутил по этому поводу, что, мол, хотя бы микроавтобус дали для детей, — шутит Надежда. — Но все равно съездили в Москву, дети отдохнули, по Москве мы вместе все погуляли».
За хозяйством во время отъезда семьи смотрит надежная прихожанка. Соляковы стараются наготовить впрок, чтобы ей не пришлось сильно утруждаться, только раздать скотине корм — и все.
«Мы уезжали, когда коровы еще не доились, так как должны были телиться», — уточнила тут же супруга отца Дионисия.
Не меньше, чем хор, реализоваться в творческом плане главе семейства помогает блогерство. Изначально целью создания канала на YouTube было желание показать, что далеко не все священники «ездят на джипах и ведут разгульный образ жизни».
«Снимали на простой телефон. Первые видео нечеткие были такие, — вспоминает собеседница «Ленты.ру». — Сначала подписались друзья и знакомые. Так потихоньку до первой тысячи подписчиков дошло. Потом стало все больше незнакомых уже людей подписываться».
В комментариях к роликам на канале «Фермерские будни священника» отметились и мусульмане: «Ничего себе! У вас тоже такие священники есть!»
Соляковы отвечали, что таких работящих сельских батюшек много, просто блогерством они не занимаются. Но Надежда понимает, что негатив по отношению к священникам зачастую имеет основания.
Так же и с детьми. Солякова считает, что без толку убеждать людей рожать и воспитывать больше детей, если тот, кто таким убеждением занимается, не берет на себя аналогичный труд.
Соляковы живут ежедневными заботами, стараясь поддерживать друг друга, а не только требовать исполнения фермерских обязанностей.
Старшие дети просят у родителей совета в общении с друзьями и знакомыми. Младшие делятся переживаниями о том, кто из них любименький, а кто нет.
«Я говорю: мы всех вас любим одинаково, не переживайте», — заверяет Надежда.
С прошлого года в Новое Еголдаево стал приезжать школьный автобус, чтобы забирать детей Соляковых на уроки в Ряжск. До этого приходилось возить их туда — 23 километра — каждое утро.
Автобус выбили через прокуратуру Рязанской области — не сами Соляковы, а человек, наблюдавший за ситуацией со стороны.
После начала Специальной военной операции семья и весь приход отца Дионисия подключились к волонтерству: плетут сети и обшивают волокуши для солдат.
Глядя на то, что происходит в Донбассе и на Украине, когда в доме могут отключить свет, газ и отопление, Соляковы с еще большим упорством стараются привить детям навыки, необходимые для выживания. Хотя они в сравнении с городской детворойи так уже умеют многое.
Новая для семьи проблема в том, что главная опора на хозяйстве — старшие сыновья — поступили в университеты.
«Муж сейчас думает, что ему все же нужен наемный работник или помощник, но пока найти никого не можем. Не доверишь же технику кому попало», — сетует Надежда Солякова.
Недавно они убрали последний укос, с чем им помогли двое прихожан и их мальчишки-старшеклассники. Не приученным к такому труду ребятам было тяжело. Оно и понятно, ведь ферма — это красота и романтика только на словах, а на деле — это ежедневный труд.