Испокон веку на российском телевидении установилось идеологическое господство двух жанров — многосерийной исторической драмы про Великую Отечественную войну и криминально-детективных сериалов про сотрудников правоохранительных органов. Вершину же своего мастерства отечественный телепромысел демонстрирует, когда два этих не так уж далеких друг от друга явления сходятся воедино. Это и произошло в новом проекте «Враг у ворот», созданном при поддержке Института развития интернета. О том, почему этот сериал — важный памятник эпохе, рассказывает «Лента.ру».
Начальник опергруппы Московского уголовного розыска Захар Мятов (Александр Новин), вернувшись домой с елкой, обнаруживает в своей квартире людей в форме, которые перетряхивают все его имущество. На милиционера надевают наручники и увозят в «Бутырку». Полгода он проведет в тюремных застенках, отказываясь признаваться в том, чего не совершал, и оговаривать своих товарищей. Однако и на неприступного капитана найдется управа — чистосердечное будет подписано, чтобы спасти его любимую женщину, которой пригрозят расстрелом.
И вот осенью 1941-го Мятова уже везут на полигон, где ставят в одну шеренгу с приговоренными к расстрелу уголовниками. Однако прямо перед приведением приговора в исполнение жизнь его будет спасена. Фамилию капитана в списки на освобождение внес лично товарищ Берия. С началом войны и наступлением гитлеровцев преступность в Москве достигла уровня 1920-х, а значит не время разбрасываться кадрами. Мятову приказывают вернуться к исполнению своих обязанностей начальника опергруппы. Захар от таких перетасовок, мягко говоря, в шоке, но отступать некуда — позади Москва, да и к тому же еще предстоит вызволить из неволи любовь всей жизни.
Вылавливание мародеров, грабителей и смутьянов в итоге приведет Мятова к ячейке опаснейших революционеров (или контрреволюционеров, или и тех, и других одновременно), которые, заключив тайный договор с фашистскими захватчиками, вливаются в преступные группировки, организуют налеты и подбивают толпы к беспорядкам. Удастся ли Мятову остановить злодеев, спасти родной город и свою любимую женщину?
Сериал этот снят по канонам классических телевизионных триллеров о войне и деятельности правоохранительных органов. Режиссер Никита Грамматиков ранее уже брался за изображение разнообразных силовиков в нестандартных ситуациях: его «Фемида видит» рассказывала об оперативнице главного управления на Петровке, мечтающей стать актрисой, а первый большой успех «Проклятие спящих» был посвящен поиску убийцы, который хочет научиться заключать души в портреты.
Над сценарием же работали, в частности, уже продемонстрировавшие в «Адмирале Кузнецове» свой великий патриотический пыл Олег Кириллов и Игорь Торотько. «Враг у ворот» тоже сохраняет определенный уровень мобилизационного пафоса, возможно, оттого, что шоураннеры слишком уж дословно в изображении характеров, мотивации и вообще в патетике следуют советской киноклассике, описывающей те же, что и «Враг у ворот», времена или сюжеты — от «Битвы за Москву» до «Место встречи изменить нельзя».
Зато герои здесь вышли весьма колоритными, причем что удалой протагонист в исполнении Новина (из которого, во многом благодаря его мрачным закадровым монологам вырастает чуть ли не полноценный неонуарный супергерой-вигилант) и его испанская компаньеро (Кристина Работенко), так и антагонисты-диверсанты в исполнении Филиппа Янковского (его персонаж пытается убить Сталина из личной ненависти), Зазы Чантурии и других. Здесь, как и в красочном изображении обычных эпизодических уголовников, «Враг у ворот» демонстрирует практически комиксный потенциал — возможность создания собственной брутальной киновселенной как у Marvel и DC, но с персонажами из эпохи СССР. Собственно, этим отечественное телевидение и занимается достаточно активно последние пару лет.
Этому ощущению — будто смотришь отечественный кинокомикс про фашистов и ментов — способствует еще одна неожиданная деталь, связанная с работой над декорациями. Москва военного времени, когда гитлеровцы уже наступали на Можайск, стала городом-перевертышем. Чтобы запутать авиацию врага, архитектурные памятники столицы перекрашивали под жилые здания, а площади застилали тентами с нарисованными крышами. Все это в обилии есть и в сериале «Враг у ворот». Герои ведут диалоги и устраивают погони на фоне зданий с совершенно неожиданными текстурами, где колонные ряды переходят в арки, которые усеяны окнами жилых домов. От всего этого только усиливается ощущение, будто происходящее на экране — горячечный сон больного.
Собственно, уже этим эффектом «Врагу у ворот» прекрасно удается отразить помешательство общества в особо мрачные периоды его истории. Достижение среди многочисленных телепроектов о Великой Отечественной войне весьма редкое, а потому бесконечно ценное. И в первую очередь именно этим — а не изображением суровой и непростой контрреволюционной борьбы в период Второй мировой — связывающее сериал с современностью.
«Враг у ворот» выходит в онлайн-кинотеатре «Иви» 5 декабря