В российский прокат вышло «Безмолвное братство» — боевик с Джудом Лоу и Николасом Холтом от режиссера «Кредо убийцы» Джастина Курзеля. «Лента.ру» рассказывает о том, каким получился фильм, в основе которого лежит деятельность американских нацистов в начале восьмидесятых.
1983 год. Агент ФБР Терри Хаск (Джуд Лоу) в поисках тихого места для новой жизни приезжает в маленький городок на Западном побережье США. Расслабиться не получается, поскольку город оклеен неонацистскими листовками. Профессиональное чутье заставляет Терри повременить с перевозом на новое место жены и дочерей. Сначала Терри находит зарытый в лесу труп, а затем увязывает пропагандистскую деятельность местных ультраправых с участившимися вооруженными ограблениями. Глава группировки «Орден» Роберт Мэтьюс грабит и убивает в интересах революции, так что Хаску ничего не остается, кроме как встать у него на пути.
«Безмолвное братство» — название нон-фикшн-книги Кевина Флинна и Гэри Герхардта, которая легла в основу нового фильма Джастина Курзеля, режиссера «Кредо убийцы», «Макбета» и «Нитрама». Флинн и Герхардт по горячим следам описывали деятельность неонацистской организации The Order — так картина и называется в оригинале. Сценарий написал проверенный голливудский мастер Зак Бэйлин.
Среди его последних работ, например, тоже основанный на реальных событиях «Король Ричард». Детище Уилла Смита вспоминается здесь не для красного словца: это яркий пример того, что Бэйлин вполне свободно обращается с фактурой и без лишних рефлексий кастрирует реальные события под стандарты жанрового фильма. В «Безмолвном братстве» он придумал, прежде всего, антагониста — пьющего агента ФБР Терри Хаска.
Вторая сторона противостояния это Роберт Мэтьюc — глава The Order, изворотливый маньяк и гангстер, проживший короткую, яркую и страшную жизнь. Для Николаса Холта эта роль настоящий подарок — промежуточный между ролью в «Присяжном номер два» Клинта Иствуда и «Носферату» Роберта Эггерса. Британский актер жадно вживается в образ умного харизматика, прячущегося за нелепой челкой. У него в картине самые ударные эпизоды: ограбления, убийства, сцены из семейной жизни на два дома — с женой и беременной любовницей. Впрочем, несмотря на старания Холта придать Мэтьюсу объем, в сценарии его образ прописан ярко, но плакатно. Это скорее герой комикса или учебного пособия, чем живой человек. Логичный подход, учитывая, что Курзеля и Бэйлина интересует кинетическое движение сюжета, а не глубина проблематики.
Еще одной важной деталью в механизме «Безмолвного братства» служит красная книжка в мягкой обложке под названием «Дневники Тернера». С точки зрения сюжета это антиутопия, по сути — руководство к действию для революционеров ультраправого толка, которое увенчано свержением правительства. Для американских сторонников белого превосходства эта книга, написанная неонацистом Уильямом Пирсом (под псевдонимом Эндрю Макдональд) — важнейший текст наряду с литературным творчеством Адольфа Гитлера. В фильме Курзеля «Дневники Тернера» Мэтьюс читает сыну перед сном. Красная книга появляется в сюжете и еще несколько раз, а потом возникает на заключительных титрах. Они гласят, что «Дневники Тернера» служили руководством к действию для людей, штурмовавших Капитолий в январе 2021-го.
Герой фильма Терри Хаск — почти карикатурный усатый боевик, которому по ночам являются призраки расчлененных информаторов. Он угрюм, молчалив и ведет неравный бой с рыхлеющим телом. В добавок ко всему он еще и страдает носовыми кровотечениями, которые служат ненавязчивой (по мысли авторов) метафорой бессилия перед лицом зла.
Драматургически фильму Хаск нужен только для того, чтобы крутить шестеренки сюжета, так что его характер прописан схематично и банально. По всей видимости, предсказуемость действия должна была создавать дополнительное трагическое измерение. И Джуд Лоу действительно решил поставленную задачу исключительно добросовестно. Его Хаск это не просто функция, а крайне достоверный алкоголик с многолетним посттравматическим расстройством.
Если отвлечься от основной интриги, все действия Хаска очевидно продиктованы именно расшатанной психикой, а не высокими идеалами или жаждой справедливости. Посмотреть фильм о таком герое, пожалуй, было бы действительно интересно. Режиссер со вкусом к изучению людских демонов — например, Абель Феррара — справился бы с этой задачей великолепно. Однако Курзель, привыкший полагаться в своих фильмах на энергию реальной драмы (на них основаны самые успешные работы режиссера) в итоге постоянно спотыкается о могучую фигуру центрального героя. Физически это выражается в монтажных переходах, обрывающих движения героев на полувзмахе — вероятно, это тоже попытка гальванизации безвозвратно обмякшей картины.
От уныния, которое создает буксующий, прерывистый ритм, не спасают ни фантастической красоты пейзажи, ни крепко сработанный экшен. Не компенсируют его и злободневные соображения авторов. В конце концов, на чтение публицистической колонки уходит меньше времени, чем на скверный двухчасовой фильм. Если же вам во что бы то ни стало необходим ретро-тур по американскому неонацизму конца прошлого века, с этой задачей куда лучше и остроумнее справится, скажем, «Черный клановец» Спайка Ли.