Россия
00:01, 9 декабря 2024

«Кому-то скажешь, сука, умрешь!» Как украинские мошенники массово используют молодых россиян для своих преступных схем?

«Лента.ру»: россияне становятся дропперами для работы на украинских мошенников
Сергей Лютых (Специальный корреспондент отдела «Россия»)
Фото: Jordan Lye / Getty Images

Молодые россияне из разных регионов страны массово становятся дропперами — это работа на интернет-мошенников (как правило, украинских). Дропперы или предоставляют преступникам свои банковские карты, или служат им курьерами. Этой осенью число объявлений о покупке банковских карт, по некоторым данным, выросло на треть, а полицейские фиксируют резкий приток дропперов-курьеров в Москву из других субъектов страны. Среди них есть люди, которых используют вслепую, но многие идут на эту работу сознательно. За ними пристально наблюдают кураторы — дроповоды, которые в случае невыполнения дроппером своих обязанностей отправляют в полицию компромат на него или высылают на разборки «спортиков», чтобы избить и снять этот процесс на камеру. Охотятся на дропперов и обычные бандиты, которые знают, что у тех на руках может быть крупная денежная сумма. Специальный корреспондент «Ленты.ру» изучил новую криминальную субкультуру.

«Выполняем их личные задания и пожелания»

Павел без особого труда нашел вакансию дроппера в одном из чатов в соцсетях и вскоре уже общался с дроповодом. Тот быстро ввел его в курс дела. Эта переписка теперь находится в распоряжении «Ленты.ру».

Вот как человек, представившийся Богданом, описал свою фирму и будущую работу Павла:

«Наша компания известна в узких кругах определенных людей. Мы оказываем курьерские услуги для людей при высоких должностях. Скрывать не буду. Чаще всего это судьи, люди в погонах или люди высоких должностей в мэрии. Выполняем их личные задания и пожелания. Доставляем чаще всего ценности, золото, деньги, ювелирку и так далее. Конкретно наш отдел отвечает за доставку денежных средств. Естественно, что это все не совсем законно, поэтому заказчики и обращаются к нам, дабы не потерять свою должность. Все происходит анонимно. Происхождение денег — это откуп. Люди либо подкупают людей при должностях, либо же откупаются от чего-либо. Чаще всего — заказы от судей».

Богдан заверил, что рисков для Павла не будет. Если только тот не попытается кинуть своих работодателей.

Показав кнут, не забыл Богдан и про пряник. Если Павел повезет 100 тысяч рублей, то заберет себе 10 процентов от суммы, то есть 10 тысяч рублей. За суммы выше этой отметки — 5 процентов.

«Чаще всего заявки 100-400 тысяч, бывает и крупнее», — постарался закрепить интерес молодого человека дроповод и отметил, что процент можно еще немного увеличить — за хорошую работу последует благодарность.

Затем он рассказал на конкретных примерах, сколько курьер получит, если отвезет такую-то или такую-то конкретную сумму. Ликбез или рассчитан на интеллектуально неразвитого человека, или же за повторением простых мыслей стоит некая психологическая техника.

«Есть интерес к данной работе?» — спросил Богдан перед тем, как продолжить. Видимо, на этой стадии кто-то отказывается. «Есть», — ответил Павел и продолжил погружение в «кроличью нору».

Далее последовало объяснение алгоритма работы на примере одного конкретного случая, который в этом незаконном бизнесе принято называть «забором». Все начинается с того, что Богдан скидывает улицу и номер дома, откуда нужно будет произвести забор, а Павел должен в ответ написать, сколько времени ему нужно, чтобы туда добраться. Желательно точно до минуты.

Дальше курьер должен ждать команды на выезд. Видимо, в это время еще идет «развод» очередной жертвы, у которой дроппер должен забрать наличку, и результат этого предприятия точно неизвестен

Гонец, ожидая команды, должен найти адрес жертвы на карте и адреса, откуда и куда он вызовет себе такси, — чтобы это было в нескольких сотнях метров от него и от конечной цели. Оказавшись в такси, дроппер должен доложить начальнику, а тот в ответ высылает ему легенду: как представиться.

По словам источника «Ленты.ру» в правоохранительных органах, эта легенда и понимание того, что он лживая, служат на практике одним из важных доказательств для привлечения дроппера к ответственности. «Как участника преступной группы мошенников, по статье 159 УК», — уточнил офицер. В ряде случаев, по его словам, дропперам еще присылают документ якобы от ЦБ или правоохранительных структур, который он должен передать человеку, у которого заберет деньги.

Каждые 10-15 минут дороги курьер должен сообщать дроповоду, что он в пути, и указывать, сколько времени до места «забора» ему еще осталось ехать. Никаких аудиосообщений или звонков, чтобы водитель такси ничего не услышал и не заметил, — только текст.

Когда дом жертвы уже находится в прямой видимости курьера, дроповод передает ему номер квартиры, в которой надо забрать «вещи». «Вещами мы называем деньги», — объяснил дроповод.

По словам источника «Ленты.ру», зачастую дроппер должен сказать жертве кодовое слово, чтобы та поняла — прибыл человек, которому следует отдать свои средства. Деньги, чтобы хоть как-то обезопасить курьера, потерпевшие по требованию мошенников всегда заворачивают в какие-нибудь вещи. Тогда, если дроппера повяжет полиция, он якобы отмажется, что ничего не знал.

Отойдя на несколько сотен метров, дроппер, по словам его наставника, уже может отложить себе свою долю. Видимо, это нужно, чтобы снизить уровень тревоги курьера.

Конечный пункт — банкомат, куда дроппер должен загрузить полученные средства на свой счет или на тот, что ему укажут.

Дроповоды заботливо рекомендуют своим подчиненным скрывать татуировки, использовать очки, медицинскую маску, кепку и капюшон для конспирации, вызывать такси по телефону, а не через приложение, ездить к жертве и обратно с помощью разных сервисов и не использовать лифты.

Видимо, этот боевой устав написан «кровью», потому что в нем есть указания на детали, которые явно встречались на практике. Так, дропперам отдельно объясняют, что нельзя носить яркие и узнаваемые вещи с опознавательными знаками брендов, а если прячешь татуировку — то так, чтобы это выглядело органично. «Не бинтом перематывать руку, а одевать что-то с длинным рукавом», — разъяснил мошенник-инструктор.

Проведя весь этот инструктаж, Богдан потребовал от Павла пройти верификацию и затем уже приступать к делу. «Для этого надо телефон и паспорт. А также 10-15 минут вашего времени! Дайте знать, как будете готовы», — написал он.

— Ок, а паспорт зачем?
— Паспорт — для безопасности, что с деньгами никуда не уйдешь, понимаешь!? Готов ты?
— Я, да, готов. У меня ситуация с доками неприятная... — стал аккуратно увиливать Павел, рассказав, что у него украли все документы.

Богдан в ответ пояснил, что без паспорта устроиться на такую работу никак не получится.

— Понял. А если за жопу мусора взяли, то как предупреждать?
— Ты много вопросов задаешь, а действий пока нет. Как-то наоборот должно быть, если хочешь работать, не кажется тебе!? Я тебе написал выше, будет паспорт пиши и продолжим. На связи!

Но Павел продолжил задавать вопросы: а что, если Богдан сам — человек при погонах и пытается его подставить? Богдан никак не стал развеивать эти опасения.

— То есть я прав? И ты бы меня слил!
— Нет, просто я не общаюсь без каких-то действий. Все, что надо знать, я тебе написал в материале. Будет паспорт, пиши и продолжим!
— Тебе серия и номер?
— Я тебя не буду брать в работу. Удачи в поиске!

Павел, конечно, был не Павлом, а экспертом по антифроду Русланом Айгининым, который ранее уже внедрялся в кол-центр украинских мошенников. Но Богдан — настоящий дроповод, говорит Руслан.

Обнальщики, транзитчики, заливщики и универсалы

В книге «Схемы кибермошенничества. Опыт Сбера», выпущенной в 2024 году, указаны четыре разновидности дропов (другое название дропперов — прим. «Ленты.ру»), которые отличаются в зависимости от типа использования: обнальщики, транзитчики (удлиняют цепочки транзакций), заливщики (вносят наличку на карту) и универсалы — те, кто может совершить сразу несколько этих задач или даже передать наличку дроповоду.

Дроповод, как правило, курирует сразу несколько групп дропперов: одни покупают криптовалюту, другие вносят средства на поддельные платежные карты, третьи перевозят наличку из одного региона в другой, чтобы уже там занести их на банковский счет или потратить на приобретение криптовалюты.

Дропперами чаще всего становятся молодые мужчины, проживающие в Москве, Санкт-Петербурге, столицах других регионов. Более 85 процентов из них — россияне. Таким образом, украинские интернет-мошенники обманывают жителей России руками их же сограждан

Разнообразие вариантов, чем именно придется заниматься дропперу, постоянно растет. В одном случае человек может завести несколько банковских карт на свое имя и передать их дроповоду. В другом — только согласится получить по почте пакет документов с банковскими картами, а затем обналичивать падающие на них средства по указанию дроповода.

Более того, рядовые дропперы могут сами вырасти в начальников или руководителей собственного обнал-сервиса. Для этого на теневых форумах в сети их научат всем тонкостям профессии, даже скриптам по общению с правоохранительными органами. На тех же форумах дропперы нарабатывают себе репутацию среди «коллег по цеху».

Еще более развита система взаимопомощи у дроповодов, которым коллеги, например, в случае задержания нанимают дорогостоящих адвокатов.

Дропперство зародилось с возникновением черного рынка банковских карт и выросло практически в субкультуру по типу АУЕ. По данным исследователей, стоимость карт, открываемых для преступников, варьируется от 6 до 100 тысяч рублей в зависимости от банка и целей использования. Больше половины дропперов (53 процента) имеют на руках от 10 до 50 банковских карт. У кого-то их может быть еще больше, а абсолютный рекорд — 1608 штук у одного человека.

В первые дни спецоперации на Украине (СВО) российским спецслужбам удалось накрыть мошеннический кол-центр в Бердянске. Найденная там информация раскрыла множество деталей в мошеннических схемах, в том числе и о дропперстве. Так, выяснилось, что кол-центр сотрудничал с несколькими обнал-сервисами, базирующимися в России, через торговые площадки DarkMoney и Dublicat.

Процедура была следующая: обманувший очередную жертву сотрудник кол-центра тут же заказывал через обнал-сервис наиболее подходящую к ситуации банковскую карту дропа. Менеджер обнал-сервиса тут же, в режиме онлайн, предоставлял данные карты и ждал зачисления на нее похищенных денег. Затем эти средства — все еще находящиеся в России — снимались с карты и зачислялись курьером-дроппером на криптокошелек украинского кол-центра.

За свои услуги российские компаньоны брали комиссию 15-20 процентов

Дроповодам нужны дополнительные гарантии того, что дроппер не откажется от работы, для этого их заставляют готовить на себя компромат — и те соглашаются.

Стремясь заработать на горе своих сограждан, зачастую пенсионеров, у которых мошенники отбирают так называемые гробовые накопления, дроперы готовы сами на себя подготовить компромат, за который их могут привлечь уже не за мошенничество, а за экстремизм, открытое выступление против президента и СВО.

«В процессе вербовки дроперы добровольно записывают и передают дроповодам видео, где записывают речь, за которую могут понести ответственность по законам Российской Федерации», — объяснил «Ленте.ру» высокопоставленный сотрудник кибербезопасности российского банка. Речь идет о статьях об экстремизме, выступлениях против СВО и власти.

В банках уже накопилось достаточно информации, позволяющей выявлять дропперов по целому ряду косвенных признаков. Так, дропперством зачастую занимаются люди с высокой долговой нагрузкой, не имеющие высшего образования.

«Курьерами становятся пенсионеры»

Для оперативных служб МВД дропперы, как и вся сфера интернет-мошенничества, давно стали настоящей головной болью. «Теперь на это все приходится большая часть преступлений как таковых», — рассказал «Ленте.ру» источник в правоохранительных органах.

Дропперы и стоящие за ними дроповоды стали новой формой оргпреступности, существующей далеко не только в сети. К примеру, в Сибири есть несколько групп, которые нанимают и засылают молодежь работать дропперами в Москву. «Забирают деньги у потерпевших и несут туда, где их можно положить на криптокошельки», — объяснил он.

Таких людей удается ловить, привлекать к ответственности, но за свои действия дропперы, по словам собеседника «Ленты.ру», реальных сроков не получают, а во время следствия ходят под подпиской о невыезде и продолжают заниматься дропперством.

Оперативники находятся в ситуации, когда им постоянно приходится догонять мошенников, изобретающих все новые способы отъема денег у потерпевших. Теперь дроповоды заметили, что банки стали лучше следить за безналичными операциями и своими картами. Это спровоцировало резкое увеличение числа курьеров-дропперов, забирающих у потерпевших наличность.

Таким дропперам, по его словам, требуется квалифицированная психологическая помощь.

«Cпортики» для дропперов

Руслану Айгинину удалось узнать еще об одной стороне мира дропперов, которая пока мало известна прессе.

«Спортиков» нанимают примерно тем же путем, что и дропперов. За свою работу эти люди получают хорошие деньги. Иногда они даже не знают, что являются частью преступной группы мошенников, чьи корни уходят за границу. В ряде случаев «спортикам» представляют дело так, будто они являются борцами за справедливость — несут возмездие тем, кто обчищает пенсионеров в интересах украинских кол-центров.

Руслан предоставил в распоряжение «Ленты.ру» два ролика, снятых, предположительно, такими «спортиками».В первом несколько молодых парней жестко избивают человека, требуя просить прощения за то, что он кого-то кинул на деньги. Во втором ролике провинившийся якобы присвоил себе несколько сотен тысяч рублей. Ему отрубили мизинец.

«Если ты к кому-то обратишься, сука, ты умрешь!» — говорит один из «спортиков».

Кроме того, за дропперами охотятся обычные местные бандиты, которые знают, что тем в руки попадают крупные суммы наличных.

Так, 7 ноября в новосибирский суд направили дело о вымогательстве, сопряженном с похищением и незаконным лишением свободы двух местных дропперов.

«Обвиняемые подкараулили потерпевших в микрорайоне Ясный берег, применили к ним насилие, привели их в арендуемую квартиру, где, лишив их свободы, забрали мобильные телефоны и, продолжая избивать, требовали передачи денежных средств», — сообщили в прокуратуре Новосибирской области.

Денег у них не было, но надо было как-то выкручиваться. Плененные дропперы не нашли ничего лучше, как сдать похитителям других местных дропперов, с которыми собирались встретиться у вокзала. Обвиняемые похитили и тех, но тоже без толку — они оказались пустыми.

***

Как рассказал «Ленте.ру» сотрудник службы кибербезопасности российского банка, в настоящее время на высоком уровне идет обсуждение новых поправок в Уголовный кодекс, которые установят ответственность конкретно за дропперство. Эти поправки могут быть рассмотрены Госдумой уже следующей весной.

< Назад в рубрику