Герой Советского Союза маршал Советского Союза Федор Толбухин является одним из наиболее талантливых советских военачальников, проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии. Его полководческий почерк характеризовался стремлением воевать не числом, а умением — бить противника прежде всего авиацией и артиллерией, не бросая пехоту в бесплодные атаки на неподавленные огневые точки. Толбухина отличали скромность и непритязательность в быту, высокий общий культурный уровень, демократичность в общении, внимательность к мнению подчиненных и непоказная забота о вверенных ему войсках. «Лента.ру» вспоминает боевой путь полководца.
Будущий маршал родился, по одним данным, 15 июня (по новому стилю), по другим — 16 июня 1894 года в деревне Андроники Ярославской губернии (ныне Ярославский район Ярославской области) в семье зажиточного крестьянина Ивана Федоровича Толбухина и его жены Анны Григорьевны.
В родной деревне мальчик окончил церковно-приходскую школу. В селе Давыдково учился в земской школе, по другим источникам — в двуклассном училище министерства народного просвещения.
В 1907 году, когда умер Иван Федорович, Федю вместе с другими детьми взял на воспитание брат отца Александр, петербургский купец. В Санкт-Петербурге Федор окончил трехлетнюю торговую школу, с 1911 года работал бухгалтером в коммерческом товариществе «Клочков и К°», в 1912-м сдал экстерном экзамен за полный курс Санкт-Петербургского императорского коммерческого училища.
В 1914 году в жизнь молодого человека вмешалась Первая мировая война. В декабре того же года Толбухин вступил в русскую императорскую армию вольноопределяющимся. В вольноопределяющиеся зачислялись добровольцы со средним или высшим гражданским образованием, которые после некоторой службы солдатами могли быть направлены командованием на учебу для получения первого офицерского чина.
Одним из них стал Толбухин, который, отучившись в Петроградской учебно-автомобильной роте, служил водителем и мотоциклистом при штабе 6-й пехотной дивизии и в 22-м пехотном Нижегородском полку на Северо-Западном фронте.
Убыль командного состава в сражениях Первой мировой была крайне велика, заставив военное руководство резко увеличить выпуск младших офицеров, в том числе за счет вольноопределяющихся: если до войны офицерский корпус русской армии имел в своих рядах примерно 46 тысяч офицеров, то к 1917 году он насчитывал, по разным данным, от 250 тысяч до 320 тысяч человек.
В апреле 1915-го Толбухин направлен на краткосрочные курсы в 1-ю Ораниенбаумскую школу прапорщиков и июле того же года получил офицерские погоны с одним просветом и одной звездочкой.
В сентябре 1915-го молодой прапорщик был направлен на фронт, вскоре отличившись в боях. За боевые заслуги в мае 1916-го Толбухин был досрочно произведен в чин подпоручика, а через четыре месяца — поручика, командовал ротой, а затем батальоном 2-го Заамурского пограничного пехотного полка 1-й Заамурской пограничной пехотной дивизии 9-й армии на Юго-Западном фронте. Был награжден орденами Святой Анны и Святого Станислава.
В 1916 году участвовал в Брусиловском прорыве Юго-Западного фронта, в начале 1917-го стал командиром батальона 13-го Зааамурского пограничного пехотного полка 4-й Заамурской пограничной дивизии.
После Февральской революции 1917 года, когда в армии командные должности стали выборными, поручик Толбухин был избран подчиненными в полковой солдатский комитет. Вместе с полком отбыл на фронт, где участвовал в июньском наступлении русской армии, получил в бою сильную контузию, в августе 1917-го за доблесть был произведен в чин штабс-капитана.
Несколько месяцев офицер лечился в госпитале, после чего в декабре 1917-го получил двухмесячный отпуск для восстановления сил. В марте 1918 года штабс-капитан Толбухин демобилизовался из рядов русской армии, которая перестала существовать, после чего уехал на малую родину.
Работал в Ярославской губернии табельщиком в 7-м военно-дорожном отряде. Был избран в августе 1918-го на должность военного комиссара Сандыревской волости, а также назначен начальником местного Всевобуча. В октябре того же года как военспец был мобилизован в Красную армию, продолжая исполнять обязанности Сандыревского военного волостного комиссара, с января по июль 1919-го Толбухин являлся военным руководителем Шаготского волостного комиссариата Ярославской губернии.
Летом 1919-го Толбухин подал рапорт об отправке в действующую армию и был зачислен в распоряжение штаба Западного фронта в Смоленске, где окончил четырехмесячные курсы штабной службы. Был сначала младшим, а затем старшим помощником по оперативной части начальника штаба 56-й стрелковой дивизии 7-й армии, с декабря 1920 года стал начальником штаба соединения.
Во время гражданской войны в составе 56-й дивизии Толбухин принимал участие в боях на Западном и Северном фронтах. Осенью 1919-го воевал против войск генерала Николая Юденича при обороне Петрограда. Вел военные действия против Польши, получив от командования серебряные часы с надписью: «Честному воину Рабоче-крестьянской Красной армии за проявленную доблесть в период августовских боев против Польши в 1920 году».
В марте 1921-го участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. В качестве начальника оперативного управления штаба войск Карельского района Толбухин руководил отражением нападения белофинских отрядов на Восточную Карелию в 1921-1922 годах.
Был повторно награжден командованием серебряными часами, а также кожаным костюмом с формулировкой:
В 1927 и 1929 годах учился на курсах усовершенствования высшего командного состава при Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе, после которых стажировался в качестве командира 167-го стрелкового полка. В 1930-1932 годах Толбухин служил начальником штаба 1-го стрелкового корпуса в Ленинградском военном округе.
В 1934-м окончил оперативный факультет Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе, а затем некоторое время временно исполнял обязанности командира 1-го стрелкового корпуса. В январе 1935-го Толбухин был переведен на должность начальника штаба 19-го стрелкового корпуса. После введения в Красной армии персональных воинских званий 28 ноября 1935 года Толбухин стал комбригом, а в сентябре 1937-го был назначен командиром 72-й стрелковой дивизии в Киевском военном округе.
На строевой должности находился недолго и в июле 1938-го возглавил штаб Закавказского военного округа с присвоением звания комдива. 4 июня 1940 года Толбухин был произведен в генерал-майоры.
С началом Великой Отечественной войны Толбухин, будучи начальником штаба Закавказского фронта, спланировал и осуществил операцию по вводу советских войск (вместе с британскими союзниками) в Иран в августе-сентябре 1941 года, с целью смещения персидского шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, считавшегося пронацистски настроенным политиком и для налаживания южных путей снабжения СССР.
30 декабря 1941 года Закавказский фронт был переименован в Кавказский. К тому времени генерал Толбухин разработал план Керченско-Феодосийской морской десантной операции, которая спасла Севастополь — командующий 11-й армией вермахта генерал Эрих фон Манштейн был вынужден прекратить штурм города и переключиться на отражение наступления Красной армии, которая при поддержке Черноморского флота и Азовской военной флотилии высадилась на востоке Крымского полуострова.
Командир 42-го армейского корпуса 11-й германской армии генерал Ханс фон Шпонек, как не справившийся с отражением советского натиска на Керченском полуострове Крыма, был предан суду военного трибунала, который приговорил его к расстрелу.
Из состава Кавказского фронта был выделен Крымский фронт, начальником штаба которого 28 января 1942 года был назначен Толбухин. Представителем Ставки Верховного главнокомандования Москва направила начальника Главного политического управления РККА армейского комиссара 1-го ранга Льва Мехлиса.
Фактически Мехлис подмял по себя командующего Крымским фронтом генерал-лейтенанта Дмитрия Козлова, по-своему перетасовывая кадры в штабе фронта. После нескольких безуспешных попыток пробиться к севастопольцам Толбухин принял решение закрепиться на достигнутых позициях. Мехлис же требовал наступления любой ценой. В донесении Сталину армейский комиссар 1-го ранга обвинил Толбухина в неумении управлять войсками и 10 марта 1942 года добился его снятия с поста.
Это кадровое решение спасло Толбухина, когда в мае 1942-го разразилась Крымская катастрофа и войска Козлова потерпели сокрушительное поражение, лишившись павшими, ранеными и пленными около 160 тысяч бойцов и командиров, а также потеряв на два года Севастополь и Крым.
К тому времени Толбухин был назначен на должность заместителя командующего войсками Сталинградского военного округа. К началу битвы за Сталинград в округе находилась на пополнении 57-я армия, которую в июле 1942 года возглавил Толбухин.
В составе Сталинградского фронта объединение надежно держало оборону южнее Сталинграда, а в ноябре 1942-го успешно действовало во время контрнаступления Красной армии, в ходе которого была окружена 6-я германская армия генерала Фридриха Паулюса.
Командир 442-й стрелковой дивизии, воевавшей под Сталинградом в составе армии Толбухина, генерал И. К. Морозов вспоминал:
19 января 1943 года Федор Толбухин удостоился звания генерал-лейтенанта. Также ему был вручен орден Суворова 1-й степени.
В феврале-марте 1943-го Толбухин командовал 68-й армией Северо-Западного фронта, приняв участие в кровопролитной и неудачной для Красной армии Старорорусской наступательной операции, проводившейся с 4 по 19 марта 1943 года.
Тем не менее полководческие способности Толбухина были высоко оценены Москвой: в марте 1943 года он был назначен командующим войсками Южного фронта второго формирования (в октябре 1943-го переименованного в 4-й Украинский фронт), 28 апреля 1943-го досрочно произведен в генерал-полковники.
В июле-августе 1943 года войска Толбухина участвовали в тяжелых боях по прорыву немецких позиций на реке Миус — с целью разгрома противника и освобождения Донбасса.
Перед началом операции Толбухин предупредил своих командиров:
Несмотря на то что захваченный на той стороне реки в районе сел Степановка и Мариновка плацдарм (длиной 35 километров и глубиной до 6 километров) пришлось оставить, действия Южного фронта не позволили германскому командованию перебросить на Курскую дугу из Донбасса ни одной дивизии.
Напротив, Берлин был вынужден стянуть на Миус-фронт большое количество соединений с других направлений, в том числе и 2-й танковый корпус СС, который понес в боях за советский плацдарм большие потери, чем во время знаменитого танкового сражения на Прохоровке.
Начальник штаба Южного, а затем и 4-го Украинского фронта Сергей Бирюзов (после войны ставший маршалом и начальником Генерального штаба Вооруженных сил СССР) в своих мемуарах писал: «Федор Иванович Толбухин, по моим тогдашним представлениям, был уже пожилым, то есть в возрасте около 50 лет. Высокого роста, тучный, с крупными, но приятными чертами лица, он производил впечатление очень доброго человека».
Бирюзов отмечал:
Генерал Александр Черепанов, в свою очередь, вспоминал: «Решительный и волевой начальник, требовательный и при необходимости суровый, Бирюзов хорошо дополнял мягкого и сдержанного Толбухина».
21 сентября 1943-го Толбухин был произведен в генералы армии. Осенью 1943 года войска 4-го Украинского фронта очистили от противника Донбасс, освободили почти всю Северную Таврию и заперли с суши в Крыму 17-ю армию вермахта, создав условия для последующего освобождения полуострова и юга правобережной Украины.
Начальник Оперативного управления Генерального штаба Красной армии в годы войны генерал Сергей Штеменко отмечал:
В апреле-мае 1944-го 4-й Украинский фронт вместе с Отдельной Приморской армией провел одну из самых быстрых операций в Великой Отечественной войне — по освобождению Крыма и Севастополя и разгрому 17-й полевой армии вермахта. Таким образом Толбухин как бы рассчитался с врагом за свои крымские неудачи 1942 года.
План Крымской операции был разработан и осуществлен при помощи представителя Ставки, начальника Генерального штаба Красной армии маршала Александра Василевского, с которым у Толбухина давно сложился хороший творческий и человеческий альянс.
Василевский писал:
10 мая 1944-го диктор Совинформбюро Юрий Левитан объявил на весь мир о том, что Крым полностью очищен от врага. Тогда как остатки войск 17-й армии вермахта, прижатые к морю на мысе Херсонес, в ожидании эвакуации морем еще продолжали сражаться.
Бирюзов вспоминал:
Но приказ есть приказ и в три часа ночи 12 мая войска 4-го Украинского фронта войска перешли в решительное наступление, сломив отчаянное сопротивление немцев и румын на мысе Херсонес.
15 мая 1944-го Толбухин вступил в командование 3-м Украинским фронтом и в августе того же года вместе с армиями 2-го Украинского фронта разгромил немецкую группу армий «Южная Украина», очистив Молдавию от противника, а также заставив Румынию и Болгарию выйти из альянса с Берлином и продолжить войну на стороне антигитлеровской коалиции.
Бирюзов отмечал:
За успешный разгром врага 12 сентября 1944 года Толбухину было присвоено звание маршала Советского Союза, он был назначен председателем Союзной контрольной комиссии в Болгарии. Осенью того же года войска 3-го Украинского фронта вместе с болгарскими и югославскими частями освободили от немцев Белград, а также южные и восточные части Югославии.
Зимой 1944-1945 годов объединения Толбухина участвовали в Будапештской наступательной операции, совместно с армиями 2-го Украинского фронта маршала Родиона Малиновского окружив и уничтожив 188-тысячную группировку противника.
Отразив в марте 1945-го в районе венгерского озера Балатон контрнаступление вермахта, 3-й Украинский фронт сам перешел в наступление. Вместе с войсками Малиновского армии Толбухина в марте-апреле 1945 года, завершив разгром противника в Венгрии, вступили на территорию Австрии, овладев ее столицей Веной.
Маршал Толбухин был награжден 26 апреля 1945-го высшим советским полководческим орденом «Победа».
На заключительном этапе войны, в ходе Грацско-Амштеттинской наступательной операции 3-й Украинский фронт очистил от немецких войск центральные и западные территории Австрии и к маю 1945 года вышел на линию соприкосновения с американскими союзниками.
На Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года советский военачальник маршал Федор Толбухин командовал сводным полком своего 3-го Украинского фронта.
С июля 1945 по январь 1947 года военачальник был главнокомандующим Южной группой войск на территории Болгарии и Румынии. С января 1947 по октябрь 1949-го Толбухин командовал войсками Закавказского военного округа, хорошо знакомого ему с довоенных времен.
Толбухин был дважды женат. Первый раз, по настоянию матери он женился в 1919-м на односельчанке Екатерине Ивановне. Несмотря на то что в браке родилась дочь Татьяна, через год брак распался. С 1923 года женой военачальника стала дворянка Тамара Евгеньевна Бобылева. Единственный сын супружеской четы умер малолетним.
Молва приписывала Толбухину послевоенный роман с Фаиной Раневской, по другим сведениям, маршал и знаменитая советская актриса были хорошими друзьями.
Несмотря на тяжелое заболевание, маршал Советского Союза, военачальник Толбухин много и напряженно трудился как в годы войны, так и после нее. Василевский вспоминал: «Никогда не забуду, как Федор, лежа на больничной койке, буквально за несколько минут до своей кончины, уверял, что завтра он выйдет на работу».
17 октября 1949 года Толбухин умер в Москве от сахарного диабета в возрасте 55 лет. Его тело было кремировано, а урна с прахом захоронена в Кремлевской стене на Красной площади.
Помимо ордена «Победа», за свою полководческую карьеру Толбухин был награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени, орденом Красной звезды, многочисленными медалями и иностранными наградами.
7 мая 1965 года Толбухину присвоили звание Героя Советского Союза, и он стал единственным из маршалов Советского Союза, удостоенным этой награды посмертно. Посмертно военачальнику присвоили и другое звание — Герой Народной республики Болгария.
Поэт-фронтовик Борис Слуцкий, воевавший под началом Толбухина в 57-й армии, посвятил маршалу стихи, в которых отдал дань уважения полководческому стилю военачальника:
«У маршала Толбухина в войсках
Ценили мысль и сметку,
Чтоб стучала и наливалась силою в висках,
И вслед за тем победу источала.
Водительство полков не ремеслом
Считал Толбухин, а наукой точной,
Смысл западный со сметкою восточной
Спаяв, он брал уменьем, не числом.
Жалел солдат, и нам велел беречь.
Искал умы и брезгал крикунами,
И умную начальственную речь
Раскидывал, как невод, перед нами...»