Экономика
15:23, 13 декабря 2024

Путь во льдах. Россия активно развивает Северный морской путь. Почему это важно для страны, людей и бизнеса?

Елена Замирская

Северный морской путь — уникальная транспортная артерия, которая проходит вдоль северных берегов России. Судоходный маршрут обеспечивает кратчайший путь по морю из Европейской части страны на Дальний Восток и открывает доступ к ресурсам Арктики и Сибири. В последние годы Северному морскому пути уделяется повышенное внимание. Развитие торгово-транспортного коридора проводится по национальному проекту «Модернизация транспортной инфраструктуры» и будет продолжено вплоть до 2030 года в составе нового — «Эффективная транспортная система». О том, почему освоение арктических территорий остается долгосрочной стратегической целью для России, а также о транзитном потенциале Северного морского пути, — в материале «Ленты.ру».

Северный морской путь (СМП) — территория льдов и стихии. Он начинается на границе Баренцева и Карского морей и заканчивается у мыса Дежнева, самой удаленной точки на востоке нашей страны. Протяженность маршрута превышает 5600 километров, которые суда преодолевают в среднем за 11 дней.

Сегодня Северный морской путь — самый короткий и безопасный водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком

Его развитие является одним из ключевых приоритетов государства, поскольку здесь, минуя шесть морей, ломая льды и преодолевая тысячи километров холодных волн, Россия создает глобальный транспортный коридор, способный раскрыть транзитный потенциал непростых арктических территорий.

Амбициозные цели

Северный морской путь — важная составляющая транспортной системы страны. Этот маршрут наряду с такими общенациональными проектами как скоростная автомагистраль М-12 «Восток», БАМ и Транссиб, Центральный железнодорожный транспортный узел (Московские центральные диаметры), региональные аэропорты связывает в единое полотно транспортные артерии государства.

По нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры», который на протяжении шести лет реализуется по решению президента России Владимира Путина, улучшается транспортная доступность между регионами, обновляются старые и прокладываются новые маршруты для более безопасного и быстрого передвижения по стране, перенастраивается логистика грузоперевозок.

Эта работа продолжится по новому нацпроекту «Эффективная транспортная система», который будет далее формировать бесшовную транспортную логистику и даст дополнительные стимулы для дальнейшего развития отечественной экономики.

Предполагается, что модернизация затронет и речные пути, и широкую сеть аэродромов, и опорную сеть железных дорог, куда входят БАМ и Транссиб

Дальнейшее совершенствование Северного морского пути также обозначено в числе основных приоритетов. Так, предполагается наращивание ледокольного и грузового арктического флотов, что позволит обеспечить работу самой северной морской магистрали страны без привязки к сезону. Также запланировано масштабное строительство объектов портовой инфраструктуры для увеличения грузооборота.

От Петербурга до Владивостока

Северный морской путь всегда играл большое значение в развитии экономики страны. «Исторически СМП был в центре внимания и руководителей государства, и науки с общественностью, потому что это транспортный маршрут, который позволяет не только вывозить на экспорт ту или иную продукцию, а еще и обеспечивать национальную безопасность на удаленных территориях, к которым, кроме как по СМП, не добраться. Плюс он связывает территории страны наряду с такими общенациональными артериями как Транссиб и БАМ», — отмечает генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин.

Сегодня логистические возможности Северного морского пути позволяют обеспечивать экспорт в дружественные страны, а также способствуют реализации арктических проектов по добыче минерально-сырьевых ресурсов

Кроме того, развитие СМП и перевод маршрута на круглогодичную навигацию может заметно улучшить ситуацию с северным завозом — снабжением товарами районов Крайнего Севера. Этим путем удаленные и труднодоступные территории 25 регионов страны ежегодно получают миллионы тонн грузов, в том числе социально значимые продовольственные товары, лекарства, медицинские изделия, топливо и т.д. Зависят от доставки и арктические производства.

В рамках северного завоза и снабжения арктических производств в прошлом году по Севморпути было перевезено 5,6 млн тонн грузов

Нуждаются в дальнейшем наращивании объемов и субсидируемые каботажные рейсы, которые предполагают перевозку груза по морю между портами в пределах страны. Благодаря возможностям СМП уже организованы такие маршруты между 14 портами. Суда идут от Санкт-Петербурга до Владивостока, заходят в Архангельск, Певек, Находку, Магадан. В этом году было совершено три каботажных рейса и перевезено 25,6 тысячи тонн грузов.

«Дальнейшее развитие портовой инфраструктуры, профильного судостроения, запуск работы единого морского оператора северного завоза помогут улучшить ситуацию со снабжением товарами районов Крайнего Севера. Эти меры позволят повысить скорость доставки товаров, обеспечить безопасность и гарантированность доставки, и в конечном итоге — снижение цены на товары», — отмечает Максим Данькин.

«Ледовый Транссиб»

Северный морской путь можно сравнить с Транссибом — самой протяженной железной дорогой в мире. Эксперты убеждены: впереди новые рекорды СМП. По итогам 2022 года грузопоток на Северном морском пути составил 34,1 миллиона тонн. Годом позже этот показатель удалось поднять до 36,2 миллиона тонн, что стало самым высоким значением показателя за всю историю.

Транзит грузов (зарубежные рейсы) по маршруту СМП также востребован. В этом году в основном за счет отечественных компаний, перевозивших нефть, железную руду и уголь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, транзитный грузопоток уже составил 3,09 миллиона тонн.

Так, грузовые суда в Китай отправляются из портов Онеги и Архангельска. Пока количество таких рейсов невелико, однако постепенно предприятия адаптируются и трансформируют свои маршруты. По словам эксперта, рост перевозок по СМП неразрывно связан и с планами правительства по развитию Арктической зоны России, реализации крупных проектов по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, планов по развитию энергетической инфраструктуры.

При этом уже в ближайшем будущем прохождение Северного морского пути станет более удобным и предсказуемым за счет создания федеральной цифровой экосистемы, которая позволит оформлять разрешения на проход судов, получать информацию о погодных условиях, загруженности портов, расположении судов, а также о времени заключения и исполнения контрактов. Предполагается, что пилотный проект, который разрабатывает Росатом, как единый морской оператор, будет запущен уже в скором времени и в будущем выведет услуги по северному завозу и эксплуатации инфраструктуры СМП на новый уровень.

Ледоколы для русского севера

Неслучайно ледоколы называют хозяевами Арктики. Огромные железные гиганты пробираются сквозь толщу промерзшей воды и ведут за собой караваны судов там, где, казалось, остался только лед. Без атомного ледокольного флота Северный морской путь был бы парализован.

Российская Федерация — единственная страна — не только обладает флотом уникальных морских судов с ядерной энергетической установкой, но и ведет его обновление.

Мощные атомные ледоколы российского производства не имеют аналогов по техническим характеристикам и создаются с учетом самых передовых технологий в современном кораблестроении

Сегодня у России 34 дизельных и 7 атомных ледоколов. У каждого свое имя, своя история. Так, в период с 2020 по 2022 год флот пополнился тремя современными ледоколами проекта 22220: «Арктика», «Сибирь», «Урал».

В ноябре текущего года прошла церемония спуска на воду атомного ледокола «Чукотка» — четвертого серийного судна проекта 22220. Юрий Рудковский, начальник стапельного цеха Балтийского завода, где создавали ледокол, признавался, что для того, чтобы «Чукотка» сошла со стапелей в Большую Неву в срок, приходилось работать и сверхурочно, и в выходные. «Можно сказать, жили на заводе», — отметил Рудковский.

На Балтийском заводе строится еще судно той же серии — «Ленинград». А в следующем году должен быть заложен ледокол «Сталинград». В декабре будет поднят флаг на атомоходе «Якутия», и он войдет в состав ледокольного флота России. Кроме того, на дальневосточной верфи «Звезда» строится самый мощный головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510. Мощность его энергетической установки — 120 мегаватт.

Дальнейшие перспективы развития Севморпути во многом связаны и с обеспечением транспортных компаний, осуществляющих перевозки по данному маршруту, грузовыми судами ледового класса. В целом, от укрепления ледокольного флота страны прямо зависит реализация планов по обустройству арктических территорий.

За последние десять лет грузопоток по СМП вырос практически в десять раз

«Базовым ограничением для развития СМП является оснащенность ледокольным и грузовым флотом. Без оснащения судами ледового класса невозможно обеспечить бесперебойную круглогодичную навигацию по СМП, что делает его менее привлекательным как для отечественных, так и для зарубежных грузоотправителей. В последние годы уже введены в эксплуатацию 3 ледокола, однако, по оценкам, для обеспечения потребностей (в первую очередь для круглогодичной проводки судов в восточной части СМП) по перевозке грузов к 2030 году необходимо более 17 ледоколов и более 70 грузовых судов ледового класса», — отмечает Дмитрий Землянский.

В контексте национальных интересов

Северному морскому пути предрекают важную роль в торгово-логистических связях со странами Юго-Восточной Азии, Индии, Персидского залива, Африки. Более того, Россия приглашает заинтересованные страны к сотрудничеству в развитии этого логистического маршрута.

Этим целям будет способствовать налаживание регулярных грузоперевозок, постройка новых атомных ледоколов и модернизации соответствующей инфраструктуры.

«По большому счету, Севморпуть является глобальной транспортной магистралью уже сейчас в том плане, что это один из альтернативных маршрутов передвижения груза в рамках мирового движения. Уже сегодня этот транспортный маршрут используется для контейнерных грузов, например, из Архангельска в китайские порты и обратном направлении. Тем не менее, СМП — это национальная транспортная артерия, и в этом контексте он в первую очередь нацелен на соблюдение наших национальных интересов: обеспечение дешевой логистики между нашими портами, доставка грузов в удаленные населенные пункты, вывоз сырья, в том числе на экспорт и т.д.», — комментирует Максим Данькин.

По словам эксперта, важно продолжать ту государственную политику, которая уже реализуется: развивать инфраструктуру, порты, речные подходы, решать вопросы, связанные с обеспечением безопасности вдоль Северного морского пути, развивать судостроение, причем не только ледоколов, но и снабженческих и грузовых судов, судов класса река-море ледового класса, усиливать спутниковую группировку и подготавливать соответствующие кадры. Это за собой, как косвенный эффект, потянет в том числе и наращивание международного транзита или с учетом ограниченной пока возможности международного взаимодействия — экспорта из западных портов России в сторону азиатско-тихоокеанского региона.

Согласно прогнозам, к 2030 году грузооборот по СМП должен достигнуть 100 миллионов тонн

За последние 10 лет объем перевезенных грузов вырос практически в 10 раз. Создание единой развитой транспортной инфраструктуры, выстроенной вокруг портов Севморпути с железными дорогами и автомагистралями, позволит сформировать важный элемент «грузового каркаса» страны. Решение этой непростой амбициозной задачи сделает Северный морской путь привлекательным и для российских перевозчиков, и для иностранных партнеров.

< Назад в рубрику