40 лет назад, 15 и 21 декабря 1984 года, состоялся запуск первых в мире автоматических межпланетных станций «Вега-1» и «Вега-2». Интернациональный проект, возглавляемый СССР, стал финальным аккордом в освоении Венеры. Этот опыт считается уникальным, однако о нем мало кто помнит сейчас. «Лента.ру» рассказывает о проекте и почему им стоит гордиться.
80-е годы, а особенно 1984-й, — странное, полное противоречий время в истории СССР. Задним числом кажется очевидным, что все катилось к развалу. Сплошные авиакатастрофы: Ан-24 в январе, Ту-142 в апреле, Ту-134 в мае, Ан-12 в августе, Ту-154 в октябре, Ми-8 в ноябре, Let L-410 и Ту-154 в декабре. Смерть генсека Андропова в начале года и министра обороны Устинова — в конце. 21 марта 1984 года в Японском море столкнулись советская атомная подводная лодка К-314 и американский авианосец «Китти Хок».
Все это, казалось, было предвестьем то ли перемен, то ли еще более масштабной катастрофы.
15 декабря Михаил Горбачев, еще не в роли главы государства, а только как полномочный представитель, член Политбюро ЦК КПСС, летит в Лондон, чтобы предложить переговоры «о существенном сокращении ядерных вооружений». Маргарет Тэтчер после общения с советским представителем скажет:
На фоне всего происходящего космическая гонка должна бы отойти на второй план, но там все пока идет как по накатанной. Космическая программа продолжает жить своей жизнью. Во-первых, 17 июля состоялся старт космического корабля Союз Т-12 с Джанибековым, Савицкой и Волком на борту, а 25 июля — настоящее событие в истории советского космоса: первый выход женщины-космонавта Светланы Савицкой в открытый космос.
На конец года намечалось еще более масштабное событие, которого ждала вся страна.
По интересному совпадению, 15 декабря 1984 года, тогда же, когда Горбачев полетел в Лондон, с космодрома Байконур с помощью ракеты «Протон» стартовала первая в истории автоматическая межпланетная станция (АМС) «Вега-1», через шесть дней вслед за ней полетела «Вега-2».
«Вега-1» и «Вега-2» были призваны не только вывести на новый этап более чем двадцатилетнее исследование Венеры, благодаря чему ее стали называть «русской планетой», но и изучить комету Галлея, чего еще никто не делал. В том смысле, что астрономы ее давно знают и с Земли ее изучали, но чтобы приблизиться к ней — такой шанс представился впервые.
Теперь уже нельзя сказать, что это событие всесоюзного масштаба, — нет того резонанса, что был раньше. Но знающие люди радуются.
Однако на первой полосе газеты «Правда» этому событию отведено весьма скромное место — справа в уголке. 40 лет спустя о тех событиях мало кто помнит и знает.
Не Марс, а именно Венера по-настоящему полюбилась советским людям. В 1959 году братья Стругацкие в повести «Страна багровых туч» предсказали полет на Венеру и даже в общих чертах обрисовали ее атмосферу.
В 1961 году советский человек первым слетал в космос, и это воодушевило всех. Появились масштабные программы, строились по-настоящему мощные корабли. С одной стороны, не хотелось уступать американцам — и вовсю развивалась лунная программа: еще в 1959-м запустили автоматическую межпланетную станцию «Луна-1». С другой — хотелось найти подходящую планету для колонизации. Собственно, все планируемые запуски — сначала одного человека, потом нескольких, затем выход в открытый космос, — делались для того, чтобы прощупать почву. В перспективе планировалось отправлять в космос пассажирские рейсы, и дух мечтателя Циолковского еще витал над всей страной.
Советские ученые зацепились за Венеру. «Венера-1», по правде сказать, полетела раньше Гагарина — в феврале. Но цели не достигла — промахнулась, и с ней утратили связь. Но первый блин всегда комом.
Привлекала схожесть Венеры с Землей. Радиус и масса планет похожи, поэтому советские ученые надеялись, что и поверхность Венеры будет пригодна для обитания. Вдруг «Страна багровых туч» гостеприимно раскроет свои объятия для советского человека?
И с 1961 по 1983 год ученые усиленно работали над решением поставленной задачи, немало сделав в данном направлении. С 1961 по 1965 год сменилось три тестовых поколения аппаратов, всего одиннадцать машин, из них до Венеры долетело всего две, но это был успех. «Венера-3» — первый аппарат, который достиг планеты, пусть он об нее и разбился, зато, как свидетельствуют историки, забросил на нее советский вымпел.
«Венера-4» выяснила, что атмосфера планеты на 90 процентов состоит из углерода, а температура там адская. Но это был уже какой-то результат, позволяющий понять, с чем имеем дело. Американцы не смогли даже близко подойти к чему-то подобному.
Тот факт, что атмосфера на Венере на момент пребывания там «Венеры-4» была около 276 градусов по Цельсию, удручал — слишком экстремально для того, чтобы там жить. Далее подоспело более удачное оборудование. АМС «Венера» с четвертой по шестнадцатую совершили двенадцать удачных приземлений. Это заложило колоссальную базу в научном понимании этой планеты.
В случае с «Венерой-4» главный ее инженер и конструктор Георгий Бабакин горько разочаровался в перспективе заселения «прекраснейшей из звезд небесных», как ее называл Гомер. Но научных задач не убавлялось, и это заставляло и конструкторов, и ученых усиленно работать.
В октябре 1975 года «Венера-9» и «Венера-10» успешно приземлились на Венеру и сделали первые в истории фотографии этой планеты.
Осенью 1982 года «Венера-13» и «Венера-14» сделали цветные снимки планеты, до сих пор единственные в своем роде. К тому же поставили рекорд — 127 минут пребывания аппаратов на планете. Эти аппараты исследовали поверхность Венеры, и стало понятно, что она неоднородна. Средняя температура по планете — более 400 градусов по Цельсию, но можно отыскать места, где всего плюс 40. Однако надежды на заселение Венеры уже почти не осталось.
В 1983 году «Венера-15» и «Венера-16» вышли на орбиту планеты. Они кружились несколько месяцев вокруг нее, сняли данные с 30 процентов ее поверхности. Можно было смело говорить: битву за Луну проиграли, Марс тоже не дается, но Венера — русская планета. Увы, полезная только с научной точки зрения. На этом исследования можно было завершать. Однако на подходе была программа «Вега», и она стала уникальной в своем роде.
Эта венерианская программа стала интернациональной.
«В создании комплекса научной аппаратуры и оборудования вместе с советскими учеными, конструкторами, инженерно-техническими работниками и рабочими принимали участие ученые и специалисты Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Франции, ФРГ и Чехословакии», — писала газета «Правда».
В проекте косвенно участвовали Европейское космическое агентство (ЕКА), США и Япония. Это был не просто полет двух советских аппаратов «Вега-1» и «Вега-2». В программе также участвовали западноевропейский аппарат «Джотто» (Giotto) и японский «Планет-А».
Аппарат «Джотто» неслучайно назван в честь итальянского живописца эпохи Проторенессанса (XVI век), ведь он изобразил на фреске «Поклонение волхвов» комету Галлея. И в этом заключалась вторая часть программы, ее многозадачность.
Стояла задача всесторонне изучить атмосферу Венеры, а затем слетать к комете Галлея и запечатлеть ее ядро. И тут выясняется, что, возможно, главной целью «Веги» была комета Галлея, ведь она — редкий гость на небосклоне.
То есть «Вега-1» и «Вега-2» вылетели в 1984-м, чтобы встретиться с кометой Галлея в 1986-м. Нужно было поторапливаться. Кстати, следующее прохождение кометы Галлея через перигелий ожидается 28 июля 2061 года.
По словам журналиста Покровского, перед исследовательской группой стояла задача сфотографировать и передать на Землю изображение ядра кометы, определить концентрацию и состав кометной плазмы, определить наличие и измерить величину электрического и магнитного полей, выяснить влияние на комету солнечного ветра.
Все это звучит узконаучно и по пафосу не тянет на космическую романтику 1950-1960-х. Люди уже привыкли к тому, что космос — дело далекое, туда по своей профессиональной надобности летают космонавты, совершают какие-то стыковки. В общем, космос — дело ученых и военных.
Однако же среди поэтов и ученых в первой половине 1980-х только и разговоров было что о комете Галлея. В 1982 году советский рок-музыкант Майк Науменко написал песню «Лето» (в 2018-м вышел одноименный фильм), где среди прочего были строчки:
Лето!
Недавно я услышал где-то,
Что скоро прилетит комета
И что тогда мы все умрем...
Если посмотреть на программу «Вега» с такого ракурса, она укладывается в гибельную логику последних лет существования СССР. Но это с художественной точки зрения: человек никогда не заселит космос, нет для него уголка больше нигде, кроме как на Земле, а космические объекты грозят землянам лишь бедами и катастрофами. С научной же точки зрения смысл был, и еще какой.
«Вега» стала финальным этапом освоения Венеры в СССР. Космические аппараты «Вега-1» и «Вега-2» исследовали газовую оболочку и грунт планеты, которую Стругацкие назвали Страной багровых туч.
Аппараты вылетели 15 и 21 декабря, через шесть месяцев полета они преодолели около 45 миллионов километров и приблизились к Венере.
9 июня и 13 июня 1985 года от «Веги-1» и «Веги-2» были отделены спускаемые аппараты — аэростаты.
И ведь на данном этапе программа по освоению Венеры достигла пика. За 20 лет конструкторы добились оптимальных значений и в конструкции аппаратов, и в материалах. Член-корреспондент Академии наук СССР, советский и российский конструктор ракетно-космических систем, участник программы изучения околоземного космоса Вячеслав Ковтуненко в материале Анатолия Покровского для «Правды» рассказывал, что хотя станция «Вега-1» конструктивно родственна с «Венерами», тем не менее «начинка специализирована для выполнения новых задач».
«Это наша новинка для первой части проекта "Вега". Спускаемый аппарат станции выпустит этот зонд в атмосфере Венеры. А подвешенный к нему небольшой, легкий, но очень мощный радиопередатчик будет через миллионы километров передавать прямо на Землю данные о параметрах атмосферы», — описывал Ковтуненко.
Он подчеркивал также, что ученые получат возможность проследить за дрейфом зонда, а следовательно, впервые зафиксировать внутреннюю циркуляцию атмосферы кометы Галлея. Сообщалось и о других конструктивных особенностях.
Когда миссия завершилась, стало известно, что аэростаты работали двое суток и позволили собрать огромный массив информации. Эти данные потом кропотливо обрабатывались, на их основе делались выводы и об атмосфере Венеры, и об особенностях кометы Галлея, и о том, какие аппараты нужно конструировать в будущем.
Много лет спустя, уже в 2020-е годы, зарубежные специалисты тепло вспоминали ту миссию. К примеру, куратор отдела космических технологий Лондонского музея науки Дуг Миллард на просьбу корреспондента BBC перечислить восемь самых выдающихся космических аппаратов среди прочих назвал «Вегу-1».
Увы, программа «Вега» стала финалом советско-венерианской эпопеи. Последний сеанс связи со станциями «Вега-1» и «Вега-2» состоялся в 1987 году. Уже вовсю шла перестройка, в марте с официальным визитом побывала в СССР премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, которая говорила, что Горбачеву можно доверять. На повестке дня уже был не космос, он перестал быть явлением общественным и интересовал теперь только специалистов.
На закате СССР была предпринята попытка возобновить остановившееся на неудачной точке освоение Марса, для чего снарядили корабли «Фобос-1» и «Фобос-2», но они не справились с поставленными задачами. А потом и Союз распался.
В новом тысячелетии Россия создала несколько проектов по исследованию Венеры. Один из них — «Венера-Глоб». В рамках его после 2020 года планировалось продолжить изучение атмосферы, поверхности, а также сейсмической и вулканической активности планеты. Но не получилось.
Остается актуальным другой проект — «Венера-Д» (Венера Долгоживущая), запуск его намечен на ноябрь 2029 года. Его цели примерно те же: изучить поверхность, атмосферу, строение окружающей планеты плазмы.
Как бы то ни было, одной из заслуг СССР стало уникальное и беспрецедентное исследование Венеры, ничего подобного не делал никто в мире. Так что в выражении «Венера — русская планета» — немалая доля правды. Осталась уникальная научная база, снимки — монохромные и цветные, а также память о масштабных программах, в которых приняли участие десятки космических кораблей.