Суммарный грузооборот морских портов России по итогам 11 месяцев 2024 года составил 815,1 миллиона тонн, следует из статистики Ассоциации морских торговых портов. Это на два процента меньше прошлогодних показателей. Однако относительно докризисного 2021 года показатели выросли — за январь-ноябрь 2021 аналогичный показатель составлял 763,7 миллиона тонн. И это очень значимый результат, учитывая сильное санкционное давление, с которым столкнулась Россия в целом и вся транспортно-логистическая инфраструктура страны за последние почти три года.
За это время участникам рынка удалось перестроить логистические цепочки, переориентировать грузопотоки, преимущественно с Запада на Восток, и что самое главное — сохранить при этом экспортные и импортные потоки стратегически важных для страны грузов, которые крайне необходимы для обеспечения устойчивости национальной экономики.
Одним из таких грузов является глинозем — основное исходное вещество, используемое в производстве алюминия. В России нет крупных месторождений бокситов, которые используются как сырье при производстве глинозема, поэтому исторически основной объем глинозема приходился на импортные поставки, в частности, из Австралии.
В 2022 году Австралия ввела запрет на экспорт в Россию глинозема и алюминиевых руд. Одновременно было остановлено производство на Николаевском глиноземном заводе на Украине. Эти ограничения поставили Россию перед необходимостью искать за рубежом новые источники почти 40 процентов необходимого стране сырья. Таковые нашлись в Индии, Китае и Казахстане. Кроме того, Россия активно развивает собственное производство глинозема для обеспечения независимости от импорта в алюминиевом производстве, но этот процесс требует времени.
По данным Алюминиевой ассоциации, в России сейчас наблюдается тенденция к росту использования алюминия в промышленности. Уникальные свойства алюминия — легкость, прочность, экологичность и возможность многократной переработки — делает его незаменимым материалом для строительства зданий и сооружений, для транспортной отрасли, в частности — изготовления автомобилей, поездов, судов. Развивается направление быстровозводимой транспортной инфраструктуры из алюминиевых сплавов.
Алюминий также широко используется военно-промышленным комплексом при производстве ракет, боеприпасов, в танкостроении. Это направление стратегически важно для России сегодня.
По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, алюминиевая промышленность — флагман развития базовых секторов промышленности страны, а отечественные алюминиевые предприятия обеспечивают занятость более 600 тысяч человек и активно создают условия для технологической независимости России.
На сегодняшний день всего три порта в России осуществляют перевалку импортного глинозема. Это морской порт Санкт-Петербург, порт Ванино и торговый порт Находки, который имеет выход на железнодорожные станции Находка и Мыс Астафьева.
Согласно ГОСТу, глинозем относится к веществам четвертого класса опасности — это «малоопасные» вещества, наравне с асфальтом, автомобильными покрышками, пухом. Но при заметных концентрациях может вызывать у людей некоторый бытовой дискомфорт — например, на машинах может появиться заметный налет, как от обычной грязи после дождя.
Все торговые порты, исторически расположенные вблизи к городской черте, сталкиваются с проблемой пылеобразования. Из-за сильных прибрежных ветров при перевалке сыпучих грузов, к которым относится не только глинозем, но также, например, уголь, цемент и зерно, можно наблюдать близ портов образование визуально уловимой дымки от этих самых сыпучих грузов.
Такой визуальный эффект не остается незамеченным местными жителями, которые начинают беспокоиться и писать во все инстанции. Портовики озабоченность граждан слышат и порой идут даже на невыгодные себе и экономике страны меры в виде остановки перевалки, что, например, сделал недавно Находкинский МТП.
Порты оказываются в заложниках с двух сторон. С одной — беспокоятся жители, пусть и опасаясь умозрительных последствий для здоровья и экологии, и их озабоченность нельзя игнорировать. С другой — у портов есть обязательства по контрактам, которые они должны исполнять.
Так, Находкинский морской торговый порт быстро перестроился в условиях санкций, чтобы обеспечить алюминиевой промышленности стратегическую сырьевую безопасность, в том числе подписав обязывающие документы на стабильную перевалку 20 процентов всего ввозимого в страну сырья. Таким образом, порты оказываются в незавидном положении, стремясь соблюсти баланс между производственной необходимостью и экологией, интересами экономики страны и ожиданиями местных жителей.
Вопрос экологичности процесса перевалки сыпучих грузов в портах России не раз попадал в фокус внимания президента России Владимира Путина. Следуя его поручениям, участники рынка уделяют вопросам экологии много внимания, зачастую даже в ущерб своим бизнес-интересам.
Например, во многих крупных портах существует практика остановки перевалки сыпучих грузов в случае усиления ветра или изменения его направления в сторону жилых массивов. Убыток от простоя производственных процессов в данном случае стивидор берет на себя. Здесь опять же уместен пример Находкинского МТП, остановившего из-за тревоги местных жителей перевалку глинозема близ мыса Астафьева.
Технологий, способных полностью исключить пыление при перевалке глинозема в портах, на сегодняшний день, к сожалению, не существует. Однако есть решения, позволяющие свести пыление к минимуму — это использование специального бункера, изолирующего процесс перевалки, со специальными встроенными механизмами аспирации — улавливания мелких частиц, чтобы они не концентрировались в воздухе. Именно этот механизм используется сегодня в Ванино, Санкт-Петербурге и Находке.
Иными словами, российские морские порты, являясь ключевыми звеньями в обеспечении сырьевой безопасности страны и развитии ее промышленности, стоят перед сложной задачей – сбалансировать национальные экономические интересы и экологическую ответственность. Очевидно, что простых решений здесь нет, но динамика развития, которую показывает логистическая отрасль сегодня при всех ограничивающих факторах, позволяет допустить осторожный оптимизм.