Развитая транспортная сеть — это возможности. Экономический рост, расширение торговли, строительство, туризм, да и просто комфортная жизнь немыслимы без надежной и удобной системы путей сообщения. В этом году завершается нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры», охвативший такие направления, как скоростные трассы, железнодорожные дороги, аэропорты и морские гавани. За последние шесть лет многое изменилось. Что было сделано и как российская транспортная система будет развиваться дальше — в материале «Ленты.ру».
За последние годы транспортная система России преобразилась. Инициатива по модернизации транспортной инфраструктуры — это более 700 объектов и мероприятий, реализованных по всей стране. Расширение БАМа и Транссиба, строительство скоростной автомагистрали М-12 «Восток» до Казани, развитие Северного морского пути, Московских центральных диаметров (МЦД), региональных аэропортов... Все шаги, сделанные по нацпроекту, упростили взаимодействие между разными частями страны. Теперь добираться до многих точек стало комфортнее и быстрее, а выстраивать логистику перевозок — значительно проще.
Главной идеей всего нацпроекта является синергия. Например, ключевые автомагистрали развиваются в составе международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Общая протяженность маршрута — 9 тысяч километров, которые проходят по территории нашей страны, Казахстана и Китая. На российскую часть приходится примерно треть маршрута — 2,4 тысячи километров.
В прошлом году запустили движение по трассе М-12 «Восток» от Москвы до Казани. Магистраль входит в состав коридора и пересекает территорию пяти регионов: Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашской Республики и Республики Татарстан. Протяженность М-12 до Казани — 810 километров, на которых нет ни одного светофора и перекрестка в одном уровне.
По словам заместителя директора Центра цифровых высокоскоростных транспортных систем Российского университета транспорта Александра Чекмарева, открытие трассы М-12 позволило сократить время в пути между этими городами почти в два раза — до шести с половиной часов. «Строительство новых магистральных линий даст серьезный импульс развитию транспортных коммуникаций между регионами и в целом в рамках всей страны», — считает Александр Чекмарев.
На участке от Москвы до Казани созданы все условия для комфортной поездки и отдыха путешественников: оборудованы 24 многофункциональные зоны, где можно заправить машину, пообедать и принять душ, есть прачечные, детские и спортивные площадки, зоны для пикника и выгула собак. Также на автомагистрали обеспечена стабильная мобильная связь и интернет.
«Прошлым летом мы как раз проехались на автомобиле до Казани и были приятно удивлены. Во-первых, освещение. Ехать в вечернее и ночное время стало намного проще и спокойнее. Во-вторых, уровень дорожного покрытия. Временами даже не верилось, что мы едем по России. Еще нужно отметить удобные съезды, качество разметки и указателей. По такой дороге просто приятно ехать», — рассказал инженер из Подмосковья Игорь Платицын.
По М-12 стало удобнее добираться до таких туристических мест, как нижегородское село Дивеево, где расположен знаменитый Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. В настоящий момент ведутся работы по продлению трассы до Екатеринбурга и Тюмени.
Еще один участок в составе транспортного коридора «Европа — Западный Китай» — обход Тольятти. Движение по нему было открыто этим летом. Обход — важный для местных жителей альтернативный проезд узкого места дороги М-5 «Урал». Четырехполосная автомобильная дорога улучшила дорожную обстановку вокруг особой экономической зоны «Тольятти» и Жигулевской ГЭС.
По нацпроекту развивается и аэропортовая инфраструктура. Уже обновлены 33 воздушные гавани, в том числе 21 взлетно-посадочная полоса. Благодаря модернизации перелеты стали безопасней, увеличилась транспортная доступность и «связность» территорий большой страны. Появились условия для запуска новых региональных маршрутов и развития внутреннего туризма.
Особое внимание уделяется авиаузлам Сибири и Дальнего Востока. Например, в одной только Якутии реконструировано 12 аэропортовых комплексов. Теперь даже в самых удаленных городах — Нерюнгри, Сангар, Хандыга — авиасообщение стало намного комфортнее. Обновление затронуло и аэропорты городов-миллионников — Красноярска, Новосибирска, Челябинска, и центры добывающей отрасли: Норильска, Магнитогорска, Депутатского.
В Республике Саха (Якутия) только 15 процентов жителей проживает в зоне круглогодичного наземного сообщения. Более 90 процентов территории доступно только несколько месяцев в году, а значит, для большинства жителей авиация — это единственный круглогодичный транспорт.
«За последние годы ситуация значительно улучшилась. Встретиться с родственниками из других городов, съездить в Якутск, пройти медицинское обследование стало значительно проще. Наша семья начала летать на море. Нам для этого не нужно добираться до Сочи. Вы, например, знали, что в Приморском крае есть курорты практически на той же широте? Теперь нам намного проще туда попасть», — рассказала Намия Серова из Вилюйска.
В этом году пассажиропоток аэропорта Якутск превысил миллион человек — рекордный показатель. Это стало возможным в том числе за счет модернизации взлетно-посадочной полосы, теперь ее длина 3 600 метров. Аэропорт Якутска может принимать самолеты любых типов.
В Томске в прошлом году тоже реконструировали взлетно-посадочную полосу, также на аэродроме появились новая дренажная система и очистные сооружения. Благодаря водоотведению покрытие полосы останется в хорошем состоянии на долгое время и при должном обслуживании прослужит без ремонта не менее 15 лет. После реконструкции аэропорт может принимать большинство типов самолетов. В этом году завершилось строительство и нового аэровокзального комплекса.
Новое здание аэровокзала оборудовано двумя телетрапами, и пассажиры могут с комфортом следовать в самолет в любое время года. Также здесь увеличили зоны досмотра и ожидания, регистрации и выдачи багажа. На привокзальной площади организована парковка на 290 мест. Терминал может обслуживать один миллион человек в год. Это особенно важно на фоне роста авиаперевозок.
Так, по словам министра транспорта Российской Федерации Романа Старовойта, российские авиакомпании по итогам этого года перевезут более 110 миллионов человек (в прошлом году — более 105 миллионов — прим.«Ленты.ру»), причем 86 миллионов человек — на внутренних линиях.
«Безусловно позитивным является тот факт, что все вновь возводимые объекты предлагают совершенно иной уровень комфорта с точки зрения используемых инженерных систем. Подавляющее большинство аэропортов сегодня имеют светлые просторные терминалы, в которых теперь не тесно. И они соответствуют современным требованиям с точки зрения обеспечения транспортной безопасности, — говорит исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. — Спрос на перевозки растет. В 2023 году было перевезено пассажиров больше, чем в 2022-м, а в 2024-м больше, чем в 2023-м».
Одним из известных направлений нацпроекта стала модернизация инфраструктуры Восточного полигона железных дорог: расширение знаменитых магистралей — БАМа и Транссиба. Это ускорит развитие всего Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Модернизация подразумевает строительство вторых путей, мостовых переходов, тоннелей и других сооружений. Например, в конце 2023 года в Амурской области был открыт самый длинный на Забайкальской железной дороге Керакский тоннель, расположенный на перегоне Ковали — Ульручьи на Транссибе. Значимым объектом на БАМе стал новый Байкальский тоннель — одно из крупнейших искусственных сооружений страны.
«Сейчас начался новый виток строительства, вводятся новые разъезды, увеличивается провозная способность магистрали и грузопоток. И все мы связываем с этим очень большие надежды», — говорит Дарья Черепанова из Тынды, дочь строителей, приехавших на БАМ еще в 80-х и оставшихся там жить.
По итогам этого года провозная способность Восточного полигона увеличится до 180 миллионов тонн, а к 2030 году составит 210 миллионов тонн.
«С учетом географического расположения морской транспорт является для нас основой инфраструктуры международной экономики, ведь 90 процентов мировой торговли осуществляется именно морским путем. Модернизация инфраструктуры портов для увеличения их мощностей, а следовательно, и объема грузоперевозок является одной из основных задач», — заявил в этом году на площадке Петербургского международного экономического форума министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт.
Задача нацпроекта заключается в укреплении транспортных связей между центрами экономического роста и наращивании экспортных мощностей. За шесть лет была проделана большая работа по модернизации морских портов и развитию железнодорожных подходов к ним. В результате провозная способность транспортных участков, идущих к портам Азово-Черноморского бассейна, составила 125,1 миллиона тонн, а Северо-Западного — 145,6 миллиона тонн.
Так, строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке (Хабаровский край) увеличило мощность порта Ванино на 12 миллионов тонн. В свою очередь новый Таманский терминал навалочных грузов в морском порту Тамань увеличил его мощность на 60 миллионов тонн, а строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае способствовало увеличению производственных мощностей еще более чем на 10 миллионов тонн.
И это больше, чем просто цифры. Каждый из этих проектов будет иметь не только экономические, но и социальные позитивные последствия. Например, перегрузочный комплекс на Камчатке позволит нарастить экспортные поставки российского СПГ, создать новые рабочие места и будет способствовать расширению газификации региона. Переход с мазута на голубое топливо — это огромная экономия, стимул для развития местного производства и бизнеса.
Северный морской путь имеет стратегическое значение для нашей страны, его развитие означает возможность наращивания перевозок на восточном направлении. Транспортный коридор соединяет Карские ворота — пролив между Баренцевым и Карским морем — и мыс Дежнева в Беринговом море. Это кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком, его протяженность составляет около 5,6 тысячи километров.
Планируется сделать этот транспортный коридор круглогодичным, что выгодно транспортным и добывающим компаниям. Кроме того, круглогодичная навигация упростит северный завоз, от которого зависят 25 регионов Российской Федерации.
Ежегодно в рамках северного завоза доставляется примерно 3,2 миллиона тонн грузов. В прошлом году, с учетом снабжения арктических производств, объем перевозок составил 5,6 миллиона тонн — в основном перевозили контейнеры, металлоконструкции, пиломатериалы, краны, автотехнику и рыбную продукцию.
Общий грузооборот по Северному морскому пути составил 34,1 миллиона тонн в 2022-м и 36,2 миллиона тонн в прошлом году. Это рекордное значение за всю историю перевозок по этому направлению.
Естественно, говоря о Северном морском пути, мы подразумеваем использование ледокольного флота. Россия — единственная страна с атомным ледокольным флотом. Рост грузооборота и развитие Севморпути происходят, в том числе и благодаря ему. По нацпроекту строят атомные ледоколы проекта 22220 — самые большие и мощные на сегодняшний день. Один такой гигант способен проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 100 тысяч тонн и покорять льды до трех метров. С 2020 года в эксплуатацию введены ледоколы: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». До конца этого года флот пополнит еще один — «Якутия», а к 2030-му к ним присоединятся «Чукотка», «Ленинград» и «Сталинград».
«Грузопоток по Северному морскому пути уверенно приближается к 40 миллионам тонн. Ожидаем, что к концу десятилетия он превысит 100 миллионов тонн. Безусловно, нужно, чтобы отправителям товаров было удобно пользоваться нашими морскими портами. Для этого мы продолжим возводить там современные терминалы, перегрузочные комплексы, подходы к ним. Для надежного обеспечения круглогодичной навигации будем активнее расширять ледокольный флот, в том числе атомный. А также строить вспомогательные и аварийно-спасательные суда. Комплекс всех мер позволит упрочить наше лидерство в Арктике», — сказал Михаил Мишустин на пленарном заседании XVIII Международного форума «Транспорт России».
В этом году нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры» завершается, но работа по дальнейшему развитию транспортного комплекса продолжится по национальному проекту «Эффективная транспортная система». Главная задача — формирование сбалансированного каркаса, объединяющего все важнейшие объекты транспортной инфраструктуры.
«В первую очередь нацпроект нацелен на эффективную работу нашей транспортной системы. Российская Федерация – самая большая по протяженности страна в мире. Мы лидируем по многим показателям, в том числе по наличию железнодорожной инфраструктуры, речных магистралей, сети автомобильных дорог. В рамках развития эффективной транспортной системы именно в этих направлениях мы будем двигаться», — сообщил в интервью «России 24» министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт.
Одна из первоочередных задач, поставленных президентом, — увеличение в 1,5 раза авиационной мобильности. Для этого, в том числе планируется модернизировать не менее 75 аэропортов — пассажиропоток при этом должен увеличиться до 158 миллионов пассажиров в год.
Также продолжится работа по другим направлениям. Например, развитие крупных железнодорожных проектов — БАМа и Транссиба. Их провозная способность увеличится до 210 миллионов тонн. Будет запущена высокоскоростная железнодорожная магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом, время в пути между столицами составит всего 2 часа 15 минут.
С модернизацией инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу время осмотра грузовых автомобилей сократится до 10 минут. Это огромная работа, благодаря которой бизнес страны получит дополнительный толчок для развития.
Продолжится развитие опорной сети морских портов, внутренних водных путей и Северного морского пути. Внутри России, по словам министра транспорта Российской Федерации, планируется «вернуть на реку перевозки сыпучих грузов и более активно развивать пассажирские перевозки».
Прорабатываются отдельные проекты по внедрению информационных систем — запланирована цифровая трансформация транспортной отрасли.
Сердцем нацпроекта станет большая работа по укреплению кадрового потенциала. Она затронет тех, кто уже трудится в транспортной сфере и, конечно, профильные училища и вузы. Их предполагается обеспечить современными тренажерами и научно-образовательными лабораториями. Так что сегодняшним школьникам стоит подумать о таком варианте развития карьеры. Ведь дорога — это будущее.