Одним из заметных событий уходящего года научной и культурной жизни страны стало вручение Национальной премии «Хрустальный компас». Церемония прошла 30 мая в Москве в международном Доме музыки. В зале на Космодамианской набережной столицы собрались представители России, Сербии, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Индии, Франции и Великобритании. Неофициально «Хрустальный компас» давно называют географическим «Оскаром». Премия фиксирует выдающиеся достижения в области научного поиска, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия, экспедиционной и просветительской деятельности. «Хрустальный компас» — это плод сотрудничества Русского географического общества и его современных меценатов. О том, почему предприниматели поддерживают научные исследования и каковы перспективы такого взаимодействия в будущем, мы поговорили с председателем оргкомитета премии, заместителем председателя комиссии по развитию туризма РГО и председателем Краснодарского регионального отделения РГО Иваном Чайкой и известным предпринимателем, активным участником многих проектов РГО Тимофеем Кузнецовым.
Иван Геннадьевич, напомните, пожалуйста, чем знаменито Русское географическое общество и что оно собой представляет сегодня?
Иван Чайка: Русское географическое общество основано в 1845 году по высочайшему повелению императора Николая I и стало одним из первых географических обществ в мире. Сын Николая I, великий князь Константин Николаевич, стал первым председателем Императорского РГО.
Основными задачами Общество определило для себя сбор и распространение географических сведений о России, организацию практических полевых исследований и экспедиций в разные уголки Российской империи и мира, образование, просветительскую деятельность и охрану природы.
Научные экспедиции РГО сыграли колоссальную роль в исследовании и освоении Арктики, Европейской части России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии, Кавказа, Ирана, Индии, Новой Гвинеи и акватории Мирового океана. Вклад РГО в открытии новых земель, развитии мореплавания и метеорологии признается во всем мире.
Мало кто знает, что Русское географическое общество работало над «Великими реформами» Александра II. Значительную роль в их подготовке и проведении сыграли члены РГО Я. И. Ростовцев, Н. А. Милютин, Е. И. Ламанский. Кстати, многолетний Вице-председатель РГО П. П. Семенов-Тян-Шанский считал главным делом своей жизни именно эту работу, а не знаменитые путешествия.
Русское географическое общество сегодня играет заметную роль в научной и общественной жизни страны. Организация объединяет 27 тысяч членов, имеет отделения во всех регионах Российской Федерации и даже за рубежом. Нынешней осенью РГО уже в десятый раз провело «Географический диктант», популярнейшую просветительскую акцию, давно перешагнувшую границы России.
РГО — это старейшая российская общественная организация. В 2025 году она отметит свой 180-летний юбилей. Это важно, потому что многие традиции идут из XIX века, в том числе и традиции поддержки меценатами географических исследований.
Каким образом происходило взаимодействие Русского географического общества и предпринимателей в дореволюционной России?
Тимофей Кузнецов: Конечно, высокий статус Русскому географическому обществу в XIX веке придавало покровительство императорской фамилии. Но само российское общество, прежде всего, его элита, понимала огромную значимость его деятельности.
Несмотря на то, что экспедиции обходились недешево, было немало желающих оказать содействие исследованиям РГО. В каком-то смысле имело место даже соревнование между крупными промышленниками и купцами за право сделать это. Кстати, вложения редко окупались в прямом денежном смысле, но в стратегической перспективе оказали огромное влияние на развитие страны.
Иван Чайка: С момента основания РГО объединяло наиболее передовых и образованных людей России. Нужды своей родины они воспринимали как свои собственные. И сейчас, когда РГО возродилось, мы вспоминаем не только открытия и экспедиции, но и ценности, завещанные нам нашими предшественниками.
История помнит целый ряд имен крупнейших благотворителей Русского географического общества. Это, например, купец П. В. Голубков, который финансировал исследования Средней Азии, издание карт, Камчатскую экспедицию. Известный табачный фабрикант, коммерции-советник В. Г. Жуков активно поддерживал подготовку трудов по статистике России, его именем была названа одна из престижнейших премий РГО — Жуковская. Золотопромышленник С. Ф. Соловьев, пожертвовал полпуда золота на Сибирскую экспедицию. Особое место среди меценатов Русского географического общества занимают золотопромышленники Сибиряковы, финансировавшие целый ряд экспедиционных и просветительских проектов.
А как сегодня бизнес помогает в деятельности РГО?
Иван Чайка: Русское географическое общество – это не государственная структура, а общественная организация, соответственно, она не получает бюджетного финансирования. Основной источник средств для научно-исследовательской и просветительской работы, как и прежде, - благотворительность, гранты.
В 2010 году был создан Попечительский совет РГО. Он возродил многолетние традиции меценатства и учредил гранты Общества, в рамках которых осуществляются многие значимые исследовательские и природоохранные проекты. В состав Попечительского совета РГО входят крупные российские предприниматели, организаторы бизнеса и руководители корпораций.
Точно так же на региональном уровне многие отделения имеют свои попечительские советы. И в их состав также входят предприниматели, которые небезразличны к судьбе своих регионов и страны в целом.
Тимофей Игоревич, как вы стали активным партнером РГО?
Тимофей Кузнецов: Так случилось, что многие мои бизнес-проекты связаны с отдаленными регионами с суровыми природными условиями. Мы строим комплексы быстровозводимых зданий, в которых можно быстро и с комфортом разместить от 1 до 7 тысяч человек. Такие комплексы нужны, в первую очередь, там, где долго и затратно возводить капитальные строения, но требуется присутствие большого количества персонала.
80 процентов наших объектов расположены в Арктике и на Дальнем Востоке. Эти регионы остаются по сей день наименее освоенными на планете. А нередко и просто малоизученными, и уже по этой причине попадают в фокус интереса РГО.
В многих из таких мест мы уже присутствуем и жилым фондом, и сервисом, и строительной техникой с транспортом. Все это имущество предлагаем активно использовать РГО в своих экспедициях. Таким образом, бытовая часть вопросов по организации научных командировок снимается – можно опираться на уже выстроенную нами инфраструктуру.
Суровые климатические условия, отсутствие привычного городского комфорта, удаленность от транспортных путей… И тем не менее вы считаете, что в таких регионах можно развивать туризм?
Тимофей Кузнецов: Существует особая магия в нетронутых цивилизацией местах. Туристические поездки туда сегодня стали модным трендом. Это повод увидеть уникальную природу и личностно перезагрузиться. Уверен, здесь можно, даже необходимо развивать как внутренний, так и въездной туризм, чем я также активно занимаюсь. А как известно, развитие внутреннего туризма — одна из основных задач РГО сегодня.
Мне очень близка сама философия Русского географического общества, один из девизов которого звучит так: «Откроем Россию заново!» Наша страна настолько разнообразна, уникальна, красива, что делать открытия здесь можно каждый день. Для нашей компании очень почетно быть партнером Русского географического общества и помогать ему в работе.
Расскажите подробнее о проектах РГО, которые вы поддерживаете?
Тимофей Кузнецов: У нас несколько направлений сотрудничества. Назову наиболее важные с социальной точки зрения. Первый – это организация экспедиций под эгидой РГО в разные уголки нашей страны. РГО занимается научными исследованиями, а наши добровольцы очищают природу от пластика и металла, помогают научным работникам в сборе материалов для исследований. Собранные сведения впоследствии лягут в основу цифровой экологической карты очистки Арктики, которая будет пополняться актуальными данными об этом стратегически важном для России регионе.
Второй проект — Национальная географическая премия «Хрустальный компас», ставшая очень представительной и авторитетной в научных кругах и получившая свою известность в разных странах мира. Редко где удается увидеть такое количество по-настоящему уникальных и достойных людей, как на церемонии вручения «Хрустального компаса». Здесь собираются выдающиеся ученые, путешественники, писатели, актеры, космонавты, государственные и общественные деятели, дипломаты и этот список можно перечислять долго.
Иван Геннадьевич, когда появилась премия и почему компас — хрустальный?
Иван Чайка: Премия родилась в 2012 году. Название имеет символический смысл, отражающий ее основную идею. Компас – символ верного курса, хрусталь – олицетворяет природную чистоту и верность мечте. Серебряная стрелка «Хрустального компаса» не просто фиксирует точки приложения сил отдельных исследователей, она нацелена на яркие, перспективные достижения и указывает ориентиры развития общества. Премия призвана выявлять уникальные открытия и достижения исследователей, представлять широкой общественности лучшие реализованные проекты в области науки, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия, просветительстве. Кроме того, что просто необходимо воздавать должное энтузиастам и подвижникам, такие проекты способны становиться примером, своего рода социальным ноу-хау для неравнодушных людей.
Благодаря Тимофею Кузнецову и другим постоянным партнерам премии, удалось вывести это событие на самый высокий уровень. За время существования «Хрустального компаса» его экспертный совет, в который входят авторитетные ученые, путешественники, деятели культуры, оценило 4322 проекта из 48 стран мира. В Национальной премии появились номинации, в которых мы отмечаем достижения зарубежных коллег.
Премия стала стимулом для реализации творческих проектов и решения важных экологических задач на национальном и даже глобальном уровнях, что способствует укреплению позиций России на мировой арене.
Показательно, что даже в нынешние очень непростые времена, специально для участия в торжественной церемонии вручения нашей премии едут выдающиеся ученые из разных стран, для которых на первом месте стоит наука, а не принцип политической целесообразности. К примеру, в этом году мы поздравляли Лорана Тушара, основоположника французской школы лимнологии. Он стал лауреатом в номинации «Научное достижение».
Кто помогает вам в организации премии?
Иван Чайка: Каждый год пул наших партеров расширяется и к нашей большой семье «Хрустального компаса» присоединяются разные организации и компании. В этом году проведение премии поддержали Президентский Фонд культурных инициатив, компания ОТЭКО, концерн «Отечественные технологии», компании «Тегас Электрик» и «Терра экология», банк «Кубань кредит», промышленная группа «ККЗ», винный дом «Шато де Талю» и компания Indever. И это не полный список меценатов, которым мы безмерно благодарны.
Какими могу быть перспективы сотрудничества бизнеса и Русского географического общества?
Иван Чайка: Мы активно вовлекаем бизнес в организацию научных экспедиций, к работе в регионах России, организации фестивалей. А в таком направлении работы Общества, как развитие туризма, я вообще считаю, что бизнесу должна отводиться большая роль.
Кроме того, сегодня я вижу поле общего интереса РГО и предпринимателей в международных проектах. Благодаря такой коллаборации мы сняли ряд документальных фильмов, провели научные исследования и представили выставки в Китае, Пакистане, Индии, Непале и Франции.
Также многие компании поддерживают наши просветительские, образовательные проекты, экологические проекты. Это дает возможность реализовывать ряд инициатив на качественно другом уровне. Например, благодаря такому партнерству мы поощрили победителей наших всероссийский детских интеллектуальных конкурсов — турнир знатоков географии и «Самое синее в мире» путешествием из Сочи в Турции на круизном лайнере Astoria Grande. Такие призы стимулируют юное поколение на дальнейшую работу над собой, над развитие собственного потенциала. И таких примеров безусловно много.