Фантасмагорические сновидения и магический реализм, Великая Октябрьская революция и война во Вьетнаме, японские ронины и колумбийские поселенцы, шпионы и сталкеры — «Лента.ру» представляет рейтинг лучших сериалов, увидевших свет в 2024 году и сумевших завоевать внимание зрителей по всему миру.
Все мы рано или поздно оказываемся в точке максимального раздрая — каждого, кто решился играть по правилам этой Вселенной, чисто математически неизбежно ждет худший день в своей истории. Для Мелиссы (Наташа Ротвелл), сотрудницы международного аэропорта в Нью-Йорке, этот день наступил аккурат в 35-летие, когда только собранный шкаф из европейского мебельного рухнул ей на затылок и отправил ее в реанимацию. Чудом выжив, Мел решает перепридумать собственную жизнь; та, однако, всегда готова внести свои коррективы. «Как умереть в одиночестве» — дебютный шоураннерский проект Ротвелл (сценаристка и актриса «Белой вороны») выносит на передовицу тот простой факт, что любая человеческая жизнь по своей природе хаотична, причиной тому могут быть как сам ее хозяин, так и окружающие его люди и обстоятельства. И это, кажется, и есть та самая жизнеутверждающая идея, с которой можно попытаться дотянуть до конца что этого года, что следующего. (Hulu)
Сюрреалистический скетчком Хулио Торреса ищет и находит вдохновение в вещах совершенно неочевидных — в букве Q в исполнении Стива Бушеми, в прозрачном цвете мелков, в разговоре со службой поддержки и даже в подзабытом ситкоме «Альф», который с легкой руки создателя «Лос Страшилкас» превращается в душераздирающую историю любви, ревности и измен. «Фантазмы» с их абсурдными историями и условными декорациями напоминают очень яркое, сумбурное сновидение, в котором элементы суровой реальности пересекаются с бурлескной сказкой. В не слишком явно выраженной сюжетной основе сериала — жизнь инфантильного фантазера (Торрес), который отказывается оформлять себе справку о существовании, из-за чего сталкивается с массой бюрократических трудностей. (HBO)
Планировавшаяся аж с 2012 года военная драма об американских пилотах, принимавших участие во Второй мировой войне, основана на книге Дональда Л. Миллера «Повелители воздуха: Американские бомбардировщики, которые воевали против нацистской Германии» и является идейной наследницей одного из величайших сериалов всех времен «Братья по оружию». В 2001-м проект, продюсируемый Томом Хэнксом и Стивеном Спилбергом, изменил представление о военных сериалах. «Властелины воздуха» с Барри Кеоганом и Остином Батлером в роли отважных летчиков хоть и не совершают новую революцию, но все же во многом достойно выдерживают пафосно-героический тон и реалистический стиль предшественника. (Apple TV+)
Майкл Шур никогда не чурался представлять тяжеловесные темы в комедийном свете — его самая большая работа «В лучшем мире» исследовала вопросы смысла жизни, различия добра и зла и истории западной философии. Но в целом его сериалы, в том числе «Парки и зоны отдыха» и «Бруклин 9-9», объединяет главная черта — вера в добропорядочность как общую и распространенную человеческую ценность. «Человек внутри» был вдохновлен номинированной на «Оскар» в 2020-м чилийской документалкой «Агент-крот», рассказывающей о том, как частный детектив нанял пожилого человека для внедрения в дом престарелых, сотрудников которого обвинили в жестоком обращении с постояльцами. Новый проект слегка сбавляет градус — Тед Дэнсон играет пожилого профессора, которому предстоит выяснить тайну пропажи у одной из постоялиц дорогого ожерелья. Обратить на этот комедийный детектив внимание стоит не только поклонникам работ Майкла Шура, но и фанатам «Убийств в одном здании», с которым шоу имеет много общих черт. (Netflix)
Один из самых любопытных сериалов весны рассказывает историю комика-лузера Донни Данна, тщетно пытающегося избавиться от внимания безумной сталкерши. В основу «Олененка» легла реальная история, приключившаяся с шоураннером и главным актером Ричардом Гэдом, который перенес на экран не только свои странные отношения с преследовательницей, но и куда более личные и болезненные откровения о пережитом сексуальном насилии. «Олененок» начинается как комедия, но вскоре Гэдд показывает зрителям пугающе подробную и откровенную картину из собственных комплексов и психологических травм. Просмотр «Олененка» — это своеобразное переживание этой травмы вместе с ее носителем. Путешествие, прямо скажем, не из исключительно приятных, но определенно захватывающее. (Netflix)
Политическая сатира со звездой «Титаника» Кейт Уинслет в образе Елены, авторитарной правительницы небольшого государства где-то в Европе, была раскритикована западными критиками как «пустая и провальная» (зрителям из Восточной Европы, вероятнее всего, обилие разнообразных отсылок на многих исторических личностей будет куда очевиднее). Сатира, мол, не может существовать без четкого прообраза, а работа Уилла Трейси («Наследники», Last Week Tonight) слишком расплывчата, чтобы в созданной им Елене можно было увидеть какую-то определенную политическую фигуру. Но шоураннер явно ставит перед собой задачу куда более масштабную, чем высмеивание только одного существующего политического строя. «Режим» деконструирует природу абсолютной власти и всех пороков, которые ей сопутствуют, пытаясь разобраться в психологии тоталитарных режимов, зачастую чрезвычайно похожих на жизнь в абьюзивных отношениях. (HBO)
Известная тележурналистка Кэтрин, построившая карьеру на скандальных разоблачениях, сама оказывается жертвой вскрытия покровов. Однажды ей присылают книгу неизвестного автора, дословно описывающую ее самый страшный секрет. «Все совпадения неслучайны» основан на одноименном романе Рене Найт и создан Альфонсо Куароном («Гравитация», «Рома»). И это первый сериал, в котором тот выступил единоличным режиссером и шоураннером. Главные роли здесь исполнили культовые актеры Кейт Бланшетт, Саша Барон Коэн и Кевин Клайн, и «Все совпадения неслучайны» оказывается демонстрацией первоклассной актерской игры от всех троих, а сама детективная драма — историей о том, как хрупка и неустойчива истина и как миром правят нарративы. Запутанное повествование потребует усидчивости, но эти усилия определенно окупаются. (Apple TV+)
Ремейк хитового комедийно-мелодраматического боевика с Брэдом Питтом и Анджелиной Джоли, в котором главные роли исполнили сценаристка и звезда «4лена» Майя Эрскин и шоураннер (и тоже звезда) «Атланты» Дональд Гловер, занимается подробным психологическим разбором токсичной динамики отношений двух шпионов-любовников. Преступный мир то и дело подкидывает метафорические ситуации: тут слежка за богатой семьей на горнолыжном курорте становится похожа на интрижку, там неожиданное знакомство с сослуживцами (такой же, только более опытной парой Смитов) из обмена шпионским опытом превращается в разговоры по душам о трудностях семейно-корпоративной жизни. (Prime Video)
Псевдоисторическое драмеди с Юэном Макгрегором в роли потерявшего все в ходе революции русского дворянина, которого советская власть заключила под арест в отеле, — сериал не о России вовсе и не о столкновении буржуазной аристократии с воинствующим пролетариатом. Проект по роману директора нью-йоркской инвестиционной фирмы Амора Тоулза использует самое турбулентное время российской истории как фактуру для рассказа о человеке, который пытается сохранить себя в условиях тотального краха прежних норм и идеалов. Сохранить не только физически — «джентльмен» в названии проекта, в отличие от недавнего комедийного сериала Гая Ричи, здесь несет куда более глубокий смысл. (Paramount+)
Деконструкция супергеройского кино сегодня встречается едва ли не чаще, чем само супергеройское кино, и потому надоела не меньше. Но «Франшиза», рассказывающая о катастрофических съемках «второсортного» супергеройского фильма, который нужен лишь для того, чтобы ввести нового персонажа в сюжет грядущего многомиллионного блокбастера, куда больше рассказывает о бедственном положении киноиндустрии в принципе. Уморительная сатира продюсировалась Армандо Ианнуччи («Смерть Сталина»), первую серию снял Сэм Мендес («Красота по-американски»), а главные роли в нем исполнили Химеш Патель, Билли Магнуссен, Ричард Э. Грант и Даниэль Брюль. (Max)
«Рипли» Стивена Зеллиана, одного из самых маститых голливудских сценаристов («Список Шиндлера», «Ирландец», «Банды Нью-Йорка»), — история о психопате, который доводит манипуляции людьми до уровня шедеврального искусства. У лежащего в основе сериала романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» было уже немало экранизаций, в которых заглавный герой представал в совершенно разных ипостасях, но именно работа Зеллиана и талантливейшего актера Эндрю Скотта скрупулезно погружает зрителя во внутренний мир убийцы, почти не испытывающего эмпатии, предлагая проникнуться его чаяниями и взглянуть на реальность его глазами. Реальность эта холодна, лишена красочных оттенков и чрезвычайно дискомфортна, но даже в ней находится место восхищению искусством. (Netflix)
Самый необычный детектив последних лет не только отдает дань классическим голливудским нуарам, но и неожиданно ухитряется вдохнуть в заезженный нарратив совершенно новую жизнь. «Шугар» — вышедшая из-под пера Марка Протосевича («Тор», «Я — легенда», «Клетка») милейшая синефильская голливудская сказка с Колином Фарреллом, массой киноцитат и твистом а-ля М. Найт Шьямалан, который не то чтобы переворачивает сюжет вверх тормашками, но придает этой и без того фантазийной истории совсем уж фантасмагорические оттенки. «Шугар» — искреннее признание в любви к детективам золотого века Голливуда, которое при этом выполняет главную задачу развлекательного зрелища. То есть всеми силами и возможными приемами пытается публику удивить. (Apple TV+)
Исторический эпос о феодальных распрях в Японии начала XVII века — один из самых громких хитов еще не завершившегося года. Основанный на романе писателя Джеймса Клавелла (уже экранизированном в 1980-х) сериал смещает оптику с главного персонажа-европейца в сторону как раз-таки главных акторов исторических событий — японцев. Пока между «Домом дракона», «Кольцами власти» и десятком менее заметных сериалов-клонов продолжается бесплодная борьба за лавры «Игры престолов», «Сегун», как некогда легендарные «Викинги», доказывает, что истории про Средневековье без драконов и дорогостоящих спецэффектов в кадре могут составить достойную конкуренцию многобюджетному фэнтези. (FX и Hulu)
Габриэль Гарсиа Маркес до самой смерти так и не дал разрешения снять фильм по мотивам своего главного шедевра, потому что считал, что перенести его на большой экран, сохранив авторский стиль и не растеряв важные детали сюжета, попросту невозможно. Что ж, сериальная структура оказалась для этого эпического образца магического реализма как нельзя кстати. Снятый в Колумбии на испанском языке большой командой латиноамериканских режиссеров, сценаристов и актеров, сериал рассказывает о судьбе заранее обреченного города Макондо, основанного посреди болот на берегу реки семейством Буэндио. Плавный и размеренный, темпоритм этого сериала и сам напоминает течение реки, которая уносит с собой в небытие все, даже память. (Netflix)
Черная шпионская комедия о Вьетнаме, США и последствиях самой продолжительной войны XX столетия по одноименному роману — лауреату Пулитцеровской премии Вьет Тхань Нгуена погружается в весьма непростые темы идентичности, ксенофобии и исторической памяти, столкновения идеологий и реальности, а также наследия колониализма, в котором таится корень многих зол современности. Это бойкое антивоенное полотно, в работе над которым приняли участие культовый режиссер Пак Чхан-ук («Олдбой», «Служанка») и не менее культовый Роберт Дауни-младший в целом ансамбле разнообразных ролей, вышло в самое точное время — когда весь мир остервенело пытается поляризоваться, полезно не упускать химерность этого процесса из виду. (HBO)