Ценности
12:18, 23 декабря 2024

«Нас покупают люди из списка Forbes» Как российские бренды завоевали сердца россиян?

Фото: бренд Voylok

Каждый десятый российский бренд в прошлом году отмечал рост выручки и оборота. Итоги этого года только предстоит подвести, но и без того очевидно, что бурный рост отечественных брендов продолжается. Одежда, аксессуары, косметика, парфюм, мебель — в этих и других сегментах появляются все новые игроки, а те, кто уже укрепился на своих позициях, наращивают обороты. Как россияне стали больше доверять отечественному, почему новые бренды не стремятся к массовости и как их оригинальные задумки приводят их к прорыву — в материале «Ленты.ру».

Традиции — в тренде

В России больше 30 тысяч компаний, которые производят одежду. Рынок моды огромен, его оценивают в 3,6 триллиона рублей. За последние годы он претерпел колоссальные изменения. Шок от ухода крупных зарубежных брендов довольно быстро прошел, и россияне стали больше доверять отечественным маркам. Участники рынка отмечают, что качество производимых в России вещей растет, уровень профессионализма в отрасли стал выше, увеличилась и конкуренция.

И хотя маленьким игрокам в таких условиях пробиваться непросто, с каждым годом в России появляется все больше и больше локальных брендов. Они сознательно не смотрят в сторону массового покупателя и стремятся сохранить качество и аутентичность.

И у них получается: по данным последних исследований, почти половина россиян стали больше доверять локальным брендам

Они ближе к покупателю, разговаривают с ним живым языком, а не заученными скриптами, придерживаются принципа «люди покупают у людей». Россияне, как и другие жители планеты, предпочитают покупать меньше, но у любимых брендов. У локальных производителей с их душевным подходом больше шансов стать такими любимчиками.

Но появилась другая проблема: локальных брендов стало так много, что соотечественникам теперь сложнее их различать, показывает то же опрос. Именно поэтому многие мастера стремятся делать нечто по-настоящему уникальное. И часто черпают вдохновение в российской культуре, аккуратно препарируя культурный код.

Настя Пиво родилась в небольшом уральском городке Сысерть недалеко от Екатеринбурга. В детстве она пела в церковном хоре, посещала воскресную школу и обожала рукоделие, а в юности выучилась на иконописца и изучала старославянский язык. Еще тогда ее будоражило далекое прошлое.

Однажды Настя сшила себе платье и выложила его фото в соцсетях — пока еще без мыслей о бренде одежды. Но платье нашло отклик: подписчицы просили Настю сделать для них точно такие же наряды. Так появилась «Книжная героиня» — марка так называемой скромной моды. Ее концепция отражает ценности Насти: коллекция длинных женственных платьев из натуральных тканей, которые отшиваются на заказ по индивидуальным меркам.

Кажется, что платья Насти по определению не могут быть модными. Но приблизиться к массмаркету она и не стремится. Для нее гораздо ценнее максимально вкладываться в каждое изделие, а свое занятие она называет не бизнесом, а делом жизни

История и культура стали бездонным колодцем идей для локальных дизайнеров одежды. Например, в основу концепции бренда Koss Koss легли детские воспоминания его основательницы Александры Пустыревой. В детстве она гостила у двоюродной бабушки в деревне и в ее память навсегда врезались гобелены, которые тогда висели на стенах в доме. Три богатыря, олени на водопое, мишки в сосновом бору — знакомые всем россиянам сюжеты.

Когда девушка выросла и поступила в Строгановку, ей пришла идея создать из такого гобелена корсет. Увлечение настолько захватило художницу, что она начала один за другим создавать корсеты с сюжетами русских сказок, а потом превратила свое увлечение в бизнес.

Москвич Андрей Петров пошел еще дальше: любитель плавания в холодных английских водах задался амбициозной целью — популяризировать за рубежом русские валенки. По его словам, выходя из воды, важно быстро согреться, поэтому теплая обувь — абсолютный маст-хэв. Так появился бренд Voylok, который изготавливает валенки по традиционной технологии и знакомит иностранцев с русской культурой.

Свою обувь Андрей производит на фабрике в Костромской области — для этого используются лишь горячая вода, шерсть и мастерство ремесленников. У традиционных валенок нет разницы между правой и левой ногой, и Петров решил устранить этот недочет. А яркие галоши, цвета которых меняются каждый год, сделали эту обувь не только удобной, но и стильной.

«Нас находят без рекламы, просто по рекомендациям»

О производителях обуви слышно не так много, как об изготовителях одежды. Тем не менее локальным игрокам на обувном рынке есть чем похвастаться.

Например, Михаил и Дарья Взоровы, основатели марки MoonBull, создают стильные кожаные ботинки буквально на века. Супруги постоянно находили недочеты в обуви популярных производителей и в конце концов решили: надо брать дело в свои руки.

В центре Москвы пара открыла небольшую мастерскую — там они отшивали модели по старому рантовому методу крепления подошвы. Рант — это узкая длинная полоска кожи, которую в современной обуви приклеивают к верху ботинка. При рантовом методе эта полоса пришивается к верху обуви и к ее подошве. Благодаря этому принципу и при должном уходе их ботинки могут служить десятки лет, утверждают Взоровы.

Обувь MoonBull настолько понравилась клиентам, что в 2024 году супругам удалось перебраться в просторную мастерскую. «Это даст нам возможность быстрее отшивать заказы и создавать новые разноплановые варианты. Например, в этом году мы представили новую модель Monkey boots. Она уже завоевала большое внимание и получила положительные отзывы. Мы готовим еще несколько новинок и планируем сделать акцент на создании весенних и летних моделей с более простыми конструкциями, но все с тем же отменным качеством», — делится Дарья Взорова.

Качественными вещами россияне балуют не только себя, но и домашних животных. Год от года рынок товаров для животных растет, и хотя сейчас он оценивается в 433 миллиарда рублей, эти вещи по душе далеко не всем. Валерии Федотовой из Новгородской области одежда для собак всегда казалась нелепой, поэтому она никогда не примеряла ее на свою любимицу, пуделя Тедди. Но однажды Тедди наотрез отказалась выходить на улицу в дождь — и Валерии пришлось искать компромисс.

Девушка сама сшила попону для собаки, а потом удивилась, что во время прогулок окружающие начали засыпать ее вопросами о том, где купить такой же наряд для их питомцев. Так появился бренд TeddyBoy — комфортные и эстетичные вещи для собак, изготовленные из натуральных тканей. Принципиальное отличие товаров марки — одежда без штанин. По мнению основательницы бренда, штанины невозможно регулировать, из-за чего они зачастую неудобны собакам.

И клиенты Федотовой восприняли разработку с восторгом. «У нас сильно выросли холодные продажи — то есть люди сами, без какой-либо рекламы в соцсетях, делают заказы с сайта. Они находят нас самостоятельно либо по рекомендации знакомых», — поделилась девушка. В ее ближайших планах — сотрудничество с известной торговой сетью товаров для домашних животных, а к новому году TeddyBoy собирается выпустить рубашки для собак аварского дизайна.

«Идти вперед не страшно»

Практически любой молодой россиянин навскидку способен назвать сразу несколько отечественных брендов качественной косметики. Причем необязательно из массмаркета: в России хватает и успешных локальных бьюти-брендов.

Спрос на них высок. Около 50 процентов россиян почти полностью перешли на отечественные косметические бренды или стали чаще их покупать. Российские бьюти-бренды расширили присутствие на полках ключевых торговых сетей и в маркетплейсах. По прогнозам, в текущем году рынок косметики составит один триллион рублей. Только в маркетплейсе Ozon российские бренды составляют 37 процентов от всего товарооборота, и доля отечественных марок растет на 19 процентов больше, чем у остальных брендов.

«За последние пять лет качество российской косметики сильно выросло. Если раньше мы отставали от западных коллег, то сейчас я вижу, как стремительно мы движемся вперед и производим действительно качественную косметику с эффективными составами. Сегодня мы с радостью отмечаем, что одни из самых желанных новинок в мире бьюти — именно от российских брендов», — говорит генеральный директор марки «Краснополянская косметика» Кристина Cудеревская.

Российским бьюти-маркам есть чем удивить покупателей. Они все реже копируют иностранные марки, как это бывало раньше, и напротив — стремятся подчеркнуть локальный колорит и использовать местные растения.

Например, Ольга Дьякова из города Тотьма с ранних лет увлекалась травологией и открыла мастерскую ботанической косметики «Солиоли». Ольга работает одна и называет себя лесной женщиной с косметикой из диких трав. Именно из них она производит натуральное мыло, шампуни и кремы.

Даниил и Анна Крассовы — потомственные медики, который тоже с юности прониклись любовью к душистым травам и природе родной Новой Каховки. Супруги основали бренд Ex Tempore: в составах шампуней, гелей для душа, масел и скрабов — ромашка и череда, лопух и одуванчик, береза и шалфей.

Иногда специфический запах натуральных ингредиентов удивляет покупателей: ведь шампуни пахнут не химической земляникой, а земляничным листом, если его потереть в руках

Именно «русскость» побеждает, когда речь идет о производстве косметики. Предпринимательница Руслана Комлева из Пскова рассказывает свою историю. Она с детства не принимала себя и свою внешность, пыталась следовать «эталонам» из соцсетей и все больше отдалялась от своей природной красоты. Когда Руслана решила запустить свой косметический бренд, она назвала его на западный манер — Iko. Но вскоре Руслана поняла: эта концепция никуда не годится, ведь сама она — русская женщина с русскими корнями.

Марка получила название Yasya, отсылающее к смелой и сильной, но при этом легкой и открытой русской девушке Ярославе. Ярослава трепетно заботится о себе — все кремы, пенки, сыворотки и пилинги марки обогащены витаминами, маслами смородины, семени льна, а также экстрактами конопли, ели, зверобоя, облепихи, крапивы, пихты. Вместе с «Ясей» Руслана обрела любовь и уверенность в себе. Теперь она мечтает о том, чтобы и другие женщины перестали гнаться за шаблонами и научились ценить себя такими, какие они есть.

Комлева признается, что 2024 год был непростым, но продуктивным. Вместе с командой она защитила проект по запуску собственного завода. «Сложно — из-за экономической ситуации и нестабильности курсов. Но сейчас у нас ведется огромная работа с Псковским фондом инвестиционного развития. Нас финансируют, помогают с приобретением оборудования для того, чтобы открыть свое производство. С такой поддержкой идти вперед не страшно!» — заключает предпринимательница.

«Интерес к русской культуре просыпается не только в нашей стране»

Парфюмерные бренды родом из разных уголков России тоже поймали волну успеха. Поставки иностранной продукции на этом рынке сократились на треть по сравнению с 2023 годом, а внимание российского потребителя все больше привлекают уникальные духи местных производителей.

2024 год был для российских парфюмеров плодотворным. Только за первые пять месяцев на рынке было представлено порядка 44 миллиона флаконов российской парфюмерии — а это почти на 37 процентов больше, чем годом раньше.

Как и во всем мире, в России аудитория устала от однотипных цветочно-фруктовых ароматов и все больше ценит нетривиальные композиции. А отечественным парфюмерам есть что предложить.

Например, Мария Страздас знакомит своих покупателей с природными «Ароматами Карелии». В коллекции ароматов этого бренда — и душистая медовуха на берегу моря, и запах влажного мха после дождя, и сосновая смола с лесной земляникой. Мария самостоятельно разрабатывает каждый аромат: иногда на это уходит всего несколько месяцев, а иногда — годы.

Недавно Мария создала парфюмерный конструктор под названием «Вдохни Карелию»: теперь поклонники бренда могут сами собирать ароматы. В конструкторе — запахи Онежского озера и Ладожских шхер, чаепития по-карельски и традиционной бани, карельского леса и белых ночей. Все название указаны на русском и карельском языках.

«Я продолжаю исследовать Карелию и Север — вепсские поселения Шелтозеро и Рыбрека, Медвежьегорск и Сортавала, Ладожское и Онежское озера, Олонец и Мегрега. В этом году впервые увидела Терский берег — Умбу, Кашкаранцы и Варзугу, Белое море, вновь — любимый Кольский полуостров, Баренцево море. Продолжаю везде совать свой нос, — шутит Мария. — Северный розарий, ферма с нубийскими и камерунскими козами, мороженое с грибами, корни родиолы розовой, которые остро пахнут розами, имбирем и землей, дурманящие багульники, водоросли северных морей...»

Недавно марку представили на выставке на ВДНХ в Москве, а «Вепсский аромат» попал в номинацию «Лучший аромат российского бренда 2024» премии Fragrantica Readers Awards на сайте Fragrantica

В благодарность карельской земле Страздас занялась и еще одним проектом для некоммерческой организации «Женщины Русского Севера». Организаторы открыли сбор средств на издание книги стихов на ливвиковском наречии карельского языка. Один из лотов, который можно приобрести в поддержку книги, — парфюмерный. По словам Марии, аромат был создан для женщин Севера, которые умеют сохранять тепло даже в самые холодные и темные времена года.

Красота и культура родной земли вдохновила и Анастасию Агыбаеву из Рязани. В ее волшебной вселенной под названием Labracadabra переплелись былины, неославянская мифология и русская литературная сказка. Девушка создала магические пространства, такие как «Тридевятое царство» или «Темный лес», и поселила там знакомых с детства персонажей — Жар-птицу, Василису Премудрую, Царевну-лягушку и многих других. И каждому подарила собственный запах.

Бренд Агыбаевой начинался как небольшое семейное производство, а теперь у него — собственная мастерская. Анастасия отмечает, что за последний год продажи ее ароматов выросли примерно в 2,5 раза. В ближайшем будущем она планирует открыть несколько магазинов в разных городах России. Кроме того, духами с русским духом уже активно интересуются покупатели из-за рубежа — в основном из Беларуси, Армении, Грузии и Германии. «И это здорово! Значит, продукция нравится людям, и интерес к русской культуре просыпается не только у нас», — восхищается она.

«Среди моих покупателей — люди из списка Forbes»

В конце 1990-х было модно обставлять свой дом итальянскими кроватями, французскими комодами и кухонными группами из Германии. А в начале нулевых абсолютным лидером на рынке стала шведская IKEA, которая предлагала стильные решения по доступным ценам.

Трудно поверить, что еще 15 лет назад в стране практически не существовало частных мебельных производств. Так продолжалось до кризиса 2014 года: из-за экономических санкций курс доллара вырос больше чем вдвое, а вместе с ним — и цены на импортные товары.

Российские дизайнеры не упустили свой шанс и уже тогда начали открывать небольшие мастерские, изготавливая современную и надежную мебель. Например, семейная пара Андрей и Анна Панихины из Красногорска запустили производство изделий из массива дерева. Все началось с того, что Андрей смастерил простую массивную кровать в стиле рустик, а его жена выставила ее фотографии на «Ярмарке мастеров» — и на них посыпались заказы.

Прогресс отечественных ремесленников ускорил кризис 2022 года, когда из России один за другим уходили западные производители. Доля иностранной мебели на российском рынке упала с 41 до 25 процентов

Для россиян открылось новое окно возможностей — и они вновь этим воспользовались. Бренды начали заполнять нишу полюбившегося соотечественникам после IKEA скандинавского стиля и предлагать свое уникальное. Две семейные пары из Великого Новгорода разработали «растущие» стулья для детей, а потом открыли и полноценную столярную мастерскую Zanoza. Теперь их минималистичную мебель покупают люди со всей страны.

Уникальных идей у российских мастеров много. Инженер Евгений Аверкин из Нижегородской области не планировал запускать собственный бизнес. Просто однажды он проснулся летним утром и нарисовал свой первый «самый примитивный» стул — с тремя ногами, но сделанный без единого гвоздя. К зиме в линейке мебели Аверкина было уже четыре стула из бука: трехногий стул, лежачий стул, стул-мольберт и стул-прялка. Свой бренд Евгений назвал Tetree: от французского tet — «голова» и английского tree — «дерево».

«Моя мечта оказалась не настолько смелой, как я себе это представлял. А еще среди покупателей у меня сейчас люди из списка Forbes», — признается Евгений. Бизнесмен продал уже несколько десятков стульев, несмотря на их дороговизну — в сентябре цены варьировались от 32 до 85 тысяч рублей. Теперь, по его словам, стоимость мебели выросла еще на 20-30 процентов, а прибыль превысила сто процентов.

2024 год стал для Аверкина прорывным не только в финансовом плане, но и в репутационном. Спустя всего три месяца со съемки первых стульев ему предложили свой стенд на Московской неделе интерьера и дизайна в Манеже.

А потом стул Аверкина выбрали в качестве символа большой выставки «История российского дизайна», и он красовался на огромном плакате на фасаде Третьяковки на Крымском Валу

Успех Tetree — это успех всей отрасли. В последней Московской неделе интерьера и дизайна на ВДНХ приняли участие 1188 компаний, а посетили ее больше 180 тысяч человек. «Я не связана с дизайном, я инженер путей сообщения и попала на эту выставку случайно. Меня просто поразило, как много в России делают оригинальной мебели и предметов декора. Я без преувеличения ходила всю выставку с открытым ртом. Купить хотелось примерно все», — говорит Елена, посетившая Неделю интерьера и дизайна в декабре.

Российские мастера понимают, для кого они работают, и констатируют, что заказов стало больше. Ксения Несудимова, которая когда-то работала фотографом, а затем столкнулась с глиной и связала свою жизнь с изготовлением предметов декора, делится опытом. Ее казалось бы несерьезные изделия под маркой Kindergarten — подсвечники в виде улыбающегося червяка Генри, коврики в виде львят или песика Бобика, посуда на цирковую тематику — год от года находят все больший отклик со стороны россиян.

«Я вижу, что происходит рост, и я безумно этому рада. Мне нравится это отслеживать — из года в год происходят глобальные изменения. Мой рост довольно гармоничный, но он запланированный. Я работаю одна, у меня только две руки, а в сутках только 24 часа, но я умудряюсь все равно делать больше. Это мое творчество, и каждый день я понимаю, для чего это делаю. И мне от этого становится тепло», — подводит итоги года предпринимательница.

< Назад в рубрику