Главное
19:30, 25 декабря 2024

Неделя о мытаре и фарисее в 2025 году: когда начинается подготовка к Великому посту?

Ирина Майская
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

С недели о мытаре и фарисее начинается особый период подготовки верующих к Великому посту (в 2025 году его первый день выпадает на 3 марта). В это время на богослужениях вспоминают евангельскую притчу о молитве мытаря и фарисея. К чему призывает эта знаменитая притча и насколько она актуальна в современном мире, рассказывает «Лента.ру».

Дата

Неделя о мытаре и фарисее в 2025 году выпадает на 9 февраля. После этого следует сплошная седмица, то есть в среду и пятницу на этой неделе не нужно поститься и воздерживаться от мяса и молочных продуктов.

Седмица — это церковное название семидневной недели. Начинается она не с понедельника, а с воскресенья — «недели». В древней Руси так называли день, в который полагалось не работать, иными словами, ничего «не делать». Поскольку службы до сих пор проводятся на церковно-славянском языке, то и слово «неделя» сохранилось в церковном обиходе.

Великий пост предваряют три седмицы и четыре подготовительных недели, то есть три привычных нам недели и четыре воскресенья

Подготовительные недели и седмицы представляют собой период времени, необходимый для подготовки православных христиан к посту и покаянию. Приготовительные службы в храмах в эти дни посвящены сотворению мира и человека. Они напоминают о грехопадении наших прародителей, а также о явлении на землю Иисуса Христа. Все это дает людям настрой на грядущие пост и период духовного подвига.

Подготовительный период перед Великим постом

Притча о мытаре и фарисее

Притча записана в 18-й главе Евангелия от Луки.

Текст притчи о мытаре и фарисее

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой — мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я — не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь, пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Слово «мытарь» означает «сборщик налогов», то есть человек, занятие которого в библейские времена считалось недостойным и презираемым. Фарисеями же называли представителей наиболее влиятельного религиозного течения в Иудее. При этом в современном русском языке слово «фарисей» означает «ханжа, лицемер», рассказала «Ленте.ру» преподаватель, кандидат исторических наук Арина Купцова.

Толкование притчи о мытаре и фарисее

Согласно толкованиям Евангелия, разница между этими двумя людьми заключается лишь в том, что фарисей не считал себя грешным. Мытарь же глубоко сознавал свои грехи и всей душой в них раскаивался. Между тем грешниками являлись оба, поскольку безгрешных людей не существует.

При этом фарисей чувствовал себя настолько выше и достойнее остальных, что расположился на заметном месте в храме, желая, чтобы и люди, и сам Господь видели, насколько он благообразный и заслуженный человек. В отличие от него мытарь стоял вдали, то есть не считал себя достойным приблизиться к алтарю.

«Христос завершает эту притчу словами о том, что мытарь вернулся в дом свой более оправданным, чем фарисей. Это значит, что в глазах Бога наивысшим достижением человека является смирение», — рассказал в беседе с «Лентой.ру» священник храма Всех Святых на Кулишках отец Александр.

Эта фраза в притче означает лишь «понимание, что, будучи грешным, по определению нельзя претендовать на какую-то исключительность или даже просто более сильную значимость по сравнению с другими людьми».

Отец Александр отметил, что от того, насколько велико у того или иного человека чувство греха, зависит его близость к Богу. Он напомнил, как Иоанн Креститель был смущен при виде Иисуса: он говорил, что недостоин даже развязать ремень его обуви.

«Важный момент: парадоксально, но молитва, пост, праведность и даже добрые дела могут не только не приближать нас к Богу, а наоборот, удалять от него. Это происходит в том случае, если они становятся самоцелью, средством для возвышения, предметом для гордости. Фарисей соблюдал все правила, но при этом презирал остальных и проявлял свою надменность. И именно поэтому отдалился от Бога», — подчеркнул отец Александр.

Протопресвитер Александр Шмеман говорил, что «Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь».

Однако у многих людей не укладывается в голове, почему совершение добрых дел — обязательное занятие, которое является важнейшим условием спасения, — нельзя считать достаточным для того, чтобы признать себя праведными людьми. Отец Александр подчеркнул, что истинный путь к спасению заключается в осознании и признании собственной греховности, так как безгрешных людей нет, какими бы праведными они не были.

Почему притча о мытаре и фарисее актуальна до сих пор

Сегодня героев этой притчи можно сопоставить с людьми так называемого высшего общества, достигшими в жизни определенного положения, и представителями простого народа, которым похвастаться особо нечем.
Психолог Олег Шевченко в беседе с «Лентой.ру» отметил, что люди сталкиваются с подобными ситуациями практически каждый день.

Он отметил, что сейчас детей воспитывают с посылом: «Ты должен быть первым, ты должен стать лучшим!». Эту же цель люди внушают себе, чтобы добиться успеха и занять свое место под солнцем. И когда человек чего-то добивается, он как раз и испытывает то самое недостойное чувство: «Я молодец, я смог, а вот мой сосед (сват, брат и т. д.) этого не сумел».

«Я не хочу сказать, что человек не должен стремиться к тем или иным достижениям, вовсе нет. Тут дело в другом — добившись пусть даже самых невероятных успехов, не следует восхищаться собой и сравнивать себя с теми, кому ничего подобного не удалось. Не следует делать этого не только открыто, перед другими людьми, но даже наедине с собой. Значит, тебе такая возможность была дана — поблагодари за свои достижения Бога (или, если неверующий, то природу, которая одарила тебя определенными способностями)», — заключил он.