Россия
18:54, 25 декабря 2024

Праздник Сретения Господня в 2025 году: какого числа отмечают и какие традиции соблюдают православные христиане

Ирина Майская
Фото: Sergei Grits / AP

Сретение Господне — важный церковный праздник. В день Сретения исполнилось 40 дней со дня рождения младенца Иисуса Христа, и в соответствии с ветхозаветной традицией, Богоматерь Мария принесла мальчика в иерусалимский храм. Там и произошло сретение (то есть встреча) старца Симеона, который олицетворяет все человечество, с Сыном Божьим. Об истории праздника, о традициях и народных приметах читайте в материале «Ленты.ру».

Какого числа отмечают Сретение

В 2025 году православные христиане отмечают Сретение Господне 15 февраля. Этот праздник — непереходящий, то есть он отмечается в один и тот же день каждый год. В 2024-м 15 февраля выпадает на субботу.

Что такое Сретение

Сретение Господне относится к числу двунадесятых праздников православной церкви. Это большие православные праздники, посвященные самым важным (после Пасхи) событиям земной жизни Иисуса Христа и Матери Божьей Пресвятой Девы Марии.

Само слово «сретение» славянского происхождения, на современный русский язык оно переводится как «встреча». Праздник Сретения Господня отмечается в честь встречи 40-дневного Сына Божьего с благочестивым праведником Симеоном в иерусалимском храме, куда Дева Мария и ее супруг Иосиф принесли младенца Иисуса, чтобы совершить законный обряд.

В более широком смысле это событие трактуют как встречу Сына Божьего со всем человечеством

«В этот день также произошла встреча Ветхого и Нового завета, — поясняет в разговоре с "Лентой.ру" архимандрит Иов (Гумеров), насельник Сретенского монастыря в Москве. — Евангельское повествование отражает точное исполнение закона пророка Моисея, которое включает в себя очищение в сорокадневный срок, посвящение Богу первородного сына».

История старца Симеона

Согласно преданию, Симеон, впоследствии названный Богоприимцем, был праведным, благочестивым и одним из самых образованных людей своего времени. Он родился за 360 лет до появления на свет Иисуса и входил в число 70 ученых переводчиков (толковников), которым египетский царь Птолемей II Филадельф велел перевести ветхозаветную книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий. Занимаясь этим переводом, Симеон прочел следующие слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Он усомнился и захотел исправить текст, заменив слово «Дева» на слово «жена». Однако ему явился ангел Божий и остановил, запретив искажать текст.

За сомнение в словах пророка Симеону было отказано в смерти до тех пор, пока он своими глазами не увидит Спасителя рода человеческого, которого «во чреве приимет и родит» именно непорочная Дева

В Евангелии от Луки, третьей книге Нового Завета, говорится, что в год Рождества Христова Симеон был уже очень стар и ждал важной встречи, дабы исполнилась Божья воля. В день Сретения он пришел в храм «по вдохновению». А когда увидел поднимающуюся по ступеням Марию с ребенком на руках, сразу понял, кто перед ним. Симеон вышел навстречу, принял младенца из рук матери, благословил его и обратился к Господу со словами своей, впоследствии ставшей знаменитой, песни.

Песнь Симеона Богоприимца

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля.

Современный перевод этого текста звучит так:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Пресвятой Деве Марии старец предсказал будущее ее сына и предупредил о ее собственных муках возле Креста: «Се лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).

История пророчицы Анны

Вместе с Симеоном в храме младенца Иисуса встретил еще один человек — женщина по имени Анна. Святитель Амфилохий Иконийский в своем труде «Слово на Сретение» назвал ее «венцом вдов»: «телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен, согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая».

По преданию, Анна прожила в замужестве всего семь лет, рано овдовела, лишилась денег и имущества, но больше не вышла замуж, поскольку хотела сохранить верность покойному мужу. Она вела праведную жизнь, жила при иерусалимском храме, как и многие другие вдовы тех времен.

Евангелист Лука ее называет пророчицей: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:36-38).

Анна, как и Симеон, сразу узнала Сына Божия в младенце, принесенном Девой Марией и Иосифом, и стала рассказывать всем, что настало время исполнения предсказания о даровании миру Спасителя.

Какого числа вспоминают старца Симеона и пророчицу Анну

Память Святого праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны чествуется церковью в одну дату, 16 февраля, на следующий день после праздника Сретения Господня

Как отмечают Сретение Господне

Это древнейший праздник христианской церкви, он завершает череду рождественских празднеств. Отмечать Сретение стали еще в IV веке — на христианском Востоке, с V века — на Западе, а начиная с VI века в Византии этот день был официально признан государственным праздником.

Согласно преданию, в 540-х годах в городе Антиохии случилось несколько сильных землетрясений и была вспышка эпидемии. По поверью, после того, как христиане провели в день Сретения Господня крестный ход и всенощное бдение, бедствия закончились.

С давних времен и до нашего времени в праздник Сретения Господня для православных христиан очень важным является посещение церковной литургии, а также совершение таинств исповеди и причастия. Пост в этот день не предусмотрен: только в случае, когда праздник выпадает на среду или пятницу, полагается есть рыбу вместо мяса.

Тропарь Сретения Господня

Радуйся, Благодатная Богородице Дево,
из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос, Бог наш,
просвещаяй сущия во тьме.
Веселися и ты, старче праведный,
приемый во объятия Свободителя душ наших,
дарующаго нам воскресение.

Современный перевод:

Радуйся, благодатная Богородица Дева,
ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,
просвещающий находящихся во тьме.
Веселись и ты, старец праведный,
принявший во объятия Освободителя душ наших,
дарующего нам воскресение.

Кондак Сретения Господня

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим
и руце Симеоне благословивый,
якоже подобаше, предварив,
и ныне спасл еси нас, Христе Боже,
но умири во бранех жительство
и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Современный перевод:

Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим,
и руки Симеона благословивший,
заранее, как надлежало,
и ныне Ты спас нас, Христе Боже.
Но огради миром среди войн народ Твой
и укрепи тех, кого Ты возлюбил,
Единый Человеколюбец.

День православной молодежи

В день Сретения с 1953 года отмечается еще один праздник — Всемирный день православной молодежи. Он был утвержден на первой генеральной ассамблее Всемирного православного молодежного движения «Синдесмос» (это самое крупное в мире православное братство, объединяет 126 молодежных организаций в 46 государствах).

Выбор христианского Сретения для празднования этого дня символичен: день 15 февраля олицетворяет переход от старого к новому, молодому

В России положение об учреждении Российского дня православной молодежи было выпущено значительно позже, только в 2002 году, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В этот день, 15 февраля, православная молодежь встречается со священнослужителями, проходят концерты с музыкой и танцами, спортивные соревнования, конкурсы, игры. Русская православная церковь в каждой епархии и митрополии проводит молодежные съезды и конференции.

Еще одна традиция Дня православной молодежи в России — проведение Сретенского бала, обычай появился также благодаря Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Молодежные Сретенские балы проходят в разных городах страны.

Поздравления с праздником Сретения Господня

Как поздравить родных и близких? «Лента.ру» предлагает варианты для вдохновения.

  1. В светлый день Сретения Господня желаю вам новых значимых встреч. Не бойтесь их, не бойтесь перемен, идите вперед и помните, что обновление — один из самых важных процессов нашей жизни.
  2. В чистый и светлый праздник Сретения Господня примите мои самые искренние поздравления! Желаю вам радоваться каждому дню, полученному в дар от Бога, быть добрым, здоровым и счастливым.
  3. Мира в душе и во всем мире — вот главное мое пожелание тебе и твоим близким в прекрасный праздник Сретения Господня. Добро и свет обязательно восторжествуют!
  4. Верь, надейся и люби ближних своих — именно этого хочу пожелать тебе в день Сретения Господня. И тогда на твоем пути обязательно случатся судьбоносные и радостные встречи!
  5. В праздник Сретения Господня
    Поздравляю всей душой!
    Пусть вы вспомните сегодня,
    Как прекрасен мир большой.
    Пусть любовь, тепло и вера
    Не покинут никогда.
    Пусть продлится света эра
    Все грядущие года!

Приметы на Сретение

В народе считается, что Сретение — это первая встреча зимы с весной, поэтому было придумано множество примет, связанных с природой. По погоде в этот день судили о будущих весне и лете, об урожае. Верили: какова погода на Сретение, такой будет и весна. Если на Сретение оттепель — весна будет ранняя и теплая, если выпал снег — это к затяжной и дождливой весне.

Другие приметы:

Народные традиции Сретения

«В феврале, когда день уже заметно прибавился, и тьма периода после зимнего солнцестояния отступает, но до весеннего равноденствия еще нужно дожить, в народных традициях отмечались праздники про встречу сезонов — Встретенье, Громницы, Стретенье, Сустретьев день, Зимобор, Пресвятая Мария Громница — и было много ритуалов, посвященных почитанию огня», — рассказывает в беседе с «Лентой.ру» исследователь традиционной культуры и музыковед Анна Луговая.

Например, в Армении в эти же дни празднуют Трндез (Тъярнэндарач) и обязательно зажигают костры. Считается, что если молодожены или влюбленные смогут прыгнуть через костер, не разнимая рук, то их любовь будет вечной, а бездетным женщинам огонь костра поможет забеременеть и родить. В конце праздника все водят хороводы вокруг костра, а его пепел развеивают по полям в надежде на будущий урожай.

По словам Луговой, в некоторых странах Восточной Европы, в Хорватии, Белоруссии и в северо-западных губерниях России в Сретение было принято освещать свечи. Фольклорист перечисляет и другие ритуалы:

Сюжет Сретения Господня в искусстве

Этот библейский сюжет полюбился художникам — в разное время по его мотивам было создано множество картин. Сретение вдохновило таких живописцев, как:

А среди литературных произведений одно из самых проникновенных принадлежит перу поэта Иосифа Бродского, он написал это стихотворение в 1972 году.

Иосиф Бродский «Сретенье»

Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил:
«Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он — твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

< Назад в рубрику