В кино выходит «Последний ронин» с Юрием Колокольниковым — редкая большая отечественная премьера новогоднего проката, рассчитанная не на детскую, а на взрослую аудиторию. Более того, у режиссера Макса Шишкина получилось полноценное признание в любви треш-фильмам 1980-х и 1990-х. «Лента.ру» рассказывает об одном из самых заметных российских фильмов года.
Сквозь бескрайнюю пустыню движется черная фигура с мечом. Мир, по которому бредет в поисках покоя безымянный Ронин (Юрий Колокольников), порядком обезлюдел после ядерной войны и климатических катаклизмов. Почти со всеми оставшимися кланами выживших Ронин уже успел испортить отношения. Поиски последнего пристанища прерывает Мария (Диана Енакаева), которой позарез нужно попасть к стенам крепости, в которой она родилась. В качестве платы девочка предлагает бесценные в этом мире патроны. Коротко подумав, Ронин соглашается.
Первые новости о «Последнем ронине» появились пару лет назад. Проект одновременно интриговал и обескураживал. С одной стороны, российское кино в тот момент переживало перестройку, осваиваясь в новых обстоятельствах. Кризисной стратегией вроде бы стали многочисленные комедии и сказки — благостные эскапистские жанры. Постапокалиптический боевик — кино, напротив, требующее технологичности и изобретательности, — в эту генеральную траекторию развития не укладывалось. С другой стороны, «Последний ронин» смотрелся в производственных планах во всяком случае неожиданно. К концу 2024 года отечественный прокат окончательно утонул в сказках, так что фильм Макса Шишкина стал одним из фаворитов зрительских ожиданий.
Официальная биография Шишкина гласит, что его первым фильмом стал любительский ремейк «Детских игр», первого фильма о похождениях куклы-маньяка Чаки, культовой классики, несколько лет назад удостоенной сериального ремейка. Фильмы ужасов рубежа восьмидесятых и девяностых — часть ДНК шишкинской режиссуры. Другие составляющие угадать несложно: боевики в диапазоне от «Терминатора» до «Запрещенного приема», фильмография Квентина Тарантино всем скопом и прочие любимые самой широкой аудиторией жанровые творения. До полнометражного дебюта режиссер снимал клипы для Элджея и Би-2, а также подводил итоги киногода длинными видеомиксами из своих любимых фильмов. На этих этапах Шишкин изучал монтаж, оттачивал темпоритм, по крупицам компилировал нечто вроде собственного стиля.
Заведомое эпигонство привлекло к картине внимание не только публики, открытой всему новому, но и критиков, склонных к зубоскальству. Попытка русского кино организовать «"Дорогу ярости" у нас дома» — идеальная мишень. Создатели не спешили опровергать подобные прогнозы, но на деле готовили нечто совершенно иное.
За несколько месяцев до релиза Шишкин в разных интервью называл свои любимые фильмы в постапокалиптических декорациях — «Киборг» Альберта Пьюна, «Шестиструнный самурай», «Книга Илая», «Дорога» Джона Хиллкоута. Приметы каждой из этих картин считываются в «Последнем ронине» вполне явно. Главный герой «Киборга» Жан-Клод Ван Дамм (в фильме он, среди прочего, висел на кресте — такое не забывается) даже вел с авторами «Ронина» переговоры об исполнении роли злодея. В итоге ее сыграл Даниил Воробьев — от бельгийского короля боевиков ему досталась разве что гротескная манера говорить по-французски.
Прежде всего, на ум приходит «Дикий восток» Рашида Нугманова. Этот пустынный вестерн был придуман режиссером «Иглы» вместе с Виктором Цоем незадолго до гибели вокалиста «Кино». Фильм так и не был закончен, но в сети легко найти его рабочую версию с монофоническим звуком. «Дикий восток» был парафразом «Великолепной семерки», где в постапокалиптической пустыне загадочный странник вставал на защиту цирка лилипутов «Дети Солнца». Один маленький человек появляется и в «Последнем ронине». Другой дальний отечественный родственник — «Подземелье ведьм» Юрия Мороза по сценарию Кира Булычева. Снятое совместно с Чехословакией кино уже проходило по ведомству научной фантастики, однако, как и у Шишкина, герои Сергея Жигунова и Николая Караченцева в нем часто предпочитали любым бластерам холодное оружие. И с «Диким востоком», и с «Подземельем» «Последнего ронина» роднит положительная дикость и бесстрашие в использовании треш-образов. Современному российскому кино веселая безвкусица вообще почти всегда идет на пользу.
Элементарный сюжет о путешествии через пустыню в «Последнем ронине» уравновешен точно найденными комиксовыми образами. Лысый Колокольников с выгоревшей бородой и его напарница-блондинка, дерганые роботы-блохи, секта каннибалов-психонавтов — зритель легко скользит между сочно выписанными архетипами. Яркость деталей выкручена на максимум. Главарь банды людоедов в исполнении Александра Мизева — и вовсе ключевая удача фильма. Про этого героя хотелось бы узнать поподробнее, если «Последний ронин» получит какое-нибудь продолжение.
Неудач в картине всего три, но все, увы, на первом плане. Первая — Диана Енакаева, которая прекрасно попадает в визуальный стиль фильма, но чудовищно переигрывает. Особенно это заметно в финальном акте, когда она ненадолго разлучается с героем Колокольникова. Здесь ее партнером становится Воробьев, который, как уже было сказано, говорит по-французски — грамматически верно, но слишком долго и изматывающе старательно. Этот нарциссический бенефис к тому же разворачивается в декорациях подвальной вечеринки с моделями, ломающей любовно выстроенную стилистику предыдущих полутора часов.
Последний удар — оперное по накалу заключение в духе «Игры престолов». Концовка недвусмысленно указывает на то, что «Последний ронин» это не просто посвящение любимым фильмам детства, а первая глава большого романа-франшизы. Эта дань сериальным трендам выглядит надуманно. Однако, безусловно радует сам факт того, что российские продюсеры готовы рисковать, давая солидный бюджет режиссеру-дебютанту на такое вот — в лучшем смысле этих слов — черт знает что.
Фильм «Последний ронин» выходит в российский прокат 26 декабря