Россия
16:04, 27 декабря 2024

Дипломатия культуры. Какие задачи национального значения решает сегодня культурное сотрудничество с другими странами?

В 2024 году РОСКОНЦЕРТ провел мероприятия в разных частях света
Андрей Красавин
Фото: ФГБУК РОСКОНЦЕРТ

Фундаментальные изменения в мировой гуманитарной повестке вывели культурную дипломатию на принципиально новый уровень. Ведущие институты сферы искусства Российской Федерации в нестабильном и постоянно меняющемся мире не перестают транслировать международному сообществу присущие российской культуре ценности. Одним из проводников такой «мягкой силы» России является РОСКОНЦЕРТ. Сегодня это крупнейший гастрольно-концертный центр, ежегодно реализующий свыше 500 проектов всероссийского и международного масштабов. Какие стратегические задачи решает подведомственное Минкультуры России учреждение, — в материале «Ленты.ру».

Вопросы применения в международной политике «мягкой силы» впервые вошли в Концепцию внешней политики России, утвержденную президентом России Владимиром Путиным в феврале 2013 года

Этот термин тогда был определен как «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии».

Год спустя также указом Владимира Путина были утверждены «Основы государственной культурной политики»

Документ закрепил цели, стратегические задачи и ключевые принципы реализации государственной культурной политики. «Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны», — говорится в указе. И она признается «неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

С тех пор отчетливо обозначился качественный поворот к реализации потенциала российской культуры, в том числе как ресурса влияния «мягкой силы» России на международной арене, культуры как основы национальной идеологии.

Культурная дипломатия

В последние годы Россия наращивает свою «мягкую силу», реализуя культурную дипломатию, которая является эффективным механизмом развития сотрудничества с разными странами в области культуры, повышения влияния государства, продвижения его внешних позиций на международной арене. А одним из проводников этой повестки выступает РОСКОНЦЕРТ.

Именно этот крупнейший в стране гастрольно-концертный центр на протяжении всего года проводил масштабные проекты с участием таких стран, как Абхазия, Азербайджан, Армения, Бахрейн, Беларусь, Болгария, Бразилия, Вьетнам, Замбия, Казахстан, Китай, КНДР, Кувейт, Кыргызстан, Лаос, Оман, Сербия, Сирия, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Франция и других государств.

Важной составляющей «мягкой силы» России является ее культурно-историческое наследие

Литературные произведения таких авторов, как Достоевский, Пушкин, Толстой, Чехов и других, переведены практически на все языки мира, а музыка таких выдающихся русских композиторов, как Чайковский, Римский-Корсаков, Глинка, по сей день мало кого оставляет равнодушным. Одной из визитных карточек страны также является русский балет. Каждый хоть раз слышал о балетных труппах Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге, а «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского, «Ромео и Джульетта» Прокофьева входят в топ пять всемирно известных российских балетов.

Российские и зарубежные артисты выступали на совместных концертах, создавая уникальные программы, ставшие символом культурного обмена и укрепления международного сотрудничества. Разнообразные международные культурные проекты стали не только важными событиями для участников и зрителей, но и символами дружбы и взаимопонимания между народами.

Говорим по-русски

В этом году продолжился проект «Комплекс культурных акций за рубежом, направленных на продвижение и популяризацию русского языка», мероприятия в рамках которого организуют Министерство культуры Российской Федерации, Министерство иностранных дел России и РОСКОНЦЕРТ.

Такая поддержка помогает русскому языку оставаться важным инструментом межгосударственного и межнационального общения и укреплять международные позиции нашей страны. В то же время лекции и концерты всегда привлекают россиян, живущих за рубежом, помогая им сохранять свою культурную идентичность.

«В 2023 году подобная серия культурно-образовательных мероприятий проводилась в четырех странах, расположенных в разных частях света: Танзании, Мьянме, Венесуэле и Марокко. И везде мы увидели большое внимание со стороны правительства этих стран, общественных организаций и простых граждан. Мы провели семинары, фотовыставки и концерты», — подчеркнула Ольга Любимова.

Мероприятия по продвижению русского языка в 2024 году прошли в Бразилии, Лаосе и Омане.

Итоги двух лет проведения мероприятий этого проекта подтверждают, что русский язык как инструмент межгосударственного и межнационального общения служит укреплению взаимопонимания и сотрудничества, а культурная и образовательная программы проекта позволяют жителям других стран ближе познакомиться с сокровищами российской культуры.

Дни культуры

Сотрудничество России с зарубежными странами проходит по нескольким направлениям — это Дни культуры, обменные культурные мероприятия и зарубежное направление программы «Большие гастроли» Всероссийского гастрольно-концертного плана Минкультуры России.

В середине мая в Национальном центре исполнительских искусств Пекина в присутствии президента России Владимира Путина и главы Китая Си Цзиньпиня состоялось торжественное открытие Года культуры России и Китая. В рамках церемонии прошел концерт Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова и Центрального оркестра народных инструментов Китая.

С 27 июня по 3 июля в Тынде, Благовещенске, Хэйхэ и Харбине прошел Международный фестиваль «Российско-китайская ярмарка культуры и искусства», который уже стал доброй традицией за последние несколько лет.

Перекрестный год культурных обменов и туризма России и Таиланда открылся концертом хора имени М.Е. Пятницкого, который состоялся 29 апреля в Бангкоке. А в Москве прошел фестиваль тайской культуры. Россияне давно интересуются национальной культурой Таиланда, многие отправляются в эту страну путешествовать. Во время фестиваля у посетителей появилась возможность погрузиться в тайские традиции, не выезжая за пределы страны.

С Азербайджаном программа культурного обмена была возобновлена совсем недавно. Последний подобный обменный культурный проект между нашими странами был проведен в 2019 году. Решение возобновить традицию проведения проектов в сфере искусства между двумя странами было принято в ходе визита министра культуры Ольги Любимовой в Баку в мае этого года. А уже 24 и 25 июня в Баку прошел ряд мероприятий, направленных на укрепление гуманитарного и культурного сотрудничества России и Азербайджана.

По обмену

Давние и тесные связи в сфере культуры объединяют Россию с Абхазией и Южной Осетией. Театры и национальные коллективы соседних государств активно выступают в России. Например, 27 апреля на сцене Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке состоялся концерт Государственного заслуженного ансамбля народной песни и танца Республики Абхазия имени В.М. Царгуш.

В Сочи 12 июня прошел концерт фортепианного дуэта Piano Duo в сопровождении Государственного камерного оркестра Абхазии под руководством народного артиста Абхазии Давида Терзяна. Особенно тепло российские зрители приняли выступления Государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии «Симд» имени Б. А. Галаева, которое прошло в Москве 11 марта на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского. 12 мая коллектив выступил в Луганске, после чего состоялся гастрольный тур по городам Северо-Кавказского федерального округа.

В Сухуме (Республика Абхазия) 1 августа прошли гастроли Марийского государственного театра оперы и балета имени Эрика Сапаева с балетом «Ромео и Джульетта», который был показан в рамках проекта «Обменные культурные мероприятия России и Абхазии».

В сентябре театр «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга впервые прибыл с гастролями в абхазскую столицу, где в течение трех дней на сцене Государственного русского театра драмы имени Ф. Искандера показывал четыре спектакля. В начале декабря студенты третьего курса Высшего театрального училища (ВТУ) имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России впервые с гастролями приехали в Абхазию и показали на сцене Русского театра спектакль «Человек и его окрестности» по мотивам рассказов Фазиля Искандера.

Частью проекта «Обменные культурные мероприятия России и Южной Осетии» 12 июня в честь Дня России стал праздничный концерт Московского государственного академического театра танца «Гжель» в Цхинвале (Республика Южная Осетия).

Гастрольный план

Большое количество мероприятий проходит и в рамках зарубежного направления программы «Большие гастроли» Всероссийского гастрольно-концертного плана Минкультуры России. Зарубежные «Большие гастроли» начались в марте этого года с выступлений звезд российского балета в Северной Корее и Беларуси.

В этом году балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра впервые выступила в Пхеньяне. Спектакли прошли с 20 по 24 марта на сцене художественного театра «Мансудэ» и были приурочены к 75-летию со дня подписания Соглашения об экономическом сотрудничестве между Россией и КНДР. Идея провести эти гастроли появилась осенью 2023 года после визита в Приморский край лидера Северной Кореи Ким Чен Ына. Руководитель КНДР побывал на балете «Спящая красавица» и был впечатлен мастерством российских артистов.

В столице Республики Беларусь прошли выступления двух балетных коллективов. В конце марта Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана представил зрителям балет «Евгений Онегин» и спектакль «Чайка. Балетная история». А в середине июля в Минске прошли гастроли Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева.

В свою очередь, в июне Могилевский областной драматический театр выступил на сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан, Национальный академический драматический театр имени М. Горького из Минска привез в сентябре в Ульяновск спектакли по Пушкину, Островскому и Мольеру, а Минский областной драматический театр гастролировал в октябре в Туле.

В апреле этого года Ферганский областной русский драматический театр из Узбекистана впервые принял участие во Всероссийском гастрольно-концертном плане. На сцене Мурманского областного драматического театра россиянам были представлены спектакли «Барышня-крестьянка» и «Онегин». Примерно в то же время в Пскове и Великом Новгороде зрители посмотрели постановки Ереванского государственного русского драматического театра имени К. С. Станиславского. А в июне в Новосибирске и Барнауле были представлены спектакли Государственного русского театра драмы имени Фазиля Искандера из Абхазии.

В рамках «Больших гастролей» в сентябре Москву посетил Государственный национальный русский театр драмы имени Чингиза Айтматова из Бишкека, Государственный русский драматический театр имени Вл. Маяковского из Душанбе гастролировал в Иванове и Кинешме, в Калуге и Смоленске показали постановки Национального русского театра драмы имени М. Лермонтова из Алматы, Государственный Молодежный театр Узбекистана выступил в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, а Юго-Осетинский государственный драматический театр им. К. Хетагурова — в Кемерове и Прокопьевске.

В свою очередь Московский театр Et Cetera под руководством Александра Калягина гастролировал в Алматы, Академический театр балета Бориса Эйфмана — в Пекине, Шанхае, Сиане и Цзинане, а МХТ имени А.П. Чехова — в Байконуре.

Активное общение и живой контакт, просмотр и обсуждение постановок содействуют гармоничному развитию и продуктивному существованию трупп из разных городов и стран

В 2024 году в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана было организовано более 2,5 тысячи показов спектаклей и концертов. Если разделить на количество дней в году, получится по шесть-семь мероприятий ежедневно. Всероссийский гастрольно-концертный план охватил 88 регионов России и 7 зарубежных стран. Творческие коллективы посетили 339 городов, включая 12 за рубежом и 14 — в новых регионах. Выступления артистов посмотрели 800 тысяч зрителей.

По словам Ольги Любимовой, подготовка общенационального графика — это формирование и укрепление единого духовного пространства, закрепление культурных кодов, которые цементируют общество и обеспечивают преемственность нравственных ценностей. А еще — возможность познакомиться с творчеством самобытных коллективов из самых разных уголков страны, просвещение и развитие зрителей.

Эффективный механизм

Можно констатировать, что в том числе благодаря Минкультуры России и РОСКОНЦЕРТу Россия смогла создать прочный институциональный механизм политики «мягкой силы», а также успешно использовать имеющийся у нее культурно-исторический потенциал. Все это сделало страну одной из наиболее успешных стран в области политики «мягкой силы» и позволило занимать высокие места в авторитетных международных рейтингах.

Россия продолжает наращивать свою «мягкую силу» и активно осуществлять культурную дипломатию, которая является эффективным механизмом развития сотрудничества с разными странами в области культуры, повышения влияния государства, продвижения его внешних позиций на международной арене

К главным целям культурной дипломатии современной России также относятся популяризация русского языка, укрепление позитивного восприятия государства другими акторами международных отношений

Результатом политики «мягкой силы» становится расширение присутствия в различных областях международного культурного сотрудничества, укрепление связей с соотечественниками и русскоговорящими за рубежом, развитие въездного туризма и продвижение российской культуры, популяризации ее за рубежом, сохранение и преумножение роли страны как одного из ведущих мировых центров культурного наследия.

< Назад в рубрику