Редкий артист не мечтает о сцене Большого театра. Однако не все знают, что у каждого талантливого профессионала сегодня такая возможность есть. Мы поговорили с художественным руководителем балетной труппы Большого театра Махаром Вазиевым о Молодежной балетной программе. Рассказываем о том, какими открытиями ему запомнился уходящий год, как молодые артисты сегодня попадают на главную сцену страны, и почему русский балет — один из лучших в мире.
«Лента.ру»: 2024 год близится к концу, чем он запомнился вам в мире балета? Какие открытия в творческом плане были в Большом театре?
Махар Вазиев: Если быть точным, у нас исчисление происходит не годами, а сезонами. Сезон обычно начинается в сентябре и завершается где-то в июле. Но окончание года, безусловно, диктует нам о времени проверить себя, посмотреть, что мы сделали, в чем преуспели, а что еще необходимо подтянуть и на что больше усилий приложить. Хочу заметить, что вы очень точно сформулировали вопрос, потому что театр не может существовать без открытий. Неотъемлемая часть жизни театра — это премьеры. Новые работы нас обновляют и вдохновляют. В этом году я бы прежде всего отметил то, что мы возобновили показ спектакля великого Леонида Лавровского «Ромео и Джульетта» с потрясающими декорациями Петра Вильямса. Спектакль достаточно долго не показывали на сцене Большого театра, и наконец, мы смогли представить его в обновленном виде. Он производит какое-то абсолютно свежее впечатление, и я безумно этому рад. Но главное открытие в этом смысле — конечно, наши молодые артисты. Елизавета Кокорева, Даниил Потапцев и многие другие ребята раскрылись в этой постановке.
Далее я бы отметил другую нашу новую работу — совместно с Юрием Посоховым мы поставили спектакль «Пиковая дама» в совсем новом прочтении. Также нельзя не упомянуть нашу работу с замечательным хореографом Вячеславом Самодуровым — спектакль «Буря» по Шекспиру. В нем тоже есть много неожиданного и потрясающего. И, конечно же, одно из самых ярких событий — возвращение в репертуар «Спящей красавицы», одного из лучших классических балетов.
Расскажите, как появилась идея создать Молодежную балетную программу при Большом театре? Какая основная цель стояла перед вами?
Идея исходила из того, что в нашей сфере не то что присутствует кадровый голод, но нехватку артистов мы ощущаем. Я хотел найти какой-то дополнительный источник набора профессионалов, чтобы иметь возможность пополнять свою труппу. Так и появилась мысль создать некую программу, которая позволяла бы не только находить талантливых ребят, но и давать им возможность развиваться. Поэтому я очень благодарен Олегу Владимировичу Дерипаске, который в 2020 году — тяжелое для всех театров время — поддержал мою идею. Собственно, с этого все и началось.
Будем честны: Большой театр — это великий театр, со своей многолетней историей, своими традициями. И выступать на его сцене — заветная мечта многих артистов. И видеть восторженные глаза ребят, которые приходят к нам — очень ценно.
Как устроена программа? Много ли к вам поступает заявок на участие?
Программа начинается с отборочного тура. Артисты присылают заявки, записи своих выступлений. Мы их рассматриваем и наиболее способных артистов приглашаем уже на очный отбор. На этом этапе я лично смотрю на всех артистов воочию, и потом мы с преподавателями принимаем решение, кого берем в программу. Дальше начинается обучение — с ребятами работают наши лучшие педагоги, они получают возможность наблюдать за нашими репетициями, спектаклями.
К нам поступает море заявок, но за один раз мы берем только семь-восемь человек. Во-первых, потому что развитие каждого артиста практически в индивидуальном порядке — это очень трудоемкая работа. Во-вторых, я понимаю, что все эти ребята в конечном итоге хотят попасть в наш коллектив. Поэтому здесь я тоже исхожу из потребностей в артистах и учитываю, сколько из них к концу сезона у меня заканчивает свою сценическую карьеру, и сколько новых ребят мы сможем взять в труппу. Но таких наборов может быть несколько за один сезон — два, а то и три.
На что вы смотрите при отборе кандидатов, помимо умения танцевать?
В первую очередь стоит отметить, что мы набираем уже профессионалов. Они должны обладать базовыми знаниями классического танцовщика или балерины. В основном это артисты, которые заканчивали специализированные школы, академии танца или училища. Они должны иметь профессиональное образование. Без этого попасть к нам практически невозможно.
Не стоит отрицать, что могут быть самородки, которые чему-то научились самостоятельно, но это может быть лишь каким-то крайне редким исключением из правил. Поэтому прежде всего мы говорим о тех профессионалах, которые могут позаниматься у нас несколько месяцев и выйти на сцену.
Есть ли примеры танцоров, которые благодаря программе смогли добиться больших успехов?
Конечно! Совсем недавно, 11 декабря, у нас блестяще выступил Акиб Анвар. Я доверил ему ведущую партию в балете «Чиполлино». Он прошел нашу Молодежную программу, после чего я его пригласил в коллектив. Он много выступал, набрал достаточный опыт в сольных выступлениях, и теперь он исполняет партию «Чиполлино». Девушек тоже очень много.
Замечательная Кристина Разенкова сегодня стала украшением нашей труппы, тоже уже исполняет сольные партии, а также Катя Евдокимова. Поверьте мне, их очень много. Каждый, кто попадает в нашу программу, проявляет себя очень убедительно. Иначе какой смысл?
Есть ли похожие программы в России и за рубежом?
Я не слышал, чтобы кто-то делал что-то подобное у нас. А что касается других стран, я тоже сомневаюсь в том, чтобы кто-то мог сделать похожий проект. Я довольно долго работал в миланской опере La Scala и хочу заметить, что у нас и в Европе в этом плане совершенно разные системы ценностей и разный подход. У нас очень распространено желание добиться максимального результата, и многие молодые ребята готовы приложить все усилия для этого. И у нас есть бизнес, который подобно «Ингосстраху», готов их поддерживать.
На Западе, по крайней мере в балете — такого точно нет. Об этом мало кто думает, никому нет дела до того, чтобы все это развивать. Молодежный балет у них максимум представлен какими-то юниорскими коллективами. Скорее всего, в этом плане наша программа уникальна. Она дает великолепный шанс талантливым людям, и мы действительно прилагаем усилия для того, чтобы их развивать.
Какую роль играет «Ингосстрах» в этой программе? Что для вас значит поддержка компании?
Компания «Ингосстрах» в этой программе, безусловно, играет ключевую роль. Участникам Программы выплачивается ежемесячная стипендия, предоставленная компанией «Ингосстрах», которая также берет на себя их транспортные расходы. Да, отбор, развитие артистов, все остальное — это наша компетенция, но очевидно, что без финансирования «Ингосстраха» Молодежной балетной программы не было бы.
Как вы оцениваете текущее развитие балета в России? Какие перспективы вы видите и как дальнейшему развитию способствует Молодежная балетная программа?
Сегодня русский балет — один из лучших балетов мира, если не самый лучший. Сама наша история уникальна. Ведь классический балет появился именно в России, с руки российско-французского балетмейстера Мариуса Петипа. Важно и то, что балет поддерживали и цари, и советское правительство, и по сей день государство оказывает нам огромную финансовую и не только поддержку. Без этого нам было бы сложно достичь таких высот.
Конечно, как и везде, у нас случались периоды расцвета и упадка, и сейчас мы переживаем не самый простой период. Наши западные коллеги вынуждены отказываться от работы с нами, но не секрет, что мы все между собой все равно общаемся и ждем того момента, когда вновь будем сотрудничать. И я уверен, что этот момент настанет. Но я веду к тому, что всегда есть обратная сторона медали. И сейчас она заключается в том, что у нас есть отличная возможность поддерживать своих ребят — мы этим и занимаемся.
Поэтому мы, безусловно, продолжим развивать молодых профессионалов, будем следовать их свежему взгляду. Классика, конечно, останется, но мы продолжим ее развивать и совершенствовать, доводить до самого лучшего качества. Наряду с этим мы будем делать новые работы, которые будут отражать наше желание и стремление идти дальше и развиваться, не без участия молодых профессионалов. Молодежная балетная программа в этом плане нам очень помогает находить таланты.
Каковы ваши планы на 2025 год? Собираетесь ли вы как-то менять или развивать программу в следующем году?
В мае мы собираемся выпустить новый спектакль «Конек-Горбунок» на музыку великого композитора Родиона Щедрина. Спектакль ставит замечательный молодой хореограф Максим Петров. В этом сезоне у нас уже было несколько премьер, поэтому остальные открытия ожидаются теперь в следующем. У нас большие планы на совместную работу с Юрием Посоховым, Вячеславом Самодуровым — подробнее рассказывать не буду, чтобы не нарушать традицию.
Но обращу ваше внимание на то, что сезон 2025-2026 будет юбилейным — Большому театру исполнится 250 лет. Поэтому планы у нас грандиозные, и мы над ними уже активно работаем.
Что касается Молодежной программы, тут задачи остаются неизменными. Мы продолжим работать в этом направлении, будем дальше развивать и обучать участников программы и приглашать новых ребят. Так что в этом смысле я могу еще раз напомнить, что мы ищем таланты и ждем всех желающих.