Культура
00:01, 30 декабря 2024

В кино — «Волшебник Изумрудного города». Каким получился главный российский новогодний блокбастер?

Ярослав Забалуев (кинокритик «Ленты.ру»)
Кадр: фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича»

В прокат выходит «Волшебник Изумрудного города» Игоря Волошина — первый фильм будущей франшизы по мотивам цикла романов Александра Волкова. «Лента.ру» рассказывает, каким получился главный российский блокбастер новогодних каникул и выдерживает ли он сравнение с многочисленными киноадаптациями классического сказочного сюжета.

Волшебница Гингема (Василина Маковцева) при помощи заклятия вызывает торнадо — буквально на свою голову. Вихрь захватывает дом на колесах с девочкой Элли (Екатерина Червова) и псом Тотошкой, который упадет и раздавит колдунью в лепешку. Провозглашенная спасительницей Желтой страны Элли хочет вернуться домой. Для этого ей необходимо попасть на аудиенцию к волшебнику Гудвину, а по пути помочь безмозглому Страшиле, бессердечному Железному дровосеку (Юрий Колокольников) и трусливому Льву компенсировать их недостатки. Путешествие осложняется кознями Бастинды (Светлана Ходченкова) — сестры Гингемы. Эта одноглазая ведьма хочет отомстить за родственницу и заодно завладеть волшебными башмачками Гингемы, которые Элли надела взамен своих кроссовок.

Во второй половине тридцатых годов прошлого века Александр Мелентьевич Волков взялся за перевод «Удивительного волшебника из страны Оз» Фрэнка Баума, чтобы попрактиковаться в английском языке. Текст так захватил писателя, что некоторые события он выдумал и включил в книгу, а другие азартно переписал на свой лад. Так на свет появился «Волшебник Изумрудного города», который быстро обрел статус самостоятельного произведения. Двадцать лет спустя Волков предпринял возвращение в Волшебную страну и написал продолжение приключений Элли и ее друзей под названием «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

Тогда же автор основательно переписал оригинальный текст, чтобы он лучше соответствовал сиквелу. В период с 1963 по 1976 год Волков создал шесть книг, продолжающих историю «Волшебника Изумрудного города». В 1979-м он внес в текст первого романа последние изменения. Начиная с 1959 года его произведения выходят с иллюстрациями Леонида Владимирского, которые моментально возникают в памяти у всякого, кто читал книги Волкова.

Созданный Владимирским набор образов годами был проблемой для любых экранизаций. На территории бывшего СССР их было четыре, и ни одна не смогла конкурировать в выразительности с книжными иллюстрациями

К слову, еще одна классическая работа Владимирского — оформление «Приключений Буратино» Алексея Толстого. Занятно, что за современные киноверсии этих сказочных миров отвечает один и тот же Игорь Волошин. Апофеозом этой работы вполне может стать экранизация «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе» — авторских сказок Владимирского.

В эпоху, когда мейнстримный кинематограф сосредоточился на сериальности во всех ее проявлениях, создание кинофраншизы по мотивам «Волшебника Изумрудного города» было делом (недолгого) времени. Решение о запуске производства было принято весной 2022 года, режиссером сразу значился Игорь Волошин, и это кадровое решение остается загадочным и после просмотра.

Первые фильмы Волошина — визионерские (или бредовые) «Нирвана» и «Я» — были благословлены Алексеем Балабановым. Недавняя «Медея» поставлена по сценарию Василия Сигарева. Между этими картинами вместились полтора десятилетия и карьера, в которой наемная работа над народными сериалами («Ольга», «90-е. Весело и громко») сочеталась с артхаусной самоволкой («Бедуин», «Подвал»). Надо сказать, что ни в одной из ипостасей (за исключением сериалов по готовым сценариям) Волошин успеха не имел — ни зрительского, ни коммерческого. Перед «Волшебником Изумрудного города» вышел его первый опыт на территории высокобюджетного мейнстрима — «Повелитель ветра» про Федора Конюхова. Несмотря на Федора Бондарчука в качестве продюсера и исполнителя главной роли, фильм не имел успеха в прокате (523 миллиона рублей сборов при бюджете в 850 миллионов). Зато именно на этом проекте Волошин и его команда открыли для себя возможности дагестанской натуры. В «Повелителе» она выступала в роли Австралии, в «Волшебнике» стала основой для дорисованного на постпродакшн макового поля, дурманящего незадачливых героев.

Если говорить о воздействии на зрителя, то ставка сделана на широкие декоративные жесты. С точки зрения дизайна, «Волшебник Изумрудного города» — это своеобразная антология прошлых работ Волошина

Про мак и его производные Волошин уже высказывался в фильме «Я», а ряженая в Мэрилина Мэнсона Светлана Ходченкова смотрится потерянной сестрой героинь «Нирваны». Юмористические реплики про релокацию и навязчивый продакт-плейсмент — наследие провальной народной комедии с Сергеем Светлаковым «Скорый Москва — Россия» и «Ольги». Поклонники Волошина (если такие существуют на свете) наверняка обнаружат в новой работе и другие черты авторского стиля.

Компьютерная графика сделана на приемлемом уровне, но без каких-то выдающихся находок. Впрочем, если бы они и были, разглядеть их мешал бы традиционно беспорядочный монтаж — еще одна ключевая черта фильмов Волошина. Кадры мельтешат с такой частотой, что может показаться, что коллектив авторов «Волшебника» то ли совсем не доверяет своим актерам (они у режиссера традиционно играют так себе), то ли стремится таким нехитрым методом передать одновременность действия внутри сцены.

Так или иначе, от фильма отчетливо рябит в глазах, хотя некоторые зрители, вероятно, примут полтора часа монтажного мусора за праздничное конфетти

Что касается сюжета, то за вычетом русификации Элли и ее родителей и вялой линии с неработающим смартфоном фильм более или менее следует тексту Волкова. В основе книги Александра Мелентьевича (и его предшественника Фрэнка Баума) лежит движение героев из одной точки на карте в другую. При всей внешней мягкости сломать этот драматургический каркас не под силу даже современным российским сценаристам. Примерно то же можно сказать и про визуальные образы, которые так или иначе являются вариацией на тему иллюстраций Владимирского.

«Волшебник Изумрудного города» имеет все шансы стать первой кассовой удачей Волошина, однако причины здесь сугубо технические. В Новый год хочется сказки, а родителям надо на что-то сходить с детьми — расчет продюсеров и прокатчиков здесь простой и действенный. Впрочем, возможно, есть здесь и что-то кроме маркетинга. Современное российское кино ведь действительно находится в постоянном поиске сердца, мозгов, конечностей и смелости и иногда, несмотря на инвалидность, демонстрирует парадоксальное обаяние — как раз в духе собачки с голосом Дениса Власенко. Экранизация сказки Волкова, в которой самым ярким персонажем стал как раз безмозглый Страшила, — еще один шаг по этой дороге из желтых кирпичей. Другое дело, что, как часто бывает, это приключение сильно выигрывает в пересказе и совсем не обязательно требует присутствия зрителя.

Фильм «Волшебник Изумрудного города» выйдет в российский прокат 1 января

< Назад в рубрику