У представителей молодого, но бурно развивающегося в России вида спорта — боев на голых кулаках — часто очень насыщенные и сложные биографии, достойные экранизации. Чемпион промоушена TOP DOG в легком весе и рекордсмен по количеству побед Кантемир Калажоков, родившийся в небольшом селе Баксаненок (Кабардино-Балкария), — не исключение. «Лента.ру» поговорила с сильнейшим на данный момент кулачником России, который пришел к успеху через неудачи в боксе и службу во ФСИН.
«Лента.ру»: Когда появилось увлечение боксом?
Кантемир Калажоков: Еще в детстве, с тех пор, как отец меня привел в секцию. С ранних лет боксирую и вот никак не могу остановиться.
Какими-то другими видами спорта занимались?
Да, я еще ходил на тхэквондо и борьбу. В моем родном селе Баксаненок все занимаются единоборствами, других спортивных секций там особо нет.
Про вас писали, что в детстве вы были спокойным и дисциплинированным. Это правда?
Да, так и есть. Причем в детстве я был еще спокойнее, чем сейчас. Хотя и сейчас особо буйным меня тоже не назовешь. Конечно, какие то конфликты со сверстниками на улице случались, но их было немного.
Расскажите о ваших успехах в боксе.
Я мастер спорта, побеждал на чемпионате Вооруженных сил России, выигрывал чемпионат Москвы, первенство СКФО, несколько раз отбирался на первенство России.
Вы служили в армии, причем не в спортроте, как многие ваши коллеги, а проходили обычную срочную службу. Расскажите, как так получилось?
У меня прошел очередной боксерский бой, в котором меня нагло «слили» судьи. Психанул и сразу после него сорвался и отправился в военкомат. На тот момент мне было 22 года. Мне просто хотелось отдохнуть от спорта и от всего отвлечься. Служил я в Дагестане, в городе Буйнакске. Прошло все достаточно легко, да и от бокса отвлечься особо не получилось. Все равно тренировался, проводил какие-то спарринги.
Но возвращаться на профессиональный ринг после службы в армии вы все равно не стали?
Да, моя карьера в боксе закончилась до армии. После срочной службы сразу нашел себе работу вне спорта, пошел во ФСИН. Сначала нес службу непосредственно на зоне, затем перевелся в спецназ ФСИН. Эта глава в моей жизни длилась четыре года, хотя бокс в виде тренировок и соревнований тоже никуда не делся. Ушел я из ФСИН только после того, как окунулся в кулачные бои.
Как вы оказались в этом виде спорта?
Достаточно спонтанно. Друг предложил подраться на турнире TOP DOG серии PROSPECT (отборочные соревнования для номерных турниров — прим. «Ленты.ру»), все согласовали, мне очень понравилось. Решил двигаться в этом направлении, и все пошло по накатанной.
Почему именно TOP DOG?
В других лигах слишком много грязи, скандалов. TOP DOG больше про спорт. Ко мне здесь сразу начали хорошо относиться, поэтому о переходе в другую организацию никогда не думал.
Тем не менее даже в TOP DOG присутствует такой элемент шоу, как треш-ток. Однако вы в нем никогда не участвовали. Пыталось ли руководство лиги принуждать вас к более эпатажному поведению?
Поначалу такие разговоры были, но сейчас им достаточно того, что я показываю непосредственно на ринге. Вся эта история с треш-током абсолютно не моя. Считаю, что этим себя опозорю.
А если за раскрутку боя таким методом вам предложат хорошие деньги?
Нет, ни за какие деньги не переступлю через себя. Буду стоять на своем до конца.
Насколько ваши доходы за бои в профессиональном боксе сравнимы с заработком в TOP DOG?
В боксе мне платили смешные деньги, здесь я зарабатываю в разы больше. Но самой большой проблемой бокса считаю предвзятое судейство. У некоторых ребят есть покровители, которым они платят. Те обеспечивают им победу чуть ли не во всех боях. Если у тебя такого «менеджера» нет, то ловить тебе там по большому счету нечего.
Сейчас вы живете только на гонорары TOP DOG?
Конечно нет, я работаю в личной охране. Еще у меня есть свой плиточный цех. Там тоже иногда подрабатываю.
Можно ли комфортно себя чувствовать на деньги исключительно от участия в кулачных боях?
Лично мне этих денег не хватит. У меня есть семья, нужно ее кормить. Если во всем себе отказывать, то жить только на гонорары от кулачки получится, но я так не могу. Хотя нужно признать, что денег в кулачных боях с каждым годом становится все больше. Рост заметен.
В последнем победном для вас бою против Евгения Шишкова вы побывали в нокдауне, после чего сказали, что вам это было нужно. Имела место недооценка соперника?
Нет, тут нельзя говорить о недооценке, просто нокдаун привел меня в чувство. Перед боем я знал, что Шишков сильный соперник, но не знал, что он прям так сильно наберет. Он очень хорошо подготовился к нашему бою, не ожидал, что он окажется в настолько хорошей форме.
На том же турнире TOP DOG произошел скандал с участием рефери Дениса Сиденко, который после боя ударил Игоря Ионова по прозвищу Имеля. Как прокомментируете этот инцидент?
Если честно, не хотел бы давать публичных оценок случившемуся, так как не хочу никого провоцировать. Ни с одной из сторон. Скажу лишь то, что очень хорошо отношусь к Сиденко, и это взаимно. Он мне очень приятен как человек, и я не могу сказать, что он плохой судья.
Федерация бокса России оперативно дисквалифицировала Сиденко на два года. Справедливое решение?
Нет, это слишком жестко. Думаю, многие, окажись на месте Сиденко, в той ситуации могли бы поступить примерно так же, как он.
В уходящем году и глава TOP DOG Даниил Алеев, и многие профильные СМИ называли вас лучшим кулачным бойцом России. К чему стремиться в 2025-м?
Нужно становиться еще лучше, побеждать всех, кого мне дадут в соперники. И если меня считают лучшим в России, то нужно становиться лучшим в мире.
Как это можно сделать? Чемпионатов мира и Европы по кулачным боям не проводится, не существует и каких-то авторитетных международных организаций, проводящих турниры.
Если TOP DOG постарается, может привезти мне в соперники лучших бойцов, например, из американской BKFC. Победы над их первыми номерами позволят мне считаться лучшим кулачником мира. Сразу скажу, что разговоров о возможности таких поединков я не слышал, но мне бы очень хотелось подраться с кем-то крутым из-за океана.
Как вы оцениваете уровень TOP DOG в мировом масштабе кулачных боев?
Думаю, это сильнейшая лига мира по качеству бойцов. В России есть другие промоушены, которые также развиваются, но пока отдам предпочтение своему.
Как относитесь к индустрии поп-ММА? Попробовали бы там себя за хороший гонорар?
Я в принципе не вижу себя в смешанных единоборствах. Это не мое. Мое — это кулачка. Максимум на что бы я согласился — это бокс в перчатках для ММА. Даже в традиционный бокс я бы не вернулся, сейчас позиционирую себя исключительно как бойца на голых кулаках.
В чем для вас главное отличие кулачных боев от бокса, помимо отсутствия перчаток?
В кулачке, как правило, выигрывает тот, кто работает первым номером. В боксе — даже если ты наносишь много ударов, тяжело попадаешь — любой бой можешь проиграть по очкам. Пропущенные удары там не так сильно ощущаются, особенно это касается легких и средних весовых категорий. Здесь же цена пропущенных ударов гораздо выше, так что для меня кулачка проще и понятнее.
Вы говорили, что хотели бы добиться популярности уровня Хабиба Нурмагомедова. Считаете, это возможно, если выступать исключительно в кулачных боях?
Конечно. ММА ведь совсем недавно были далеко не самым популярным видом спорта. Да и о UFC никто не знал, они прошли внушительный путь за короткое время с нуля.
Нурмагомедов, помимо выдающихся спортивных результатов, активно ведет соцсети, присутствует в публичном поле. Готовы развиваться в этом направлении?
Да, понимаю, что это необходимо. Хоть и ведение тех же соцсетей мне дается непросто, ведь раньше я этим никогда не занимался. Но, думаю, со временем буду прогрессировать. Верю, что все получится.
Звездные спикеры нередко критикуют кулачные бои. Магомед Исмаилов, к примеру, недавно сказал о том, что после кулачки следующим шагом будут бои на топорах. Как бы вы ответили на подобную критику?
Наш вид спорта такой же, как бокс или ММА. Да, перчаток нет, но урон бойцы получают, как правило, даже меньший. Выглядит это, конечно, жутковато, крови много, но в том же боксе закрытые черепно-мозговые травмы куда опаснее. Годы спустя, а иногда и гораздо раньше, они часто приводят к осложнениям. В кулачке ты можешь вырубить человека, будет лужа крови, но такого вреда для здоровья, как в боксе, он не получит.