Агентство стратегических инициатив не первый год активно работает над повесткой развития креативной экономики в стране, в том числе помогает в реализации предпринимательских инициатив в этой сфере. При ее непосредственном участии в уходящем году разработан законопроект «О развитии креативных (творческих) индустрий». Именно специалисты агентства разработали региональный стандарт развития креативных индустрий, который уже внедряют 50 регионов. «Лента.ру» изучила отдельные бизнес-истории, успешно реализуемые при поддержке АСИ.
Креативный сектор экономики во всем мире ежегодно растет в среднем на восемь процентов. Более 25 стран ставят приоритетом его развитие. Для российской экономики это еще новый, недостаточно изученный сектор, но уже сейчас его высокий потенциал очевиден. Выполняя поручение президента страны, АСИ разработало «Региональный стандарт развития креативных индустрий», а само агентство регулярно объявляет о приеме заявок на поддержку проектов в этой сфере.
Лидеры проектов получают консультации по мерам поддержки креативных индустрий, информационную поддержку и возможности для участия в мероприятиях агентства и партнеров по отраслевым темам.
Общий вклад креативных индустрий в экономику страны, по данным Росстата, составляет 3,5 процента ВВП. Цель правительства — довести к 2030 году долю креативных индустрий до шести процентов от общего объема ВВП России. И это одна из многочисленных задач, решением которых занимается АСИ
В этом году на набережной Верхне-Выксунского пруда появилось необычное трехэтажное здание, напоминающее старые цеха промышленников братьев Баташевых. Это отель на 48 номеров. Тут же — кафе с видами на набережную и историческую часть «Шухов-парка». Они стали частью масштабного проекта развития территории, который реализует в Выксе группа ОМК, а открытие состоялось в дни фестиваля современной культуры «Выкса-фест». Инициатором проведения ежегодного фестиваля стал благотворительный фонд поддержки семьи, защиты детства, материнства и отцовства «ОМК-Участие». От АСИ этот проект начал получать поддержку весной 2023 года.
Около 60 росписей известных уличных художников навсегда вписали город в историю российского стрит-арта, а на территории Выксунского металлургического завода (входит в состав ОМК) появилась самая большая роспись в мире. Ежегодно в рамках фестиваля проводятся концерты, спектакли, перформансы, спортивная и детская программы. Благодаря фестивалю в 2019 году Выкса вошла в топ-25 всероссийской программы «100 городских лидеров».
На территорию «Шухов-парка» — это более десяти гектаров — перенесут объекты индустриального наследия великого инженера Владимира Шухова. Здесь уже строят детский технопарк и современный металлургический музей. Стандарты развития креативных индустрий в регионах разработало Агентство стратегических инициатив. «Уже есть первые объекты, есть концепция развития парка. Это уникальный проект, в мире нет такого. Центр индустриального наследия, центр промышленного туризма, который, конечно, позволяет знакомить с историей, с новыми технологиями и вообще формировать такой новый облик города», — рассказывает гендиректор АСИ Светлана Чупшева.
В Выксе уже работают программы промышленного туризма. В 2017 году была открыта арт-резиденция — круглогодичная платформа для профессионалов в сфере искусства, которая позволяет художникам со всего мира получать поддержку и осуществлять в городе свои идеи. За время существования резиденции в ней приняли участие и реализовали проекты более 50 художников.
За эти годы было организовано 50 выставок и более 60 лекций и мастер-классов. В 2021 году арт-резиденция «Выкса» признана «Институцией года» в конкурсе фонда поддержки современного искусства Cosmoscow и была представлена на одноименной 9-й Международной ярмарке современного искусства. В 2022 году арт-резиденция «Выкса» вошла в топ-10 главных творческих резиденций России, составленный Forbes Russia.
«Выкса-фест» и одно из его направлений — арт-резиденция стимулируют деловую и туристическую активность в регионе, формируют комфортную городскую среду, дают импульс для долгосрочного устойчивого развития города и творческого потенциала его жителей. Только в 2023 году в городе побывали более 70 тысяч человек.
Один из ведущих дизайнеров российской моды Сергей Сысоев, чей одноименный бренд появился в 1996 году, всегда работает под девизом: «Если хочешь сделать что-нибудь хорошо – сделай это сам». В одном из интервью он говорил, что российской моде и дизайну не хватает продвижения и самоуважения. Вот почему он задумал экосистему развития и продвижения российской модной индустрии. Она формируется по нескольким направлениям: образование, мероприятия и коллаборации. Этот проект АСИ взяло на сопровождение летом прошлого года.
Модельер предлагает комплексную систему развития и продвижения российских дизайнеров, начиная с образования и внедрения новых стандартов в этой сфере. Авторская методика предполагает активное сотрудничество с другими брендами, в том числе с ремесленниками и представителями народных художественных промыслов. Сам дизайнер моды широко известен нашумевшими коллаборациями с предприятиями народных художественных промыслов из Гжели и Жостово, а также с Императорским фарфоровым заводом.
Еще в 2021 году Сергей Сысоев представил совместный с «Российским государственным университетом им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)» проект «Сергей Сысоев Школа моды Университет Косыгина». Это авторская школа, в которой Сергей Сысоев делится своим опытом, привлекая к образовательному процессу профессионалов индустрии моды. Результатом проекта стала коллекция, в которой приняли участие 12 молодых дизайнеров. И здесь возможно тиражирование программ, сотрудничество с региональными ВУЗами в части интеграции разработанных авторских программ в образовательные программы других учебных заведений страны, студенческие обмены, проведение летних школ, привлечение международных студентов.
Его магистерская программа построена в первую очередь на практикоориентированности. Все, кто пришел с ним преподавать, много лет работают в индустрии. «Нельзя, чтобы молодых дизайнеров учили люди, которые не выпустили ни одной коллекции, не продали ни одного платья, не организовали ни одного показа, — говорит модельер. — У нас они изучают фэшн-лоу, куда отдельно входит интеллектуальное право; организацию производства, конструирование, механизм создания коллекций и так далее».
Два года назад Университет им. Косыгина впервые в России и в своих стенах провел Student's Fashion Week. Это оказалось прекрасной возможностью для студентов попробовать себя в продвижении и презентации. Они сами приглашали гостей, подбирали моделей. Сысоев только помогал режиссировать, давал советы, делился опытом, но не делал за них.
В планах проекта создание музея-бутика премиального уровня, который может стать площадкой для формирования нового стандарта профессии дизайнера. Эстетичное пространство, объединяющее источники вдохновения художника с его авторскими произведениями, произведения искусства, на фоне которых объекты творческих коллабораций будут выглядеть еще более весомо и важно.
Также в рамках проекта планируются авторские выставки молодых российских дизайнеров. Запланированы крупномасштабные показы российских дизайнеров на центральных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Екатеринбурга, Красноярска и Тюмени.
«Во взаимодействии с АСИ мы наметили пути развития. Первым пунктом у нас планируется оцифровка архивов модного дома SERGEY SYSOEV с момента основания бренда и издание красивого альбома на его основе, — поделился с "Лентой.ру" своими планами Сергей Сысоев. — Данное издание важно как с точки зрения популяризации российской моды, так и с точки зрения иллюстрации возможностей художника и дизайнера моды. Альбом мы готовим как ориентир для молодых дизайнеров, чей фокус внимания был направлен на творчество западноевропейских мастеров».
В Республика Саха АСИ системно поддерживает проекты на стыке креатива и технологий. Так, в малых населенных пунктах Якутии в октябре этого года одновременно открылись 40 кинозалов, созданных по инновационной технологии «Экстра Синема». Кино на большом экране могут смотреть еще более 70 тысяч якутян в 19 улусах и двух населенных пунктах в пригороде Якутска.
Решение дает возможность быстро и минимальными затратами оборудовать уже имеющиеся залы современной аппаратурой и обеспечить просмотр контента в цифровом качестве. Технология использует кинопроекторы российского производства, цифровую платформу для управления контентом и сеансами, а также систему продажи билетов, которая позволяет, в том числе, оплатить сеанс Пушкинской картой. Предусмотрено подключение к системе внешних библиотек цифрового контента. По своему функционалу и возможностям для пользователей киносеть очень похожа на стриминговую платформу, только кинопоказ осуществляется в кинозале, то есть оффлайн.
Публичный показ фильмов осуществляется на основе лицензионного соглашения с правообладателем. После заключения соглашения цифровая копия фильма загружается на платформу и шифруется. Платформа управляет передачей копии на сервер проектора и запуском демонстрации в кинозале. Начисления авторам происходят в автоматическом режиме после просмотра контента.
В мае 2023 года президент Владимир Путин в Москве осмотрел стенд компании «Экстра Синема» на выставке «Развитие креативной экономики в России», организованной АСИ. Глава государства поддержал идею оборудовать кинозалы в ДК в малых городах и селах, где проживает до 50 тысяч человек, а также внедрить кинопоказы в систему среднего общего и профессионального образования. В этом году проект получил статус Национальной технологической инициативы.
Одна из компаний, которой помогает АСИ — семейная фирма из Мордовии ООО «Ювелирный Альманах». Ее основатель и генеральный директор Артур Салякаев под брендами INCRUA и MORWOOD в Саранске производит предметы декора, ювелирные украшения и премиальные подарки из мореного дуба. Это и елочные игрушки ручной работы из ювелирной смолы с драгоценными минералами и плато для украшений и сервировки напитков и блюд.
Уникальность материала заключается в том, что дуб на протяжении долгих лет, а иногда и веков, находился под водой. При этом он не только победил время, но и под воздействием влаги, минералов и времени приобрел уникальные качества: повышенную прочность, устойчивость к гниению, неповторимые цвет и текстуру. Думать, что это простое «замачивание» древесины, ошибочно. Это сложный химический процесс, который меняет структуру дуба на молекулярном уровне, в результате чего получается древесина с уникальными характеристиками, фактически, он становится ископаемым, близким к каменному углю. Воспроизвести такой материал искусственными методами просто невозможно.
«Ювелирный альманах» сотрудничает со скульпторами и художниками, чтобы поддержать их творческие усилия и содействовать развитию искусства, а также занимается возрождением старинного ремесла и способствует сохранению традиций, чтобы помочь сохранить уникальное культурное наследие.
Помимо производства, компания занимается образовательной деятельностью для ювелирной отрасли, помогает другим российским брендам с развитием, проводит собственные отраслевые мероприятия. Артур Салякаев — основатель Международной ювелирной академии IJA, а специалисты компании разработали уникальную технологию, которая позволяет детям с ограниченными возможностями раскрыть свой творческий потенциал через искусство, используя нейросети. Кроме того, компания организует обучающие вебинары по использованию нейросетей в искусстве. Такие занятия могут стать очень полезными для профессионалов, а также для всех, кто интересуется новейшими технологиями и их применением в творческих проектах.
«Благодаря поддержке АСИ INCRUA становится узнаваемым брендом на региональном, федеральном и международном уровнях, — отметила в разговоре с "Лентой.ру" коммерческий директор INCRUA Елена Фролова. — Уже заключено четыре контракта на общую сумму более 10 миллионов рублей с международными партнерами». По ее словам, в прошлом году компания приняла участие в крупнейших международных и российских выставках, включая «Презентика», «Ипса», «Армия», «Россия — исламский мир», Powerexpo Almaty, а также бизнес-миссии в Минск и Ереван. Компания наладила сотрудничество с такими крупными российскими корпорациями, как Евраз, СБЕР, Росатом и Национальная Медиа Группа, а также с зарубежными партнерами из дружественных стран.
Остается добавить, что минувшим летом «Ювелирный альманах» подключился к развитию промышленного туризма в Мордовии. Совместно со студией нестандартных путешествий «Ветер странствий» INCRUA разработает эксклюзивную промышленную экскурсию по своему предприятию. Она войдет в проект промышленного туризма республики. АСИ, тем временем, продолжает поиск уникальных проектов креативной экономики, чтобы поддержать и масштабировать бизнес.
Это не просто проект, а система ценностей, определяющих единую политику Агентства и его партнеров по продвижению проектов и инициатив, способствующих положительным изменениям в стране, укреплению суверенитета, повышению качества жизни граждан. Это «сборник» историй лидеров самых ярких проектов, которые поддерживает Агентство стратегических инициатив в рамках направлений: технологии и предпринимательство, качество жизни, образование и кадры, экология, креативные индустрии. Ядром многих ключевых изменений является человек и его идея. Поэтому, помимо помощи в снятии административных барьеров, тиражировании продуктов в регионах и на предприятиях, стратегического консалтинга, поиска партнеров и инвесторов, АСИ популяризирует авторов проектов. В числе важных задач Агентства — повысить узнаваемость лидеров.