В 1990-х годах детские развлекательные телешоу в России переживали расцвет: юные зрители засматривались передачами «Зов джунглей», «Звездный час» и «Царь горы». Среди них выделялась программа «Позвоните Кузе!», которая предлагала в прямом эфире попытать удачу в различных мини-играх. Проект был прорывом на отечественном телевидении, потому что в нем можно было участвовать не выходя из дома. Миллионы детей из разных уголков страны мечтали дозвониться до тролля Кузи, чтобы прокричать заветное «Вперед!» и вступить в игру. О том, как первая интерактивная телеигра стала сенсацией, почему она закрылась и что думают о ней поклонники много лет спустя, — в материале «Ленты.ру».
«Ну что, покатили потихоньку?», «Эй, бобер! Куда попер?», «Смех смехом, а по мне булыжник проехал», — эти фразы хорошо знакомы россиянам, чье детство пришлось на 90-е. Их произносил в передаче «Позвоните Кузе!» лохматый тролль Кузя в зеленых штанах с одной подтяжкой.
Участникам шоу нужно было спасти жену и детей Кузи, которых похитила злая и коварная ведьма Сцилла. Для этого они проходили мини-игры. Например, катались на сноуборде, ныряли с аквалангом или забирались на гору. Правила почти в каждой мини-игре были одинаковые: участник, управлявший Кузей, должен был обходить препятствия и собирать по пути ценные предметы.
Новшество передачи было в том, что поучаствовать в ней мог ребенок из абсолютно любого города, причем для этого ему не нужно было ехать в Москву. Достаточно было дозвониться до программы, а затем, чтобы начать игру, перевести телефон в тональный режим, нажав на значок звездочки. Благодаря этому домашний телефон превращался в джойстик, с помощью которого можно было управлять Кузей. У каждого участника было три жизни; если он терял их все, то к игре подключался следующий дозвонившийся.
Программа «Позвоните Кузе!» впервые вышла в эфир 31 декабря 1997 года на канале РТР (ныне — «Россия 1») и произвела фурор. На тот момент у большинства детей не было игровых приставок и компьютеров, поэтому их завораживала возможность попробовать силы в игре, имея только телевизор и стационарный телефон.
Вместе с Кузей передачу вели Инна Гомес и Андрей Федоров, которые давали участникам подсказки, а также поддерживали их, когда они проигрывали или одерживали победу. Главным призом в игре был стационарный телефон, однако его удалось получить только единицам. Проигравшие, которых было большинство, обычно оставались ни с чем, но иногда в качестве утешительного приза им дарили товары с изображением Кузи.
Тем не менее для многих детей дозвониться до Кузи было уже победой. «Дважды дозванивалась», — похвасталась одна пользовательница сети. «Во дворе потом была звездой, все смотрели передачу и узнали меня по голосу. Даже не знаю, что больше привело в восторг: то, что смогла дозвониться и поиграть, или то, что друзья узнали и потом долго расспрашивали», — добавила она.
Поучаствовать в программе могли не все, а только обладатели кнопочных телефонов. «Помню, как хотела поиграть в Кузю, но из-за дискового телефона оставалось только наблюдать за процессом игры. О времена!» — поделилась воспоминаниями одна пользовательница.
Родиной Кузи является Дания — именно там в 1990 году придумали тролля по имени Хьюго, который борется со злой ведьмой, захватившей в плен его семью. Телеигра начала выходить на датском телевидении в том же году и, так же как и в России, мгновенно покорила зрителей.
В оригинальной версии злую колдунью, которая строила козни троллю, звали Афскилия. Она похитила жену и детей Хьюго, чтобы забрать у них красоту и молодость. После того как главный герой одолел ведьму и вернул себе семью, злодейка объединилась с бандитом Доном Кроко и продолжила устраивать ему неприятности.
Зрители передачи управляли троллем в игре благодаря специальному компьютеру, который располагался за кулисами передачи. Устройство распознавало звуки тонального набора телефона и преобразовывало их в команды, позволявшие перемещать персонажа. Правда, между нажатием на кнопку и исполнением команды была задержка в несколько секунд, что усложняло игру, так как в ней была важна скорость реакции.
Свои версии программы выпустили более чем в 40 странах, в том числе в США, Великобритании, Франции, Германии, Турции, Китае, Вьетнаме и Сингапуре. Во многих странах передача про похождения тролля стала хитом. Например, в 1996 году в Швеции она была признана лучшим детским телешоу всех времен.
Программа должна была выйти и в Южной Африке, но в итоге ее показ отменили из-за внешности главного героя — с рогами тролль напоминал одного из местных демонов. Рога персонажа также не понравились и странам Ближнего Востока, поэтому там тоже отказались от запуска адаптации телеигры.
К 2002 году Хьюго принес своим датским создателям, продавшим права на проект другим странам, более 880 миллионов датских крон (примерно 3,5 миллиарда рублей по курсу 2002 года). Также было подсчитано, что передачу и ее адаптации посмотрели около 400 миллионов зрителей по всему миру.
В России Кузя тоже вызвал большой ажиотаж: дети умоляли взрослых разрешить им позвонить обаятельному и жизнерадостному троллю. В отечественной версии персонажа озвучивал актер театра и кино Дмитрий Полонский, который также подарил свой голос кролику Квики из рекламы компании Nesquik и героям американского актера Вуди Харрельсона.
Полонский называл работу над передачей «Позвоните Кузе!» одной из самых приятных. «Это первая компьютерная игра, которая была доступна всем детям. (…) Кузя общался в прямом эфире, это было живое общение, приходили мешки писем, мы смеялись, шутили, это было очень здорово», — вспоминал он.
Оригинальное телешоу про Хьюго выходило в Дании пять лет и закрылось в 1995 году. К тому моменту у детей уже начали появляться собственные компьютеры, так что они могли играть у себя дома. В результате создатели тролля сосредоточились на разработке компьютерных игр о приключениях героя.
Первая компьютерная игра, выпущенная на основе передачи, называлась «Тролль Хьюго». Ее действие разворачивалось в старом золотом руднике, по которому Хьюго должен был пройти, чтобы найти комнату с сокровищами. Она была выпущена в Дании в 1990 году перед Рождеством и стала бестселлером: в рождественские праздники было продано 30 тысяч копий игры.
В России передача «Позвоните Кузе!» продержалась на экране до октября 1999 года. Причина закрытия отечественной версии была та же, что оригинальной: у зрителей стали появляться свои компьютеры и приставки. Тем не менее дети еще долго помнили о тролле Кузе и с удовольствием играли в игры с любимым героем на компьютерах и консолях.
«Помню, мне папа принес диск для компа с этой игрой. Непередаваемые ощущения, когда тебе не надо никуда звонить и нет ограничения по времени. Садишься и играешь в игру из телика», «Помню в 90-е передачу по ТВ, но больше впечатлила игра на PS1 (консоль PlayStation — прим. «Ленты.ру») в конце 90-х. Она и бесила, и одновременно приковывала к себе внимание», — рассказывали пользователи сети.
Зрители по всему миру скупали предметы с изображением тролля из телеигры: Хьюго можно было увидеть на футболках, рюкзаках, часах и множестве других вещей. В некоторых странах выходили журналы, книги и комиксы, посвященные персонажу. А студии Disney и Pixar готовились снять полнометражный мультфильм про обожаемого миллионами людей персонажа.
Однако со временем популярность Хьюго пошла на спад. На смену ему пришли более продвинутые игры, с более красочной графикой и интересным сюжетом. Не последнюю роль могло сыграть и то, что в начале 2010-х годов права на тролля перешли другой компании, которая уже не смогла выпускать интересные для пользователей продукты. Производство мультфильма про героя так и не началось.
В ноябре 2021 года автор российского YouTube-канала «Уютный подвальчик» Виктор Карасев и его друг Антон Васильев решили воссоздать игру «Позвоните Кузе!»: они провели стрим, в ходе которого дозвонившиеся пробовали свои силы в мини-играх из передачи. Управлять героем игроки могли с помощью кнопок на мобильном телефоне.
Их стрим посмотрели 35 тысяч пользователей. Васильев признался, что не ожидал такого успеха. По его словам, с самого начала трансляции на них обрушился шквал звонков. «Из-за большого потока входящих звонков и сообщений нам оператор заблокировал связь. (…) Потом из-за перебоев сети мы решили сами перезванивать», — отметил он.
Многие пользователи, следившие за стримом, признались, что благодаря нему окунулись в детство. «Смотрел не отрываясь, как и в далеких 90-х», «Боже, какая же ностальгия. До слез просто. Вспоминала, как это было тогда, и просто плакала», «Невероятно крутая задумка. Машина времени в действии», — делились впечатлениями зрители трансляции.
Вокруг телеигры «Позвоните Кузе!» всегда было много мифов. Один из них, например, возник из-за того, что линия, на которую звонили зрители, была постоянно занята. Возможной причиной называли то, что на самом деле программа шла в записи, а не в прямом эфире. Однако это мнение опровергали те, кому удавалось в детстве поиграть за Кузю.
«Я дозванивался. Телефон был дисковый, поэтому сразу три жизни и потерял», «Я дозвонился до Гомес, услышал ее озорное-приятное "Привет!" и зассал продолжить разговор, просто повесив трубку», — рассказывали о своем опыте пользователи.
Также в сети бурно обсуждали, были ли линия платной. Как оказалось, для тех, кто жил в Москве, звонки были бесплатными. При этом жителям других городов приходилось раскошеливаться за междугородние звонки. «Линия платной не была, но ценник за межгород заработал мне проблем! Я дозванивался два раза! Как орал отец!» — написал один из них.
Примечательно, что в сети не нашлось счастливчиков, которые смогли победить в игре. По мнению Карасева, все сцены, где зрители с первого раза проходили уровни без потери жизней, были заранее записаны каналом. Он считает, что таким образом телевизионщики пытались воодушевить детей и заставить их позвонить в программу.
***
Сегодня в сети можно встретить много трогательных и забавных историй, связанных с легендарной телеигрой. Зрители «Позвоните Кузе!» вспоминали, как родители хотели, чтобы они дозвонились в программу, или же, наоборот, ругали за слишком большой счет, который пришел за звонок.