В некоторых вариантах «Монополии» банкир в начале раздает игрокам случайные карты недвижимости — одну или две. За них нужно заплатить полную стоимость.
«Монополия» вошла в список самых продаваемых настольных игр, уступив только шахматам и шашкам. По всему миру продано более 275 миллионов коробок с этой экономической стратегией. Несмотря на сравнительно простые правила, «Монополия» настолько увлекает, что многие начинают ссориться в игровом азарте. Так, в американском исследовании более 20 процентов опрошенных рассказали, что их игровые вечера с друзьями или членами семьи «часто или всегда срываются из-за соперничества или недружелюбного поведения». Как правильно играть в классическую игру «Монополия» и какие стратегии помогут победить — в материале «Ленты.ру».
Механика «Монополии» основана на классическом принципе настольных игр: участники двигают свои фишки согласно значению, выпавшему на кубиках. Они ходят по полю круг за кругом, пока кто-то не победит.
В зависимости от поля, на которое попал игрок, он может:
Лучше всего играть на большом столе или на полу, чтобы у игроков было достаточно места для хранения карточек и игровой валюты. Каждый выбирает фишку для игры (шляпа-цилиндр, уточка, машинка, тираннозавр, кошка, пингвин). Их следует поместить на поле «Вперед».
Нужно выбрать ведущего — банкира. Это неигровой персонаж, который отвечает за банк. На старте ему принадлежат все карточки имущества и внутриигровая валюта (помимо стартового капитала игроков). Банкира выбирают с помощью жеребьевки или голосования. При желании можно играть и без него: тогда банк нужно расположить в середине стола, где все участники смогут легко до него дотянуться, чтобы отдать или получить деньги.
Чтобы было удобнее рассчитываться на ранних стадиях игры, банкир должен выдать каждому участнику стартовый капитал — в классической версии «Монополии» 1500 единиц игровой валюты (далее — доллары) купюрами таких номиналов:
В некоторых вариантах «Монополии» банкир в начале раздает игрокам случайные карты недвижимости — одну или две. За них нужно заплатить полную стоимость.
Колоды карт «Шанс» и «Общественная казна» нужно перетасовать каждую по отдельности и положить на игровое поле рубашкой вверх.
Способ выбора очередности ходов зависит от желания участников. Самый простой — выбрать на основании очков, выпавших при первом броске кубика. Тогда первым будет ходить человек, у которого выпала наибольшая сумма.
Самый многочисленный тип полей — это «Недвижимость» (также может называться собственностью или имуществом в зависимости от перевода). Если недвижимость, на которой остановился игрок, никому не принадлежит, он может купить ее по номинальной стоимости.
В противном случае она отправляется на аукцион. Банк продает ее игроку, который предложит больше денег. Отказавшийся от покупки не может участвовать.
Если эта недвижимость принадлежит другому игроку, придется заплатить ему арендную плату в зависимости от вида собственности.
После каждого пересечения поля «Старт» игрок получает 200 долларов. Некоторые версии правил подразумевают, что для получения денег нужно остановиться на этом поле, а не просто пересечь его.
На этих полях игроку нужно вытянуть карту из одноименной колоды. Карты могут означать:
Вы отправляетесь в тюрьму, если:
При попадании в тюрьму вы пропускаете три хода. Если для этого приходится миновать «Старт», деньги не дают.
При попадании на это поле ничего не происходит. Стоянка кажется бесполезной в начале игры, когда все стремятся купить как можно больше недвижимости. Но вы обрадуетесь передышке ближе к концу, когда поле превратится в застроенные участки с огромной арендной платой на каждом.
Заплатите налог — деньги возвращаются в банк.
Ничего не происходит. Зато вы можете использовать ход, чтобы провести какие-то операции — например, купить дом.
Участники ходят по очереди. После броска двух кубиков нужно переместиться по часовой стрелке на столько полей, сколько составляет сумма выпавших очков. Вы выполняете требования поля: покупаете недвижимость, платите аренду, строите дома, вытягиваете карту из колоды и так далее.
Если выпал дубль на кубиках, игрок выполняет требования поля, а потом имеет право сделать следующий ход вне очереди.
Оказавшись на чужой недвижимости, вы платите столько денег, сколько указано на карточке. Сумма увеличивается, если владелец — монополист и у него есть недвижимость такого же цвета. Также арендную плату повышают дома и отели на участке.
Если денег на аренду не хватает, можно по договоренности расплатиться своей недвижимостью и карточкой на выход из тюрьмы.
Если игрок купил все участки с недвижимостью, то есть стал монополистом, он может строить на них дома и отели. Их в наборе ограниченное количество: 32 дома и 12 отелей.
Можно ставить на любом своем участке за цену, указанную на карточке недвижимости. Их можно приобрести в свой ход или между ходами.
Нельзя сначала застроить один участок, а потом перейти к остальным: поставили дом в одном месте, дальше стройте в других. Этот же принцип работает и с продажей домов.
Их также нельзя строить, когда хотя бы один участок такого же цвета заложен — по логике игры, вы перестаете быть монополистом и теряете право на застройку. Но аренду вы все равно будете получать в увеличенном размере.
Можно покупать, когда собрали по четыре дома на каждом участке. Тогда дома возвращаются в банк, но сразу он за них не заплатит.
В игре конечное количество домов и отелей. Поэтому нельзя просто использовать сторонние фишки или кубики Lego, чтобы получить больше.
Если дома закончились, придется подождать, пока появятся новые, прежде чем строить. Это происходит, например, когда другой игрок строит отель или распродает дома, чтобы заложить участок.
Свою недвижимость можно продать. Если это участок, сперва придется вернуть банку все дома на нем и на других участках такого же цвета. Причем банк заплатит вам в два раза меньше начальной цены.
То же и с отелями. Все отели с участков одного цвета продают банку за один раз, по половине стоимости. Банк также вернет половину стоимости домов, которые вы отдали, когда построили отель. Другой вариант — отдать банку отель и вернуть на свой участок четыре дома. А с ними и половину цены отеля.
Можно меняться карточками недвижимости напрямую или с доплатой в виде игровой валюты, а также использовать при обмене карточки для выхода из тюрьмы. Можно купить и заложенную собственность. После этого следует выкупить залог и заплатить 10 процентов сверху. Так вы сможете получить участок в полноценную собственность и пользоваться им, как обычно.
Официальные правила не подразумевают заключение джентльменских соглашений — например, когда два игрока договариваются образовать временный альянс и не собирать друг с друга арендную плату. Также нельзя использовать внеигровые договоренности: например, пообещать члену семьи мыть за него посуду за карточку с вокзалом.
Если игрок оказывается в долгу и не может его выплатить, ему нужно попробовать продать недвижимость, заложить ее или предложить ее своему кредитору.
Если игрок должен банку, его имущество распродается на аукционе. Он становится банкротом.
Если у игрока не хватает денег, он может заложить свою собственность в банк. Залоговая стоимость указана на карточке, а еще игроку придется заплатить пеню в 10 процентов. Пока игрок не вернет долг банку, он не будет получать аренду с этого поля.
Также можно продавать дома и отели: правда, лишь за половину изначальной цены. Сначала придется продать отели, потом дома и лишь потом участок.
Игрок получает статус банкрота, когда задолжал другим участникам и банку больше денег, чем может получить со своих активов — например, с продажи недвижимости.
Вы должны банку: ведущий забирает все ваши деньги и собственность, распродает их на аукционе. Карточка с выходом из тюрьмы возвращается в стопку.
Вы должны игрокам: банк получает все ваши дома и отели за половину начальной цены, а игрок — все ваши участки и карточки с выходом из тюрьмы. Заложенная недвижимость тоже достается кредитору, и он обязан заплатить банку 10 процентов от ее стоимости. Уже потом он может решить, оставить ее заложенной или выкупить у банка окончательно.
В двух словах цель игры заключается в том, чтобы стать богаче всех и обанкротить своих соперников. Также один из очевидных советов — это стараться собрать сет из участков одного цвета как можно скорее.
На зарубежных сайтах перечислены менее очевидные лайфхаки: