Наука и техника
08:48, 15 января 2025

Танк Т-90: производство и боевое применение. В чем его превосходство над западными танками

Сергей Варшавчик (Редактор отдела «Наука и техника»)
Танк Т-90 на полигоне Капустин Яр Астраханской области во время стратегических командно-штабных учений «Кавказ-2020»
Фото: Вадим Савицкий / ТАСС

Т-90 — российский основной боевой танк советского семейства Т-72, первый отечественный танк, начавший серийно выпускаться в Российской Федерации. Имеет ряд модификаций, пользуется большим спросом как в России, так и на мировом рынке. «Лента.ру» рассказывает о создании и боевом применении Т-90.

История создания

В 80-х годах основу танкопарка Советской армии составляли дизельные танки Т-72, производившиеся с 1974 года на Уралвагонзаводе (УВЗ) в Нижнем Тагиле (вместе с модификациями было выпущено около 30 тысяч единиц), активно поставлявшиеся и на экспорт.

Как пошутил по этому поводу начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-полковник Сергей Маев, «танк Т-72 разошелся по миру, как автомат Калашникова».

С 1976-го на вооружении Советской армии появились газотурбинные танки Т-80, изготавливавшиеся в Ленинграде на Кировском заводе (в 1987-м на Харьковском заводе транспортного машиностроения начали выпускать дизельный вариант — Т-80УД). Новый танк, принятый на вооружение, был маневреннее, быстрее и тише, чем Т-72, и пользовался особой благосклонностью тогдашнего министра обороны СССР Дмитрия Устинова.

Один из создателей Т-90 конструктор Николай Молодняков вспоминал:

При Устинове в 1977-м дело дошло до того, что УВЗ было решено перепрофилировать на выпуск Т-80. Директор УВЗ Иван Крутяков организовал обсуждение этого вопроса с привлечением специалистов, в том числе и главного конструктора Валерия Венедиктова.

Молодняков, который был участником совещания, отмечал:

В итоге производство Т-72 на УВЗ было сохранено. При сменившем Устинова на посту министра обороны СССР маршале Сергее Соколове было признано, что Т-80 — танк современный, но дорогой и сложный как в производстве, так и в эксплуатации, а более простой и дешевый Т-72 — морально устарел и нуждается в модернизации. В частности, прицельный комплекс 1А40-1 не обеспечивал новых требований, предъявляемых к танкам, требовалась автоматизированная система управления огнем (СУО).

Появление Т-90

19 июня 1986 года было издано совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, в котором перед конструкторами была поставлена задача создать новый танк, который включал бы в себя лучшие черты «семьдесят второго» и «восьмидесятки».

В 1986-м на УВЗ началась разработка бронемашины, получившей рабочее название «Объект 188». За основу был взят Т-72Б. Разработкой опытно-конструкторских работ руководил заместитель главного конструктора Николай Молодняков.

В 1987 году Венедиктов по состоянию здоровья оставил пост главного конструктора, и основные работы по созданию будущего Т-90 велись уже при Владимире Поткине.

В апреле 1988-го появились первые корпуса нового танка, а в 1989 году опытная машина «Объекта 188» была представлена для государственных испытаний. В течение полутора лет танки обкатывали в Московской, Кемеровской и Джамбульской областях Советского Союза. Опытные образцы испытывались на предельных режимах, пройдя без серьезных поломок и отказов более 14 тысяч километров.

27 марта 1991 года совместным постановлением министерств обороны и оборонной промышленности СССР «Объект 188» был рекомендован для принятия на вооружение Советской армии. Однако военно-политическому руководству Советского Союза в тот момент было не до этих боевых машин — в августе 1991-го ГКЧП попытался взять власть в стране в свои руки, а в декабре 1991 года СССР прекратил свое существование.

30 сентября 1992 года «Объект 188» вышел в пробеговые испытания, а 5 октября 1992-го решением правительства РФ 46,5-тонная машина была принята на вооружение Российской армии. Предполагалось, что танк получит индекс Т-72БУ («Т-72Б усовершенствованный»), однако первый президент России Борис Ельцин распорядился присвоить ему собственное название — Т-90, как первому серийному танку новой страны.

Молодняков отмечал:

Конструкция и вооружение

Т-90 выполнен по классической схеме из трех отделений — управления, с рабочим местом механика водителя в передней части танка, в боевом отделении во вращающейся башне располагаются наводчик и командир (слева и справа от орудия), а также моторно-трансмиссионного — в кормовой части танка.

Особенностью бронемашины, как и всех отечественных танков, начиная с Т-64, является высокая плотность компоновки, а также наименьшие для основного боевого танка габариты, прежде всего высота. Это достигнуто за счет компактной схемы моторно-трансмиссионного отделения и исключения из экипажа заряжающего.

Блоки динамической защиты, в том числе и на крыше башни, прикрывают более половины лобовых частей корпуса и бортов танка и вместе с основной броней снижают пробиваемость Т-90 кинетическими снарядами и защищают практически от всех типов массовых кумулятивных средств, повышая живучесть «девяностых» на поле боя.

Т-90 вооружен 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой (скорострельностью восемь выстрелов в минуту) со спаренным с ней 7,62-миллиметровым пулеметом (ПКТ или ПКТМ) и 12,7-миллиметровым зенитным пулеметом (НСВТ-12,7 или КОРД) — с дистанционными средствами прицеливания, позволяющими командиру танка вести огонь из зенитного пулемета по воздушным и наземным целям, не открывая люка.

Автоматизированная цифровая СУО «Иртыш», которую на более поздних модификациях сменила «Калина» (в систему входит, среди прочего танковый баллистический вычислитель и тепловизионный прицел) учитывает крен танка во время выстрела, порывы ветра, влажность воздуха, скорость машины и цели, обеспечивая точность стрельбы из орудия и спаренного с ним пулемета в любое время суток — как с места, так и на ходу.

Наводчик имеет возможность стрелять кумулятивными, осколочно-фугасными или бронебойными подкалиберными снарядами.

Также в его распоряжении имеется комплекс управляемого вооружения, включающий в себя систему управляемых ракет с лазерным наведением 9М119М. Пуск ракет осуществляется при помощи танковой пушки — с полуавтоматической системой наведения. Т-90 может поражать неподвижные или движущиеся цели (со скоростью до 70 километров в час) на дистанциях от 100 метров до 5 километров.

Дополнительным оружием экипажа являются 5,45-миллиметровый автомат АКС-74, десять ручных гранат Ф-1 или РГО и 26-миллиметровый сигнальный пистолет.

Тактико-технические характеристики

Танк имеет комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», который активно борется против противотанковых управляемых ракет и создает помехи для артиллерийских систем, стреляющих с помощью лазерного дальномера. Т-90 имеет систему постановки завес, позволяющую при облучении танка вражеским лазерным измерителем отстреливать аэрозольную гранату 3Д17, нарушающую работу систем наведения ракеты, а также маскируя бронемашину визуально.

Для борьбы с противотанковыми минами днище Т-90 дополнительно укреплено в том месте, где располагается кресло механика-водителя. Предусмотрена возможность установки колейного ножевого минного трала КМТ-6М2, катково-ножевого трала КМТ-7, или ножевого трала КМТ-8 с электромагнитной приставкой.

На ранних моделях устанавливался дизельный двигатель V-12 В-84 в 840 лошадиных сил, затем его сменил 950-сильный В-92, последние модификации оснащены В-96, чья мощность составляет 1250 лошадиных сил.

Длина корпуса Т-90 составляет 6860 миллиметров, вместе с пушкой — 9530 миллиметров, ширина корпуса — 3780 миллиметров, высота по крышу башни — 2230 миллиметров, скорость по шоссе (у разных модификаций) составляет от 65 до 70 километров в час, по пересеченной местности — от 40 до 50 километров в час, запас хода по шоссе составляет 550 километров, расход топлива на 100 километров в зависимости от дорожных условий колеблется от 240 до 450 литров.

На вооружении Российской армии

Первыми Т-90 получили экипажи одного из танковых полков 21-й мотострелковой дивизии в Сибирском военном округе. Затем «девяностые» оказались на вооружении военнослужащих 5-й гвардейской танковой армии, размещенной в Бурятии.

Автор книги «Т-90. Первый серийный российский танк» Сергей Суворов отмечал:

90-е годы стали тяжелыми не только для вооруженных сил, но и для отечественного военно-промышленного комплекса. После принятия на вооружение новый танк поступал в войска в небольших количествах, несмотря на то что по уровню вооружения и защиты Т-90 получился значительно лучше немецкого танка Leopard 2.

Из-за сокращения государственного заказа и практически полного прекращения закупок УВЗ пришлось самим искать рынок сбыта, превратив Т-90 в один из самых массово продаваемых за рубежом российских танков.

Экспорт

Главным иностранным рынком сбыта стала Индия, которая ранее по достоинству оценила Т-72. Первые три танка, получившие экспортный индекс Т-90С прошли успешные испытания в пустыне Тар на северо-западе Индии — при дневной температуре до плюс 53 градусов в тени и полном отсутствии каких-либо дорог.

Консультант-руководитель испытаний с российской стороны генерал-лейтенант Юрий Коваленко отмечал:

По итогам испытаний военный атташе при посольстве Индии в Москве бригадный генерал Нарадан Сингх заявил: «По эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания».

Однако сам Поткин уже не застал триумфа своего детища — 61-летний конструктор скоропостижно скончался на своем рабочем месте от сердечного приступа утром 13 мая 1999 года.

Елена Поткина вспоминала о своем отце:

Место главного конструктора УВЗ занял Владимир Домнин, при котором начался активный выпуск «девяностых». 15 февраля 2001 года было подписано соглашение о поставке в Индию 310 танков Т-90С. Молодняков отмечал, что контракт «вывел танковую промышленность России из тупика, позволил вдохнуть новую жизнь в предприятия отрасли».

В 2004-м в Индии был выпущен первый лицензионный Т-90С, а через два года стороны заключили контракт на сумму более 2,5 миллиарда долларов на производство 1000 лицензионных танков (под названием «Бхишма»). Был заключен и ряд других российско-индийских соглашений.

Вслед за Индией «девяностыми» заинтересовались другие страны мира, приобретя их для нужд своих вооруженных сил. Среди них Азербайджан, Алжир, Вьетнам, Ирак, Сирия, Туркменистан, Уганда, Украина.

Модификации и боевое применение

Бурный всплеск интереса иностранцев к Т-90 заставил Министерство обороны РФ по-новому взглянуть на «девяностые», заключив в 2004-м контракт с УВЗ на их поставку в войска. 15 апреля 2005 года указом президента России на вооружение был принят Т-90А.

Военные эксперты высоко оценили Т-90. В частности, старший прапорщик С. Шклярук отмечал:

Среди множества модификаций — командирский Т-90К и его экспортный вариант Т-90СК, Т-90СА для эксплуатации в жарких странах, 48-тонный Т-90МС с усилением брони и новыми приборами наблюдения. В 2021-м был принят на вооружение Т-90М «Прорыв», с новой башней и автоматом заряжания, модернизированной пушкой и улучшенной системой для командира по поиску целей. Впервые в российском основном танке было применено управление штурвалом вместо рычагов.

На базе «девяностых» был создан ряд транспортных средств, среди которых — реактивная система залпового огня «Солнцепек», бронированная машина разминирования БМР-3М, 152-миллиметровая самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ», мостоукладчик МТУ-90.

Боевое применение Т-90 состоялось в первую чеченскую войну, при этом бронемашины оказались неуязвимыми для противотанковых средств боевиков. Наводчик Сергей Горбунов вспоминал:

«Девяностые» участвовали во второй чеченской войне, с 2015-го сражались в ходе конфликта в Сирии (где несколько танков были выведены из строя огнем противотанковых ракетных комплексов), воевали во второй карабахской войне 2020 года, принимают участие в специальной военной операции на Украине.

< Назад в рубрику