«Встречайте зрелых инфлюэнсеров, которые показывают поколению TikTok, что почем», «То чувство, когда твоя бабушка становится звездой соцсетей», «Каково это — стать блогером, когда тебе за 70 и 80 лет?» — такие заголовки в последние годы все чаще стали появляться в мировых СМИ. Как отмечают журналисты, возрастные блогеры — некоторые старше 90 лет — активно отвоевывают площадки, когда-то считавшиеся платформами для молодежи, в том числе TikTok. Там они не только делятся историями о собственной жизни и дают зрителям практические советы, но и модничают, танцуют, флиртуют друг с другом, а также шутят о домах престарелых и даже собственных похоронах. Как дерзкие, добрые и смешные бабушки и дедушки покоряют интернет — в материале «Ленты.ру».
«Это я в 91 год прощаюсь со своим последним лучшим другом, немножко радуясь, что я пережил их всех», — гласит видео в TikTok-аккаунте британского пенсионера Джо Эллингтона. В другом ролике пожилой блогер весело пританцовывает — как гласит шуточная подпись к видео, он радуется прощанию с другом, потому что осознал, что теперь жена покойного товарища свободна. «Он такой милый и смешной», «Вперед, дедуля!», «Легенда», «Это уморительно», — оценили его шутки комментаторы.
Подобный черный юмор не редкость на страничке пенсионера. В другой раз он поиронизировал над тем, как пережил остановку сердца, а однажды в шутку пообещал на небесах научить всех танцам из TikTok. Впрочем, в комментариях преданные фанаты строго-настрого запретили ему покидать этот мир.
Эллингтон с его почти восемью миллионами подписчиков — один из самых популярных пожилых TikTok-блогеров. Главным образом пенсионер известен как знатный гурман и кулинар. Как выглядел сэндвич времен Второй мировой войны, что нужно для идеального пудинга и как заварить традиционный английский чай — обо всем этом он рассказывает в своем аккаунте.
Во многих роликах пенсионер также пробует и оценивает различные блюда, которыми его угощает дочь, — от домашней еды до бургеров из KFC и «Макдоналдса». А кроме того, он танцует с внучкой и делится историями из своей биографии — например, тем, как служил в армии и женился на бывшей жене брата.
Но хотя Дедушка Джо, как он обозначен в соцсетях, и часто скорбит по супруге в своих роликах, если верить его TikTok-аккаунту, он не оставляет надежды наладить личную жизнь. В одном из самых вирусных видео пенсионер заявил, что сходил на свидание (правда, неудачно — по его словам, спутница сбежала из кафе). В другой раз он, танцуя, пошутил, что его новой возлюбленной должна стать одинокая бездетная вдова со слабым здоровьем, у которой есть собственный дом.
А кроме того, 91-летний британец не прочь пофлиртовать с главной пожилой хулиганкой в TikTok — 94-летней Лиллиан Дроньяк из США. Так, в одном из его видео эта пенсионерку даже назвали «самой горячей, но и самой сварливой женщиной в TikTok».
Дроньяк, в свою очередь, может похвастаться почти в два раза большим числом подписчиков, чем у Эллингтона, — за ней в TikTok следят 14,6 миллиона пользователей. Она ведет типичный для этой соцсети девчачий блог о нарядах, отношениях и своей повседневной жизни — но с поправкой на почтенный возраст. Например, Бабушка Дроньяк в шутку заявляла, что мужчины выстраиваются за ней в очередь на своих инвалидных колясках, а ее бывшему бойфренду запретили посещать ее дом престарелых.
Колкости в адрес бывших возлюбленных Дроньяк вообще отпускает достаточно часто. «Это видео для моего бывшего. (…) Между нами все кончено! К-о-н-ч-е-н-о. Я уже забыла про тебя, хотя прошло только две недели. А тебе, чтобы забыть меня, потребуются годы», — как-то раз обратилась к экс-бойфренду пенсионерка. Она также уверяла, что рада быть свободной от отношений, хвасталась тем, что входит в кружок популярных жительниц дома престарелых, и рассказывала о флирте с привлекательным доктором.
А вот 101-летний американец Джек ван Нордхайм ведет серьезный блог. Дядюшка Джек, как он известен в сети, редко снимается в шуточных видео, а чаще дает напутствия молодежи. Как правило, он призывает зрителей быть добрее к себе самим, окружающим людям и природе. «Выходите на улицу. Будьте наедине с природой. Дышите свежим воздухом и будьте добры к своим соседям», «Помните, мы не хозяева Земли. Мы ей принадлежим. И мы должны разделять ее с дикой природой», — обращается он к своим 1,9 миллиона подписчикам.
«Мы благодарны за то, что у нас есть вы, Дядюшка Джек», «Обожаю его, он делает меня счастливой», «Вы невероятный», «Дядюшка Джек, вы — наше национальное достояние», — восхищаются пожилым блогером подписчики.
В масштабах интернета в целом пожилые блогеры — феномен далеко не новый. Например, еще на заре YouTube, в 2006 году, пользователи засматривались роликами британского пенсионера Питера Окли, пережившего Вторую мировую войну и рассказывавшего истории из своей биографии.
В последующие годы возрастные блогеры медленно, но верно захватывали и другие интернет-платформы, и в итоге их стало так много, что для их обозначения в английском языке даже придумали отдельный термин granfluencers (образованный от слов grandparents — «бабушки и дедушки» — и influencers — «инфлюэнсеры»). Иногда таких звезд соцсетей также называют «серебряными» инфлюэнсерами (silver influencers).
Популярность возрастных блогеров именно в TikTok необычна тем, что изначально эта платформа с короткими видео, ставшая вирусным феноменом примерно в 2018-2019 годах, была прибежищем преимущественно подростков. Более зрелые пользователи соцсети, не говоря уже о пожилых, обычно высказывались об этой площадке в снисходительно-негативном и настороженном ключе; нередко ее обвиняли в том, что она ухудшает интеллектуальные способности у детей и вызывает зависимость.
При этом, хотя в сфере «пожилого» TikTok-контента чаще встречаются именно англоязычные пенсионеры, тренд можно назвать всемирным. Китайские модные бабули, щеголяющие в эффектных нарядах, итальянская бабушка Наталина, мастерски готовящая пасту и равиоли, южнокорейская пожилая пара, танцующая под современную музыку, — лишь некоторые из возрастных блогеров с разных концов света.
До того как TikTok в 2022 году ввела для пользователей из России ограничения на публикацию нового контента, соцсеть активно покоряли и отечественные пенсионеры. Например, Альберт Мартиросов, также известный как Супердед, вместе с внучками снимал ролики о своей жизни в детстве и Великой Отечественной войне, немного танцевал и даже встречался с подписчиками в реальной жизни. Благодаря такому контенту на него подписались 1,8 миллиона человек. Полуторамиллионной аудиторией в TikTok располагала и Супербуся — 81-летняя Екатерина Горбунева из Ейска, которую подписчики полюбили за оптимизм, непосредственность и чувство юмора.
А Баблина Лепшокова, которую журналисты нередко называют самой известной бабушкой Карачаево-Черкесии, снискала славу в TikTok, когда за ее плечами уже были девять десятков лет. На пике популярности пенсионерка вместе с внуком повторяла популярные в соцсети тренды и демонстрировала завидную подкованность в молодежном сленге.
Особняком на фоне возрастных российских тиктокеров стоит Нина Власова — пенсионерка из Новосибирска. Пожилая женщина и танцует, и снимает обычные влоги о собственной жизни, и пробует в TikTok маски и фильтры.
При этом, в отличие от большинства звезд соцсетей в возрасте, на страницах которых явно проглядывает рука их подкованных молодых помощников, ролики Нины Александровны выглядят как исключительно самостоятельные творения, снятые без какой-либо подготовки и постановочных элементов.
Вирусную популярность в TikTok снискали видео ее пикников у подъезда с приятельницей Тимофеевной и другими подругами и ролики, в которых Власова дает отпор интернет-хейтерам. А негатива на пенсионерку льется достаточно: пользователи платформы постарше не прочь поругать блогершу за странное, по их мнению, поведение, а молодежь любит писать ей неприличные комментарии.
Кроме того, Власова — одна из немногих пожилых тиктокеров, которые продолжили вести блог и после введения платформой ограничений. Многие другие сосредоточили свое внимание на Instagram (соцсеть запрещена в России; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ), «ВКонтакте», «Дзене» и Telegram. Правда, на этих площадках большинству пока не удалось достичь такой же славы, как в TikTok. Другие, как Мартиросов, и вовсе пропали из соцсетей, и об их дальнейшей судьбе широкой публике ничего не известно.
У многих звезд TikTok пенсионного возраста истории успеха похожи: на платформу они часто приходят с подачи внуков или детей. Некоторым, как Джо Эллингтону, молодые помощники помогают придумывать сюжеты для роликов, а вот Лиллиан Дроньяк уверяет, что сама решает, о чем снимать видео. Супербуся с ее близкими же и вовсе отошла от роликов по сценарию и чаще импровизирует.
Большинство пожилых блогеров также монетизировали свою популярность в интернете. В их аккаунтах нередко встречаются ролики с рекламой всего на свете — от косметики до продуктов и газонокосилок. «Мне присылают самые разные вещи… Бесплатно. Блокноты, кроссовки, одежду, солнечные очки, самые разные вещи. (…) Мне платят за то, что я показываю какие-то вещи в своих видео. Я ходячая реклама», — говорила Бабушка Дроньяк.
Джо Эллингтон, как подсчитала британская компания PensionBee в 2021 году, в год зарабатывает благодаря своим видео в TikTok около 134 тысяч фунтов стерлингов (17,7 миллиона рублей по текущему курсу). А шеф-повар Линн Ямада Дэвис с почти вдвое большей аудиторией зарабатывала по 50 тысяч долларов (5,2 миллиона рублей по текущему курсу) только за одно рекламное видео.
Возможность пообщаться лично с мировыми звездами, повсеместная узнаваемость и приглашения на телевидение — другие приятные бонусы для возрастных тиктокеров. «Встреча с Найлом Хораном (бывший участник музыкальной группы One Direction — прим. «Ленты.ру»), определенно, стала одним из самых ярких событий в моей карьере в TikTok», — рассказывал Дедушка Фрэнк, тиктокер с семью миллионами подписчиков, обожающий песни и танцы.
«Мы с внучкой стали больше времени проводить вместе, у нас появился общий интерес, которого раньше не было», — приводил другой плюс своей TikTok-карьеры Альберт Мартиросов. Аналогичное достоинство называли и другие знаменитые пожилые тиктокеры. «Мне нравится, что я могу создавать видео со своей внучкой. (…) Это нас, определенно, сблизило», — отмечал Дедушка Фрэнк.
Некоторым пожилым блогерам съемка видео для соцсетей также помогает реализовать творческие амбиции и удовлетворять потребность во внимании. Например, блогерша Супербуся признавалась, что любит быть в центре внимания и после того, как стала знаменитой в интернете, уже не может обходиться без славы. «Знаете, как это омолаживает? Такой драйв! Хочется постоянно развиваться, следить за собой, работать над интонацией и мимикой», — объясняла она.
Другие, как Джо Эллингтон, заявляют: внимание миллионов незнакомцев со всего света их скорее озадачивает. «Я просто не понимаю, почему я популярен. Я никогда не был так известен», — признавался он. А 90-летняя звезда TikTok Норма Бертон отмечала, что поражена тем, сколько людей со всего света оставляют комментарии в ее с внучкой блоге.
СМИ и агентства по работе с блогерами объясняют любовь широкой публики к возрастным инфлюэнсерам их искренностью и естественностью, а также тем, что пользователям сети интересен их жизненный опыт. Другой причиной такой тенденции они называют потребность молодых людей в поддержке представителей старшего поколения. «В этой сфере быть старше — это преимущество, поскольку возрастные инфлюэнсеры преподносят себя вдохновляющими, мудрыми или успокаивающими», — указывала американская организация AARP, занимающаяся интересами людей от 50 лет и старше.
Если взглянуть на комментарии под роликами многих возрастных инфлюэнсеров, становится очевидно, что Уоллис в этом далеко не одинок. «Мой дедушка недавно ушел из жизни, и ваши диалоги напоминают мне, как мы с ним проводили время», «Мой дедушка был моим личным ангелом на протяжении 20 лет, и я скучаю по нему. Но теперь у меня есть интернет-дедушка — Джо», — пишут подписчики Джо Эллингтону.