Часто говорят, что сердце автомобиля — это мотор, но с этим утверждением можно поспорить: ведь запустить двигатель не удастся без энергии, которую накапливает аккумулятор. Аккумуляторной батарее может потребоваться зарядка, если, например, машина долго простояла на улице при пониженной температуре воздуха или вообще не эксплуатировалась продолжительное время. «Лента.ру» рассказывает о типах современных зарядных устройств к аккумулятору, а также о том, как правильно зарядить полностью разряженный аккумулятор.
Аккумулятор — это источник электричества для стартера автомобиля. Когда вы поворачиваете ключ зажигания или нажимаете кнопку start в более современных авто, на стартер с аккумулятора подается ток заряда, стартер приводит в движение коленвал и поршни для запуска двигателя. Аккумулятор нужен и после остановки мотора, например, он питает сигнализацию и позволяет включить дистанционный обогрев салона.
В беседе с «Лентой.ру» продакт-менеджер аккумуляторов Delta компании Energon Дмитрий Николаевич рассказал, что причины саморазрядки аккумулятора в автомобиле могут быть вызваны:
«Аккумуляторная кислотная батарея (АКБ) работает на растворе кислоты, что понятно из названия, — рассказывает автоэксперт Денис Можейко. — В результате химических реакций свинцовые пластины незаряженного аккумулятора подвергаются сульфатации. Проще говоря, на электродах плохо или не полностью заряженного аккумулятора оседают кристаллы солей свинца, и проводимость тока заряда существенно падает. Чем дольше работает незаряженный аккумулятор, тем больше наросты на пластинах. В результате снижается емкость батареи — аккумулятор просто не заведет машину».
Из-за этого, по словам Можейко, многим автомобилистам кажется, что батарея вышла из строя, и они спешат приобрести новую АКБ, тем самым поддерживая спрос, особенно зимой. А можно избежать покупки и сберечь деньги. Дело в том, поясняет эксперт, что сульфатация — процесс обратимый. Аккумулятор можно «вылечить» путем подзарядки в течение нескольких часов.
В 99 процентах современных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) установлены стартерные свинцово-кислотные батареи, но есть и другие типы аккумуляторов.
«Свинцово-кислотные аккумуляторы (СКА) — недорогие и довольно просто устроены, но их недостатком считается не всегда стабильный химический баланс: в процессе зарядки выделяются водород и кислород, которые могут просто улетучиваться из батареи и даже взорваться при чрезмерно интенсивном заряде, — считает эксперт платформы «Авто.ру» Валерий Арутин. — А избыточная пиковая нагрузка, долгий простой или чрезмерно глубокий разряд могут привести к разрушению анода или катода. Однако это общие характеристики».
Автоэксперт Дмитрий Николаевич рассказал, что СКА делятся на обслуживаемые и необслуживаемые модели.
Absorbent Glass Mat (дословно «абсорбирующий стекловолоконный мат») — это современный тип свинцово-кислотных батарей с регулируемым клапаном.
«Особенность AGM-аккумуляторов в том, что электролит удерживается стекловолоконным ковриком, что предотвращает утечку, — рассказывает основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников. — AGM-аккумуляторы обладают низким внутренним сопротивлением, высоким пусковым током, а также устойчивостью к вибрациям и экстремальным температурам».
Литий-ионные аккумуляторы отличаются высокой энергоемкостью, малым весом и долговечностью. В основе их работы лежат процессы перемещения ионов лития между электродами через жидкий или гелевый электролит. Такая конструкция позволяет аккумулировать значительное количество энергии в компактном корпусе.
«Одни из главных преимуществ Li-ion-аккумуляторов — их низкий уровень саморазрядки и высокая эффективность, — считает продакт-менеджер аккумуляторной компании Дмитрий Николаевич.
По словам собеседника «Ленты.ру», эти аккумуляторы прекрасно работают в широком температурном диапазоне, хотя их эффективность может снижаться при экстремальных морозах. Кроме того, они требуют минимального обслуживания и отличаются долгим сроком службы, который при правильной эксплуатации может превышать 10 лет. «Литий-ионные аккумуляторы также экологически безопасны, так как не содержат тяжелых металлов и токсичных веществ, что упрощает их переработку», — добавил Николаевич.
Регулярный мониторинг состояния аккумулятора — это важная мера, позволяющая своевременно выявлять проблемы и поддерживать его в рабочем состоянии. Эксперты «Ленты.ру» назвали основные параметры проверки:
Мониторинг проводится с помощью мультиметров, тестеров или специализированных устройств, которые измеряют уровень напряжения и оценивают способность аккумулятора запускать двигатель.
«Для удобства многие водители используют Bluetooth-мониторы, которые подключаются к аккумулятору и передают данные на смартфон, — пояснил Николаевич. — Это позволяет отслеживать состояние батареи в реальном времени и получать уведомления о необходимости зарядки или замены».
В беседе с «Лентой.ру» автоэксперт Дмитрий Николаевич рассказал об особенностях и видах оборудования для зарядки автомобильных батарей:
«Современные зарядные устройства к аккумуляторам подключаются к сети с напряжением 220 вольт и преобразуют переменный ток в постоянный с заданными параметрами. Они различаются по принципу работы и функциональности».
При зарядке аккумулятора необходимо соблюдать технику безопасности. Эксперты «Ленты.ру» дают пошаговую инструкцию по зарядке свинцово-кислотных аккумуляторов.
«Прежде всего, важно грамотно выбрать место, — советует эксперт Авто.ру Валерий Арутин. — Идеальный вариант — помещение с хорошей вентиляцией, ведь при зарядке могут выделяться токсичные пары. Для зарядки аккумулятор обязательно нужно вынуть из машины. Заряжать АКБ в квартире не рекомендуется, но если другого места нет, поместите его в нежилую комнату с открытым окном». Собеседник «Ленты.ру» предупреждает: на процесс влияет и температура. На холоде потребуется больше времени, а в жару возможен перегрев, поэтому заряжать аккумулятор следует при комнатной температуре. Если аккумулятор был на холоде, дайте ему согреться.
«Если все в порядке, очистите аккумулятор от пыли с помощью содового раствора, который нейтрализует кислоту, — продолжает эксперт. — Проверьте и при необходимости удалите окислы с контактных клемм наждачной бумагой.
Выбор режима зарядки зависит от состояния аккумулятора и его типа. Перед использованием зарядного устройства важно ознакомиться с инструкцией и рекомендациями производителя батареи, чтобы избежать повреждений и продлить срок ее службы. Для большинства аккумуляторов используется режим стандартной зарядки».
При подключении зарядного устройства важно соблюдать полярность.
«Неправильное подключение зарядного устройства или его неверная настройка, особенно на старых моделях, может привести к перезаряду аккумулятора, — предупреждает Александр Стрельников. — Перезарядка может привести к перегреву, потере электролита, повреждению пластин. Неправильное подключение может вызвать короткое замыкание или повредить электронику автомобиля».
После подсоединения проводов зарядного устройства необходимо убедиться, что соединения надежные и безопасные, и только потом подключить зарядное устройство к сети.
Время зарядки автомобильных аккумуляторов зависит от оставшейся емкости, типа и технологии.
Современные необслуживаемые аккумуляторы не позволяют визуально определить степень заряда по кипению электролита, поэтому контроль времени зарядки становится особенно важным.
«Можно ориентироваться на уровень заряда в зависимости от времени года, — советует Дмитрий Николаевич. — Зимой аккумулятор стоит подзаряжать при снижении емкости до 70-75 процентов, чтобы избежать проблем на холоде. Летом достаточно проводить зарядку, когда уровень заряда падает до 50 процентов».
Отключение зарядного устройства должно происходить в строгой последовательности, чтобы избежать повреждения аккумулятора или системы электропитания. Сначала необходимо выключить устройство из сети, чтобы прекратить подачу тока. После этого аккуратно отсоединить провода от клемм аккумулятора.
После завершения всех действий рекомендуется проверить состояние аккумулятора и его клемм, чтобы предотвратить возможные повреждения.
После зарядки необходимо проверить уровень заряда, чтобы убедиться, что батарея полностью заряжена. Измерение проводится с помощью вольтметра.
«Для обслуживаемых моделей дополнительно с помощью ареометра проверяется плотность электролита, которая должна быть в норме в пределах 1,27–1,29 грамма на кубический сантиметр, — говорит эксперт Николаевич. — Аккумуляторы с индикатором заряда отображают состояние цветом: зеленый сигнализирует о полном заряде, черный или красный — о необходимости доработки».
Эксперты «Ленты.ру» назвали основные признаки износа аккумулятора:
«Для диагностики используйте электронный тестер, — советует Дмитрий Николаевич. — При выключенном двигателе напряжение должно быть 12,6-12,7 вольта, а при работающем — 14-14,5 вольта. Низкие показатели указывают на проблемы с батареей, генератором или проводкой. В обслуживаемых АКБ плотность электролита должна быть 1,27, что можно проверить через индикатор или корпус батареи».
Низкое качество аккумуляторов в советское время привело к тому, что автолюбители придумали массу способов завести мотор даже при полностью разряженном аккумуляторе. В беседе с «Лентой.ру» автоэксперт Денис Можейко напомнил несколько популярных лайфхаков, которые помогут автомобилисту, заглохшему на дороге.
Самый современный способ завести мотор без аккумулятора — всегда иметь при себе пуско-зарядное устройство (или карманный бустер). Он работает примерно так же, как power bank для зарядки мобильного телефона.
Если в багажнике случайно оказался шуруповерт или любой другой инструмент с батареей напряжением более 12 вольт, то ей можно воспользоваться для запуска двигателя автомобиля по принципу бустера. Правда, понадобятся еще и дополнительные провода, которыми надо соединить клеммы АКБ с клеммами батареи шуруповерта. Сразу завестись не удастся, поскольку батарея шуруповерта не в состоянии обеспечить достаточный пусковой ток. Придется подождать минут двадцать, пока батарея немного пополнит заряд АКБ — и стартер сможет завести мотор.
Испытанный десятилетиями способ завестись — это поймать на дороге донора, который поставит свою машину к бамперу вашей. Но для этого в багажнике у вас или у него должны быть специальные провода с зажимами-«крокодилами».
Вариант основан на проворачивании двигателя от колес и подходит только для авто с механической коробкой передач.
В случае с толканием заглохшего автомобиля людьми действуют примерно те же правила. Но скорость движения при толкании гораздо ниже, поэтому придется заводиться с нескольких попыток.
Этот несколько экзотический лайфхак все же может помочь, когда у водителя заглохшей машины нет ничего кроме, спичек, тазика и бутылки воды.
Самый дорогостоящий способ оживить обслуживаемый аккумулятор для застрявших в глухой степи. Главное — иметь при себе бутылку любого алкоголя. Лучше всего подойдет сухое вино с низкой концентрацией сахара и спирта. Крепкий алкоголь, например, водку или коньяк, придется разбавлять примерно в пять раз до 10-12 процентов спирта.
В каждый бак аккумулятора надо залить по 30 миллиграммов спиртосодержащей жидкости, дождаться активизации химической реакции, которая понизит внутреннее сопротивление в аккумуляторе. Напряжение в нем станет выше, и у вас появится шанс завести мотор. Правда, после поездки аккумулятор придется выбросить.