Т-72 «Урал» — основной советский боевой танк, один из самых массовых отечественных танков (около 30 тысяч единиц), который активно поставлялся в десятки государств мира. Экспортные варианты «семьдесят вторых» производились по лицензии в ряде стран. На базе танка создано множество боевых машин различного назначения. Конструкторский потенциал Т-72 почти неисчерпаем, новые модификации состоят на вооружении Российской армии. «Лента.ру» рассказывает историю создания танка, в том числе различных модификаций и боевой эффективности Т-72.
Вторая мировая война наглядно доказала, что танковые армии являются главной ударной силой сухопутных войск в наземных сражениях. В 50-60 годах ХХ века страны Варшавского договора и противостоящие им в холодной войне государства Североатлантического альянса активно разрабатывали новые танки, готовясь к возможной гигантской схватке между собой.
В СССР одним из новых танков стал Т-64, принятый на вооружение 30 декабря 1966 года. Его разработчиком выступило Харьковское конструкторское бюро по машиностроению (ХКБМ) под руководством главного конструктора Александра Морозова.
«Шестьдесятчетверка» получила гладкоствольное 115-миллиметровое орудие и автомат заряжания, что позволило исключить четвертого члена экипажа — заряжающего. Впервые в Советском Союзе танк был оснащен оптическим стереоскопическим дальномером, а броня стала комбинированной.
Однако пятицилиндровый дизельный мотор 5ТД мощностью в 600 лошадиных сил был «сырым» и имел множество изъянов. Недостаток мощностей ХКБМ для производства двигателей не мог обеспечить достаточный объем производства Т-64, в том числе и на других танкостроительных заводах страны. В связи с этим Совет министров СССР 15 августа 1967 года выпустил постановление об изготовлении «резервного» варианта танка.
Тем временем на Уралвагонзаводе (УВЗ) в Нижнем Тагиле под руководством главного конструктора Леонида Карцева были разработаны опытные образцы танка Т-62 со 125-миллиметровой пушкой и новым автоматом заряжания.
Между ХКБМ и УВЗ складывались непростые отношения: во время Великой Отечественной войны осенью 1941-го ХКБМ было эвакуировано в Нижний Тагил, при этом Морозов из-за разногласий с руководством УВЗ в 1951 году вернулся в Харьков.
26 октября 1967 года УВЗ посетил министр оборонной промышленности СССР Сергей Зверев. На фоне Т-62 с новым орудием у Зверева с Карцевым произошел непростой разговор:
Посмотрев работу механизма заряжания, Зверев остыл и распорядился: «Давайте поставим этот автомат в харьковский танк, только надо сохранить харьковские трансмиссию и ходовую часть».
В свою очередь, Карцев предложил поставить в Т-64 форсированный двигатель конструктора Ивана Трашутина. Новый вариант танка получил на УВЗ название «объект 172». Всего было изготовлено 20 экземпляров, которые прошли заводские испытания, после чего последовал ряд полигонных — в Средней Азии, Закавказье и европейской части РСФСР, по итогам которых были заменены вышедшие из строя механизмы танков.
Карцев отмечал:
В начале 1969-го директором УВЗ стал Иван Крутяков, с которым главный конструктор не сработался. Карцев вспоминал: «Крутяков неожиданно сообщил нам, что, по его мнению, разработка «объекта 172» — это стратегическая ошибка, что он вообще недоволен тем, как строится работа КБ: мы-де оторвались от завода, ни с кем не считаемся».
Конфликт привел к тому, что в марте 1969 года Карцев написал письмо в ЦК КПСС и министру Звереву с просьбой освободить его от должности по состоянию своего здоровья, а также дочери. В мемуарах конструктор отмечал:
Карцева освободили от должности, назначив главным конструктором Валерия Венедиктова, под руководством которого «объект 172» превратился в Т-72.
Работавший при Венедиктове начальником отдела силовых установок УВЗ Эрий Вавилонский вспоминал:
7 августа 1973 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, согласно которому «объект 172» был принят на вооружение Советской армии под индексом Т-72. Название «Урал» предложил тогдашний министр обороны СССР маршал Андрей Гречко.
С 1974-го на УВЗ началось серийное производство «семьдесят вторых», но вместо планируемых министерством оборонной промышленности 400 танков нижнетагильцы смогли выпустить к концу года только 150 единиц — мощности завода были заточены под Т-64.
Танк Т-72 был поначалу непростым проектом: в то время как от УВЗ требовали ежегодного прироста изготовления боевых машин в 20-25 процентов, завод мог дать не более 10-12 процентов. Не помогли ни перевод с других предприятий 320 высококвалифицированных рабочих-станочников, ни введение двенадцатичасового рабочего дня. Ситуация начала улучшаться только в 1978 году, когда на УВЗ стало поступать импортное оборудование — из Японии, ФРГ, Швейцарии.
Автор книги «Т-72. Уральская броня против НАТО» Михаил Барятинский констатировал:
41,5-тонный Т-72 внешне напоминает Т-64. Компоновка «семьдесят второго» — классическая, в башне танка установлены приборы управления стрельбой и автомат заряжания. Рабочее место наводчика располагается слева от орудия, командира — справа.
Т-72 вооружен 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой Д-81ТМ (39 снарядов) и спаренным с ней 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТ (2000 патронов). На командирской башенке оборудован зенитный крупнокалиберный 12,7-миллиметровый пулемет «Утес» (300 патронов). В танке также имеются 7,62-миллиметровый автомат АКМС (300 патронов), сигнальный пистолет (12 патронов) и десять ручных гранат Ф-1.
Дальность стрельбы из орудия кумулятивным или бронебойным снарядом составляет 4000 метров, осколочно-фугасным снарядом — 5000 метров. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом с помощью бокового уровня — 9400 метров. Дальность стрельбы из «Утеса» по наземным целям — 2000 метров, по воздушным — 1500 метров.
Длина Т-72 с орудием составляет 9530 миллиметров, ширина — 3460 миллиметров (вместе с бортовыми экранами), высота — 2190 миллиметров. Броня башни танка у различных модификаций составляет от 700 до 1200 миллиметров.
В распоряжении экипажа имелись несколько приборов наблюдения, в том числе ночных прицелов. Для защиты Т-72 от кумулятивных снарядов были предназначены бортовые экраны толщиной три миллиметра, выполненные из алюминиевого сплава.
Танк имел электрогидравлический стабилизатор вооружения «Сирень», который вместе с оптическим прицелом с дальномером ТПД2-49, в частности, обеспечивал нужное положение танковой пушки и спаренного пулемета при движении.
Электромеханический автомат заряжания включал в себя электромашинный стопор пушки, индикатор количества снарядов, вращающийся транспортер, механизм подъема кассет и удаления поддона, досылатель и ряд других узлов и агрегатов.
12-цилиндровый четырехтактный двигатель В-46, мощностью 780 лошадиных сил, мог эксплуатироваться как на дизельном топливе, так и на бензине или керосине. В систему питания танкового мотора входили четыре внутренних (705 литров) и пять наружных топливных баков (495 литров).
Максимальная скорость танка по шоссе составляла 85 километров в час, по пересеченной местности — до 65 километров в час.
Т-72 был оборудован системой защиты от оружия массового поражения, в которую, помимо брони и специального материала внутри танка, входил прибор радиационной и химической разведки ГО-27. В танке имелось противопожарное оборудование, а также система дымопуска, работающая на дизельном топливе.
С помощью оборудования для подводного вождения «семьдесят второй» мог преодолевать по дну водную преграду глубиной до 5 метров, при этом движение осуществлялось механиком-водителем на первой передаче.
В 1976-м на вооружение Советской армии был принят 42-тонный газотурбинный Т-80, который активно продвигал сменивший Гречко Дмитрий Устинов. Газотурбинный танк был быстрее, маневреннее и бесшумнее дизельных Т-72, но вместе с тем более капризен в эксплуатации и дорог в производстве.
Дело дошло до того, что в 1977 году в Москве было принято решение перепрофилировать УВЗ на выпуск газотурбинных танков. В ответ директор УВЗ Иван Крутяков организовал обсуждение этого вопроса с привлечением специалистов, в том числе и Валерия Венедиктова.
Участник совещания, один из будущих создателей Т-90 Николай Молодняков вспоминал: «Многие говорили честно и прямо: "Сломать производство хорошего танка просто, но что можно получить взамен, поставив на производство "темную лошадку" — танк Т-80 с близкими тактико-техническим характеристиками с Т-72, но значительно более дорогого"».
Конструктор Юрий Апухтин отмечал:
В итоге производство Т-72 на УВЗ было сохранено — во многом потому, что создатели во главе с Карцевым и Венедиктовым заложили в танк большой конструкторский задел для модернизации. Появившийся в 1979-м Т-72А получил новую пушку, прицелы, систему запуска дымовых гранат и защиту от напалма, модернизированный двигатель и увеличенный ход катков.
Командирский вариант Т-72АК был оснащен дополнительными навигационными приборами, автономным агрегатом питания и более мощной радиостанцией. В 1985-м был принят на вооружение Т-72Б, с управляемыми ракетами, увеличенной мощностью брони (боевая масса танка выросла до 44,5 тонны), новым стабилизатором вооружения, более сильным мотором (до 840 лошадиных сил) и комплексом связи «Абзац».
Мировая общественность узнала о танках Т-72 после их появления на военном параде 7 ноября 1977 года в Москве. Вскоре после этого танки начали активно поставляться за рубеж, в первую очередь в страны Варшавского договора — ГДР, Чехословакию, Польшу. Затем настала очередь так называемых развивающихся стран.
При этом осуществлялась как продажа танков, произведенных в СССР, так и передача лицензий на собственное производство, в частности Т-72М (в 1982 году был модернизирован и получил обозначение Т-72М1).
В ходе собственного производства в ряде государств Т-72 были существенно модернизированы, превратившись в чешский вариант T-72CZ, польский РТ-91, югославский М-84, словацкие А и Т-72М2 Moderna. Кроме того, на шасси «семьдесят вторых» были спроектированы и построены боевые машины различного назначения, например, польская самоходка PZA Loara или чехословацкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина VT-72B.
Как заметил по этому поводу начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-полковник Сергей Маев, «танк Т-72 разошелся по миру, как автомат Калашникова».
После распада СССР в 1991 году большое количество «семьдесят вторых» осталось на территориях бывших советских республик, в том числе и на Украине.
На УВЗ разрабатывалась модификация Т-72БУ («Т-72Б усовершенствованный»), при этом работами вместо ушедшего со своего поста по состоянию здоровья Венедиктова руководил Владимир Поткин. 46,5-тонный танк был принят на вооружение 5 октября 1992 года и по распоряжению первого президента России Бориса Ельцина получил индекс Т-90, как первый серийный танк нового государства.
В 2006-м появился Т-72Б2, с модернизированной пушкой, более точным устройством для артиллерийской стрельбы, новым двигателем в 1000 лошадиных сил и рядом других усовершенствований.
С 2012 года в Сухопутные войска Вооруженных сил РФ начали поступать танки Т-72Б3 (с многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У», доработанным автоматом заряжания под новые снаряды, а также каналом управления ракетами), которые, в свою очередь, были модернизированы в 2016 и 2022 годах.
На базе танка Т-72 создан ряд отечественных машин, среди которых боевая машина поддержки танков «Терминатор-2», бронированная машина разминирования БМР-3 «Корт-Б», машина химической и радиационной разведки РХМ-7 «Берлога».
Дебют боевых действий для «семьдесят вторых» состоялся в 1982 году в Ливане, где сирийские танкисты участвовали в противоборстве с израильскими танками. Т-72 являлись ударной силой Ирака в войне против Ирана в 1980-1988 годах, а позже участвовали в операции «Буря в пустыне».
«Семьдесят вторые» действовали в первой и второй карабахских войнах между Азербайджаном и Арменией, в первой и второй чеченских войнах, в ходе войны в Косово 1998-1999 годов между югославами и албанцами, в войне России с Грузией в 2008-м (имелись на вооружении обеих сторон) в гражданских войнах на Шри-Ланке и в Ливии, в пограничном конфликте 2012-го между Суданом и Южным Суданом, участвуют в боевых действиях на Украине.