Пять лет назад Михаил Мишустин возглавил правительство России, взяв курс на модернизацию госуправления и улучшение взаимодействия между ведомствами. Под его руководством кабмин смог обеспечить стабильное выполнение социальных обязательств и наполнение бюджета даже в непростых социально-политических условиях. С 2020-го по 2024 год Россия пережила сразу несколько крупных кризисов — сначала страну охватила пандемия коронавируса, а затем российская экономика столкнулась с новыми рисками и ограничениями в связи с санкционным давлением. О том, как в стране преодолевались эти кризисы, — в материале «Ленты.ру».
2020 год запомнился многим пандемией COVID-19. Коронавирус нанес удал не только здоровью людей, но и экономикам целых стран. Пандемия спровоцировала общую экономическую нестабильность и оказала негативное влияние на ВВП многих развитых и развивающихся стран. На финансовых рынках началась паника, уровень безработицы пошел вверх.
Также пандемия нарушила глобальные цепочки поставок — это вызвало дефицит товаров и компонентов для производства. Вместе с тем многие предприятия из-за карантинного режима не могли продолжать работу и оказались под угрозой разорения. В связи с этим правительство России приняло решение реализовать большой пакет мер поддержки бизнеса и населения под контролем Минэкономразвития.
17 марта был введен первый пакет мер, направленный на перенос текущих платежей бизнеса. Предприятиям предоставили различные отсрочки — по налогам, кредитам, страховым и арендным платежам. Также правительство приняло меры, минимизирующие расходы, связанные с административными процедурами, — так, в России ввели неприменение штрафных санкций, снижение требований к обеспечению заявок контрактов, мораторий на проверки, упрощение процедур закупок.
Кабмин 16 апреля приступил к реализации второго пакета мер, направленного на оказание населению и бизнесу прямой финансовой поддержки
Третий пакет мер появился 11 мая, нацеленный на экономическую поддержку, — он включал в себя программу ФОТ 2.0, списание налогов и страховых взносов для всех субъектов МСП и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), возврат самозанятым гражданам суммы уплаченных за 2019 год налогов, предоставление «налогового капитала» на 2020 год, а также расширение мер поддержки семей с детьми.
Поэтапное введение антикризисных мер помогло постепенно стабилизировать ситуацию. Летом 2020 года кабинет министров начал разрабатывать Общенациональный план действий, который мог бы обеспечить восстановление занятости и доходов населения, а также рост экономики. Его основная цель заключалось в том, чтобы вывести Россию на устойчивую траекторию роста доходов населения и экономики, обеспечивающую реализацию национальных целей развития.
Также в 2020 году правительство запустило программу льготной ипотеки, которая поддержала как желающих улучшить жилищные условия, так и строительную отрасль, которая столкнулась с низким спросом на жилье и оттоком денег граждан из-за турбулентности в экономике, вызванной пандемией. За время реализации программы с 2020-го по 2024 год россиянам выдали более 1,5 миллиона льготных ипотечных кредитов на общую сумму 6,2 триллиона рублей.
В конце февраля 2022 года у российской экономики появились новые ограничения и риски: введение санкций недружественными странами привело к усилению волатильности курса валют, падению цен на финансовые активы и расширению дефицита ликвидности банковского сектора. Также ажиотажный спрос на продовольственные и непродовольственные товары вкупе с ослаблением рубля привели к ускорению инфляции.
Этот антикризисный план дорабатывался Минэкономразвития поэтапно, с учетом текущей ситуации и предложений Федеральных органов исполнительной власти России, Федерального собрания, Банка России, бизнеса и граждан. Таким образом, было обобщено и отработано более 32 тысяч предложений и 314 мер включено в Антикризисный план. Так на заседаниях правкомиссии приняли 13 пакетов мер поддержки.
Сейчас против России вводят санкции, но, по правде говоря, мы их не сильно ощущаем, потому что правительство каждый день принимает какие-то действия, которые касаются денег, взаимодействия с бизнесом и его контроля, отметил политолог. По словам Баширова, это все говорит о том, что правительство очень быстро принимает решения.
«Что-то, наверное, было заготовлено, но тем не менее всего не предугадаешь. С одной стороны, нужно не навредить, с другой стороны, надо принимать адекватные решения, чтобы западные партнеры видели, что мы их не боимся. Все это отличает правительство Мишустина», — добавил Марат Баширов об Антикризисном плане.
Таким образом, кабмину удалось решить ряд ключевых краткосрочных задач — стабилизировать ситуацию на финансовых рынках, в том числе снизить инфляционное давление, пресечь бегство капитала, сохранить устойчивость банковского сектора.
Также была организовала бесперебойная работа предприятий — выстроены новые логистические и производственные цепочки, компании обеспечены оборотными средствами. По 5 программам льготного кредитования системообразующих организаций предприятиям выдали более 1,45 триллиона рублей, а по трем программам льготного кредитования МСП выдали более 1 триллиона рублей.
Также в России появился зеленый коридор для импорта — с этого момента по «параллельному импорту» в стране ввезли товаров на 26,3 миллиарда долларов, по упрощенной схеме зарегистрировали свыше 28 тысяч деклараций. Объем экономии импортеров на пошлинах за март-декабрь составил 107 миллиардов рублей. Среди прочих достижений — поддержка отдельных отраслей, сохранение бюджетной стабильности регионов, сохранение занятости населения и поддержка доходов граждан.
«Накопленные резервы нам серьезно помогли пройти все кризисы, и 2009-го года: и 2014-го, и 2020-го. Они нам помогают и сегодня», — отмечал Мишустин, выступая в Госдуме. Он также добавил, что предотвратить глубокий спад экономики в 2022 году, в частности, позволил Фонд национального благосостояния (ФНБ) — спад ВВП оказался в пределах 1 процента, однако прогнозируемые показатели были гораздо хуже.