В мире снизились цены на бриллианты: в последнем квартале 2024 года они достигли минимальных за последние десять лет значений. Участники рынка объясняют это избытком запасов алмазов в Индии, эксперты — экономическим спадом в Китае и США и изменением ценностей. Миллениалы и зумеры предпочитают «роскошной жизни» новые впечатления, а тренды на экологичность и более низкие цены заставляют потребителей отдавать предпочтение искусственным, а не натуральным камням. Что происходит со спросом на бриллианты в России и какие подводные камни могут ожидать инвесторов, решивших заработать на многогранных кристаллах, — в материале «Ленты.ру».
Цены на бриллианты на мировом рынке обновили многолетние минимумы. Об этом в ноябре сообщили «Ведомости» со ссылкой на данные американской компании Rapaport (ей принадлежит крупнейшая платформа в США по торговле бриллиантами). По состоянию на 1 ноября индекс цен для камней массой 1 карат снизился на 22 процента год к году, достигнув 4,62 пункта. Это оказалось минимальным значением за последние десять лет.
То же самое произошло и в сегменте более мелких бриллиантов. Камни весом 0,3 карата стали дешевле почти на треть (на 27 процентов год к году), а индекс их цен составил 1,02 пункта. Средние экземпляры в 0,5 карата подешевели на 14 процентов, до 1,64 пункта. Снижение цен затронуло абсолютно все категории: крупные камни массой 3 карата потеряли 17 процентов по отношению к прошлому ноябрю. Актуальный индекс цен на них составил 18,27 пункта.
Такие тенденции не могли не отразиться на стоимости необработанных камней. Индекс международной площадки по торговле бриллиантами International Diamond Exchange (IDEX), фиксирующий стоимость и алмазов, и бриллиантов, с начала года стал меньше на 12,5 процента, и достиг 96,1 пункта, что оказалось минимумом за пять лет.
Отдельно в Rapaport обратили внимание на слабый рыночный спрос на алмазы, из-за которого крупнейшая в мире алмазодобывающая компания De Beers, подконтрольная британской Anglo American, запланировала снизить добычу алмазов в 2024 году до 23-26 миллионов каратов. К подобным мерам компания прибегала и в прошлом году: тогда она сократила показатели добычи на 8 процентов по отношению к 2022-му, до 31,9 миллиона каратов.
В России крупнейшим добытчиком алмазов является «Алроса»: на нее приходится около 90 процентов рынка страны. Компания активно экспортирует алмазное сырье в Индию, где происходит его обработка, а также поставляет небольшую часть драгоценных камней в Китай. В 2023 году она также снизила добычу камней в годовом выражении (на 2,8 процента), однако общая выручка группы компаний за год только возросла.
В 2021-2022 годах объемы поставок алмазов в Индию значительно увеличились, из-за чего в секторе огранки образовались неиспользованные запасы, рассказал представитель алмазодобывающей компании. Именно с желанием огранщиков реализовать накопленные запасы, по его словам, связано текущее удешевление драгоценных камней. Участники рынка, опрошенные «Лентой.ру», однако, назвали и другие причины.
Мир постепенно разворачивается от предметов роскоши к более осознанному потреблению, отметил эксперт по финансам и инвестициям, основатель финансового клуба «Мультипликатор» Эван Голованов. В Китае и США — основных странах-потребителях бриллиантов — спрос на ювелирные изделия на фоне экономических трудностей уже рухнул, а традиционные институты, с которыми связаны бриллианты, получили некое ослабление.
Снижение интереса к предметам роскоши наблюдается абсолютно везде, и бриллианты просто отражают общий тренд, заметил руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle Артур Мейнхард. «Судя по ежегодному отчету Bain & Company, который вышел в ноябре, замедлился общемировой спрос не только на ювелирные украшения, но и на брендовые одежду и сумки, элитную косметику. Это произошло впервые за 15 лет, если не считать период пандемии», — констатировал он.
Бриллианты — это продукт маркетинга, а маркетинговые стратегии при их продаже сейчас используются не так активно, называют еще одну возможную причину стагнации эксперты. «Еще в ХХ веке эту идею заметно продвигали. Большую роль тогда сыграла компания "Тиффани". Голубая коробочка стала желанной, проникла в культуру, кино, музыку. Цвет Тиффани встречался даже в автомобилях», — напомнил Голованов.
Сегодня такого ажиотажа вокруг бриллиантов нет: миллениалы гораздо чаще стремятся заработать на собственную недвижимость, а свободные деньги инвестируют во впечатления. Их приоритеты, как и приоритеты поколения Z (молодых людей, родившихся после 2000 года — прим. «Ленты.ру») отличаются от выбора предшественников. Молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет реже пьют алкоголь, больше времени проводят в сети, чаще играют в онлайн-игры. Их меньше интересуют предметы роскоши, а в кумиры они часто выбирают модных рэперов и стримеров, которым статусность тоже не так интересна.
Владение люксовыми вещами не входит в число ценностей людей поколения Y и Z, так как не приносит сильных эмоций, считает генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян. При этом для многих из них важно, чтобы с вещью была связана какая-то история. Именно поэтому стали распространены различные коллаборации, популярность приобрел поиск одежды в секонд-хендах. Свой вклад внес и мировой тренд на экологическую ответственность, благодаря которому в инфополе стало формироваться мнение, что производство искусственных алмазов меньше вредит природе, чем добыча естественных.
Несмотря на снисходительное отношение ювелиров к искусственным бриллиантам, качество последних за последние годы в разы улучшилось, говорят представители отрасли. Сегодня они вполне способны составить конкуренцию мелким и средним бриллиантам, а именно такие украшения являются основой потребительского рынка. Все это давит на сегмент природных камней, поскольку невооруженным взглядом сейчас отличить синтетику от «натуралки» невозможно, заметил Мейнхард.
По данным агентства Tenoris, доля синтетических алмазов на мировом рынке уже превысила 50 процентов, а их себестоимость с 2008 года снизилась на 90 процентов. На фоне этого розничные цены на искусственные алмазы уменьшились вдвое за последние несколько лет.
Искусственные камни занимают свои позиции стремительно, но настоящие ценители о них и слышать не хотят, уверена светский обозреватель, PR-представитель ювелирного дома Cappulo Евгения Кудинова. У бриллиантов была и остается своя целевая аудитория, поэтому они по-прежнему хорошо продаются. Молодые люди, по ее словам, действительно равнодушны к драгоценным камням, но по мере взросления их взгляды меняются.
На довольно спокойную ситуацию в отрасли указал и основатель ювелирного дома Константин Филатов: на постоянных клиентах увеличение на рынке доли «синтетики» не отразилось. Собеседник добавил, что его ювелирный дом работает только с натуральными бриллиантами, поэтому с альтернативной частью спектра он экспертно не знаком. «Судя по тому, что я вижу и слышу от коллег, синтетические бриллианты реально набирают обороты. Особенно сильно растут продажи у дилеров таких камней», — рассказал он.
В будущем более бюджетные синтетические камни действительно могут начать вытеснять с рынка природные бриллианты, и это закономерным образом снизит объемы продаж последних, допустил аналитик ИК Fontvielle. Пока же на рынок конкуренция влияет опосредованно — например, провоцируя снижение цены. Однако на крупные бриллианты, приобретаемые в качестве инвестиций, спрос остается стабильным.
«В течение следующих десяти лет нас, по моим ощущениям, ждет сегментация рынка ювелирных изделий на изделия с натуральными и искусственными бриллиантами. Натуральные будут стоить сильно дороже, чем сейчас, а искусственные будут находиться в сегменте чуть выше фианитов и муассанитов. И это в целом правильно и нормально», — подвел итог обсуждению основатель ювелирного дома Филатова.
У российского рынка бриллиантов есть своя специфика, отмечают эксперты. В последнее время здесь становятся популярными цветные бриллианты, которые в природе встречаются не так часто, как прозрачные. По данным ювелирного ретейлера Sokolov, за три первых квартала 2024 года продажи украшений с цветными бриллиантами в России взлетели на 43 процента. Сильнее всего за рассматриваемый период увеличились продажи в Краснодаре (+356 процентов), Казани (+151 процент) и Воронеже (+121 процент).
По словам руководителя аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle, в России в последние два года начала формироваться новая категория покупателей товаров класса люкс — участники СВО и члены их семей, которые тоже поддерживают спрос на бриллианты. Вдобавок украшения из драгоценных камней стали чаще приобретать на внутреннем рынке обеспеченные люди, которые ранее предпочитали покупать за рубежом (например, в Тель-Авиве, Антверпене, Гонконге и Амстердаме). Свой вклад внесла и инвестиционная составляющая: на фоне высокой инфляции и жесткой денежно-кредитной политики соотечественники стали обращаться к бриллиантам как к инвестиционному активу.
В последние годы инвестиционные бриллианты в России демонстрируют кратный рост, следует из заявления представителя «Алросы». Спрос на них, по данным компании, в 2023 году вырос в 2,3 раза к предыдущему году. При этом по итогам первого квартала 2024-го продажи драгоценных камней инвесторам увеличились в годовом выражении трехкратно.
Представители российской алмазодобывающей компании отметили, что вскоре ожидают роста цен на инвестиционные бриллианты. Спрос на них продолжает увеличиваться и наименее подвержен рыночным колебаниям, что обусловлено редкостью таких камней, пояснили там. Позитивное влияние на ситуацию должен оказать и увеличивающийся дефицит природных алмазов, мировая добыча которых упала с 160-170 миллионов карат в 2004-2008 годах до 112 миллионов карат в 2023 году.
«Ассортимент бриллиантов размером более 5 карат, а также бриллианты фантазийных цветов более всего подходят для инвестиций. Для сравнения: доходность бриллиантов весом более 10 карат за аналогичный период составила 44 %», — подчеркнула руководитель программы ALROSA Diamond Exclusive Елена Суховеева.
Для широкого круга лиц инвестиции в бриллианты не подходят, считает основатель финансового клуба «Мультипликатор». Одна из причин — их высокая стоимость. «Инвестиционные бриллианты дорогие. Минимальный порог входа в этот рынок составляет 10-15 тысяч долларов. Обычно порог входа еще выше, особенно если мы говорим о редких бриллиантах, которые имеют возможность заметно расти в цене», — пояснил эксперт.
Тем, кто не занимается этим профессионально и не имеет под рукой надежного консультанта, просто не хватит нужного количества вводных для выгодной покупки, убежден Голованов. Максимальной удачей, на которую может рассчитывать инвестор-любитель, в таком случае будет приобретение бриллианта, стоимость которого в будущем не снизится, полагает он.
Найти на рынке такие возможности могут профессионалы, которые всю жизнь занимаются бриллиантами. Инвестор-любитель же, скорее всего, купит камни попроще и будет довольствоваться динамикой существенно более низкой, чем динамика «любого нормального фондового рынка», предположил финансист. Гораздо большую доходность, на его взгляд, могут принести вложения в акции или в золото.
«Когда капитал инвестирован в акции, их можно быстро продать и использовать деньги. Например, перевести на другой счет, в другую страну, оплатить обучение детям, — объяснил он. — С бриллиантами все сложнее — их проблематично перемещать, всегда есть риск потерять камни, например, в результате кражи». Быстро продать драгоценные камни за адекватную стоимость, по словам Голованова, почти невозможно. Поэтому в ситуации сжатых сроков бриллианты, как правило, реализуют намного дешевле первоначальной цены.
Иногда вложение в драгоценные камни все-таки может быть оправданным, допускает основатель финансового клуба «Мультипликатор». Такой сценарий возможен, если у инвестора есть желание сохранить капитал в течение 10-15 лет. Например, человек не хочет разбираться в фондовом рынке и покупать акции, а хочет иметь товарный актив. В этом случае бриллианты, как и другие атрибуты роскоши, действительно могут помочь. Роль такого актива могут играть не только камни, но и другие предметы, которые имеют коллекционную ценность: произведения искусства, часы, редкие музыкальные инструменты.
Подводя итог, можно сказать, что изменение спроса на бриллианты — это последствие сразу нескольких трендов, резюмирует Мовсесян. К ним относится и смена поколений, и развитие технологий искусственного выращивания алмазов, и общий ценностный сдвиг. Все они имеют долгосрочный характер и по-разному проявляются в разных странах, поэтому не стоит ожидать, что в 2025-м все резко изменится, предупреждает она.
Тем не менее постепенно цены на драгоценные камни могут стабилизироваться: в пользу этого, по словам Голованова, может сыграть стимулирование экономики Китаем и Соединенными Штатами. И поскольку добыча алмазов на фоне истощения запасов уменьшается, в ближайшие два года цены на алмазы и бриллианты действительно могут вырасти на 15-20 процентов, спрогнозировал представитель «Алросы».
Происходящее с рынком натуральных бриллиантов в России укладывается в общемировой цикл изменения цены на них, убеждены эксперты. Такие ситуации, по их словам, в истории уже происходили. «Если мы говорим о бриллиантах, то так было с открытием и массовым производством фианитов и муассанитов (вторых по твердости драгоценных камней после алмазов — прим. «Ленты.ру»). Сейчас эти минералы нашли свои ниши и рынок четко отделяет их от бриллиантов. Однако в свое время это вызвало спад продаж и падение цен на них», — напомнил Филатов.
Похожая история случилась с рынком цветных драгоценных камней — корундами (сапфир и рубин) и изумрудами, когда человечество научилось их массово синтезировать, вспоминает основатель ювелирного дома. В какой-то момент цены на натуральные камни упали, но с течением времени ценность и редкость натуральных минералов значительно выросли, а натуральные камни стали элитарным признаком. «Ровно тоже самое произойдет и с бриллиантами, — спрогнозировал собеседник. — Уже сейчас синтетические бриллианты по факту не имеют остаточной стоимости, их крайне сложно продать кому-то хотя бы за 10 процентов от цены, потраченной на изделие».