Силовые структуры
00:01, 20 января 2025

«В зоне риска — все, до кого дотянется противник» С какими угрозами предстоит бороться российским спецслужбам в 2025 году?

Артем Соколов (Редактор отдела «Силовые структуры»)
Владимир Седов (Редактор отдела «Силовые структуры»)
Фото: ФСБ РФ / РИА Новости

В 2024 году Россию потряс целый ряд громких преступлений. Вооруженная атака на концертный зал «Крокус Сити Холл», унесшая как минимум 145 жизней, стала крупнейшим терактом в истории России со времен Беслана. Генерал-лейтенант Игорь Кириллов, командующий войсками радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил России, подорванный украинским агентом, был самым высокопоставленным военным, погибшим с начала специальной военной операции (СВО) на Украине. А телефонные мошенники, по приблизительным оценкам, похитили у россиян рекордные 250 миллиардов рублей. И в наступившем 2025 году перед российскими спецслужбами стоит глобальная задача — не допустить подобных преступлений. Подробности о том, с какими вызовами им придется столкнуться в ближайшие месяцы, эксперты рассказали «Ленте.ру».

«В России сохраняется угроза терроризма»

«Лента.ру»: В конце 2024 года в Москве был подорван генерал-лейтенант Игорь Кириллов. Ответственность за теракт взяла на себя Служба безопасности Украины (СБУ). Стоит ли российским спецслужбам ожидать попыток новых громких покушений в 2025 году?

Генерал-майор ФСБ России в отставке Александр Михайлов: За минувшие годы со стороны Запада к России произошли серьезные изменения. Если раньше мы были просто противниками, то теперь стали полноценными врагами. Поэтому нам стоит ожидать любых действий, направленных на подрыв и ослабление нашей безопасности.

Профессор МГУ, заведующий кафедрой информационных и гибридных войн в Академии политических наук Alter Андрей Манойло: Наверное, сейчас нет ни одного эксперта, который мог бы однозначно ответить, стоит ли ожидать новых покушений в России.

Это знают лишь компетентные органы, которые работают в этом направлении. А чтобы минимизировать риски подобных преступлений, необходимо совершенствовать оперативную и агентурную работу. Единственный способ предотвратить теракт — это своевременно получить информацию о его подготовке.

Для этого необходимо иметь источники в среде террористов или иностранных спецслужб. То, что наши враги работают в этом направлении и готовят подобные преступления, — думаю, вполне очевидно. В зоне риска будут все, кто уязвим и до кого дотянется противник. И защитить наших людей сможет только слаженная работа российских спецслужб.

Говоря о борьбе с терроризмом, нельзя обойти стороной недавние события в Сирии, где свергли президента Башара Асада. Как это может отразиться на внутренней безопасности России?

Эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Кирилл Семенов: Сегодня в Сирии находится немало боевиков с территории постсоветского пространства — пара сотен уроженцев Северного Кавказа и около одной-двух тысяч выходцев из республик Центральной Азии.

Нельзя исключать, что некоторые из боевиков захотят вернуться на родину и продолжить свою террористическую деятельность уже там. Поэтому в России, конечно, сохраняется угроза терроризма. Тем более что подпитка ему идет не с Востока, а с Запада.

«Мигранты могут устраивать массовые беспорядки»

В 2024 году российские власти уделяли большое внимание борьбе с нелегальными мигрантами в стране. С чем это связано и будет ли актуальна эта проблема в наступившем году?

Александр Михайлов: Мигранты, которые приезжают с семьями в Россию, создают здесь свои национальные анклавы, пытаются устанавливать собственные обычаи и традиции, диктовать нормы. Фактически они едут со своим уставом в чужой монастырь, тем самым создавая серьезную угрозу безопасности страны.

При этом лидеры диаспор готовы решать вопросы не только законными способами, что приводит к коррумпированию российского государственного аппарата. В итоге сегодня в сфере миграции в России накопилось большое количество проблем — и с ними пора наводить порядок. Думаю, в 2025 году эта работа будет продолжена.

Глава московского профсоюза сотрудников полиции Михаил Пашкин: Сегодня государство практически не ограничивает приток нелегальных мигрантов в страну. Законы и постановления правительства, которые должны навести порядок в этом плане, принимаются слишком долго и зачастую оказываются совершенно беззубыми.

«Число кол-центров мошенников в России будет расти»

Каких перемен стоит ожидать в сфере киберпреступности в ближайшие месяцы?

Андрей Манойло: В конце 2024 года сотрудники ФСБ и МВД выявили сразу три мошеннических кол-центра в Ленинградской области, которыми руководили из ЕС. Целями сотрудников этих кол-центров становились обеспеченные люди из стран Восточной Европы.

И уже есть признаки того, что российские группировки на этом рынке начинают теснить украинские. А значит, стоит ожидать, что число кол-центров мошенников в России будет только расти.

Что касается непосредственно украинских кол-центров, то единственный способ борьбы с ними — это нанесение по ним прямых ударов и их физическое уничтожение. Я уверен: как только российские ракеты поразят одну-две такие цели, активность украинских телефонных мошенников в России сразу же резко упадет.

Директор по развитию центра мониторинга внешних цифровых угроз Solar AURA ГК «Солар» Александр Вураско: Со стороны киберпреступников в 2025 году стоит ожидать не революции, а, скорее, эволюции — движения в сторону максимальной автоматизации и создания новых технических инструментов для проведения достаточно сложных атак.

Причем это движение еще и в сторону сервисной модели, когда хакеры сдают свои наработки в аренду тем, кто готов заниматься различными киберпреступлениями. Никаких специальных знаний от арендаторов не требуется, поэтому порог вхождения в эту сферу сегодня крайне низкий.

Все просто: подпишись на бота в Telegram и получи обучающие материалы на три страницы. А потом этот бот тебе еще и автоматически сгенерирует фишинговые ссылки. Когда жертва перейдет по такой ссылке и введет данные своей банковской карты, большая часть похищенных средств уйдет исполнителю преступления, а процент — автоматом организатору.

При этом организаторы четко следят за тем, чтобы вся система исправно работала. К сожалению, такой подход привлекает в сферу киберпреступности огромное количество людей.

Я считаю, что в борьбе с киберпреступниками сегодня нужно делать акцент на экономической составляющей их «бизнеса». Им должно быть максимально сложно выводить похищенные деньги, они должны тратить на это максимум ресурсов. Всевозможные сетевые мошенничества станут сходить на нет лишь тогда, когда перестанут приносить большие деньги.

«Простое перемирие может быть опасным»

Сегодня все чаще звучат предположения о скором начале переговоров между Москвой и Вашингтоном о мире на Украине. Как изменится криминогенная обстановка в российских городах в случае окончания СВО?

Александр Михайлов: Россия согласится на окончание СВО лишь при условии присоединения определенных территорий. Простое перемирие может быть опасным и напоминать апрель 1995 года, когда всех чеченских боевиков удалось загнать в горы.

Оставалось лишь провести небольшую зачистку при помощи артиллерии и авиации. Но в тот момент президент Ельцин решил сначала принять лидеров мировых держав, в том числе президента США Клинтона, а затем прекратил боевые действия. В итоге боевики спустились к нашим бойцам в тыл, а линия фронта сломалась.

По сути, на территории Чечни началась партизанская война, которая затянулась на несколько лет. Так что в ситуации с СВО нас интересует лишь полная и безоговорочная капитуляция противника. Что касается криминогенной обстановки, то после окончания СВО останутся риски как скрытого саботажа, так и открытых диверсий и терактов.

Михаил Пашкин: После того как участники СВО возвратятся в свои родные места, поначалу у них будут стычки с преступными элементами и напряженные отношения с чиновниками, которые даже могут вылиться в выступления бойцов на улицах. Но затем ситуация успокоится — конечно, в том случае, если на местах все правильно воспримут указание президента о привлечении во власть участников СВО.

< Назад в рубрику