В прокат выходит «Василий» — комедия про мексиканские приключения русских близнецов в исполнении Александра Петрова. «Лента.ру» рассказывает, как российские кинематографисты вновь попытались найти формулу народного фильма и почему они снова не смогли обойтись без песни «Седая ночь».
Вася (Александр Петров) работает учителем ОБЖ в поселке Ковылкино и старается не вспоминать, что когда-то у него был брат-близнец Коля (тоже Петров). В конце девяностых Вася и Коля жили в детдоме, а потом Колю усыновили американцы, а Васю — воспитательница Тамара Михайловна (Раиса Рязанова). Теперь Коля сидит в мексиканской тюрьме, а к Васе приехали телевизионщики (Дмитрий Лысенков и Ян Цапник), чтобы снять резонансный репортаж о международном скандале и получить ТЭФИ.
Для размаха Василия вывозят на встречу с родственником в Мексику. По пути он уходит от преследователей с камерой и отправляется выяснять отношения с братом самостоятельно. Он еще не знает, что Коля не просто нарушил закон и поссорился с местным наркобароном, но и прижил четверых детей от жены Бониты (Барбара де Рехиль). Вскоре Бонита с потомством станут единственными союзниками близнецов и их шансом вернуться на родину живыми.
Русский кинематограф новейшего времени всерьез озабочен поиском формулы народного фильма, которая работала бы даже в нынешних небанальных реалиях. Успехов пока немного — вновь открытый жанр киносказки да многострадальная и задуманная давным-давно ревизия «Мастера и Маргариты». Однако работы не прекращаются. Первый канал воскресил тени забытых сталинских кинодив («Любовь Советского Союза»). Федор Бондарчук примерил бороду Федора Конюхова («Повелитель ветра»). Под руководством Бондарчука компании НМГ и Art Pictures разрабатывают и другие направления. Здесь и новая «Гостья из будущего» («Сто лет тому вперед»), и грядущий сериал «Челюскин». Главный успех НМГ, кстати, тоже связан с телевидением, над которым второй год реет чумазое знамя «Слова пацана». «Василий» — новая глава этих поисков, новая комбинация знакомых элементов от суперпродуктивного сценариста Андрея Золотарева.
Поэтому «Василий» бьет по глазам постерами с кактусами, раздвоением Александра Петрова и сенсационными съемками в Мексике. Эту цветастую упаковку создатели картины нашли не сразу. Еще шесть лет назад «Василий» задумывался фильмом про папу-афериста и его сына, освоившегося за границей. На роль родителя был утвержден Федор Бондарчук, но к съемкам так и не преступили, а сам Федор Сергеевич удовольствовался продюсерскими полномочиями. Когда сюжет переписали под близнецов, то двоить планировалось Сергея Бурунова. Однако маркетинг взял верх: Петров — все-таки более надежное и привлекательное лицо для афиш и журнальных обложек.
Фильм стартует вполне в соответствии со зрительскими ожиданиями. В лицо Петрову смотрит ствол, потом идут бодрая погоня и стоп-кадры с цитатами, подписанными «Джейсон Стэтхем» (хотя по-русски фамилия британского актера давно транскрибируется как Стэйтем). Однако как только действие переносится в Россию, «Василий» запросто погружается в привычный антураж русской комедии. Валентина Мазунина говорит слово «оливьешечка», на заднем плане вращает глазами пьяненький мент Павел Ворожцов.
Время от времени включается субъективная камера имени фильма «Горько» — за нее отвечает Ян Цапник в роли оператора Сергея Ивановича. Дух соавтора Золотарева по «Слову пацана» Жоры Крыжовникова здесь вообще веет где хочет. «Василий» опирается на тот же принцип, что и комедии Крыжовникова, — смешное идет рука об руку с драматическим. Другое дело, что здесь этот прием применен исключительно формально. Зато в кульминации для верности хор мальчиков даже поет «Седую ночь».
Значительная часть действия, как и было обещано, разворачивается в Мексике с участием местных актеров. Однако знойный колорит не влияет ни на общую интонацию, ни даже на саундтрек, в котором фигурирует песня Александра Серова «Я люблю тебя до слез» на испанском и приглушенный на всякий случай «Мумий Тролль». Даже сам выезд съемочной группы в Латинскую Америку уже не выглядит таким свежим: недавно здесь разворачивалось действие целого сериала под названием «Эль Русо». Так что Петрову приходится бормотать что-то насчет «руссо туристо» — следом за новогодней «Небриллиантовой рукой» от ТНТ, которая, к слову, получилась посмешнее «Василия».
Несмотря на бодрый монтаж, современные лица и дорогую цветокоррекцию, истоки новой народной комедии считываются вполне безошибочно. И нет, это не «Брат 2», на который «Василий» ссылается вполне открыто.
Вполне вероятно, что Золотарев, его соавтор Юлия Савенкова (на ее счету «Беспринципные») и режиссер Дмитрий Литвиненко здесь действовали бессознательно. Однако сама коллизия с близнецами, объединяющими народы, здесь повторена пусть не дословно, но узнаваемо. Сравнения, конечно, не в пользу «Василия».
Фильм Меньшова был придуман смелее и остроумнее, а крылатые фразы и гэги из него моментально ушли в народ. А главное, несмотря на выкрученный на максимум гротеск, «Ширли-мырли» был фильмом о живых, узнаваемых людях. «Василий» же выглядит, как гомункул, откровенно собранный из гиперссылок, хештегов и общих мест. У действий ни одного из главных героев здесь нет внутренней логики, а к пресловутому глубинному народу и его «оливьешечке» авторы относятся с очевидным презрением. Вины актеров здесь нет: Петров, Цапник и Ворожцов играют прекрасно. Жаль разве что Раису Рязанову, которая нужна «Василию» только для уютной ссылки на другой известный фильм Меньшова.
Впрочем, если вернуться к теме народного кино, то все это, конечно, пустые придирки. В «Горько» Крыжовников тоже посмеивался над простонародьем — и ничего. Потому что свадебная комедия-катастрофа сообщала каждому зрителю что-то трудно вербализуемое о нем самом. Информация была не то чтобы приятной, зато в финале предлагался освежающий прыжок в воду, которая в теории смывает грехи и вредные привычки. В «Василии» ничего подобного нет. Это кино, которому совершенно нечего сказать ни о русских, ни о мексиканцах, ни о полицейских, ни о преподавателях ОБЖ. Нельзя, конечно, исключать, что усталый зритель сделает кассу и этой картине — как нехотя сделал ее недавно «Волшебнику Изумрудного города». В таком случае в ближайшее время нас ждет еще больше Петровых, замшелых мемов про Стэйтема и шуток про мало половин.
Фильм «Василий» выходит в прокат 23 января