В 2025 году технический осмотр (ТО) не обязателен для легковых автомобилей и мототранспортных средств, с момента выпуска которых не прошло четырех лет (при условии, что они используются в личных целях). Зарегистрировать более возрастной транспорт в ГИБДД можно только при наличии диагностической карты, которую выдают по результатам ТО. Если же вы внесли изменения в двигатель или кузов, пройти техосмотр необходимо независимо от возраста авто. «Лента.ру» рассказывает, как проходить техосмотр в 2025 году, кому и зачем он нужен, как к нему подготовиться и что будут проверять.
Если во времена СССР личная машина считалась роскошью, а в девяностые — показателем успеха, то сегодня это, прежде всего, необходимое многим семьям средство передвижения. Опыт приобретения авто, согласно недавнему исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), имеют более половины наших соотечественников — 58 процентов. А каждый десятый россиянин собирается купить себе машину в обозримом будущем.
Государственный технический осмотр — это проверка технического состояния транспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности для допуска к участию в дорожном движении. ТО регламентируется законом «О техническом осмотре транспортных средств», который был принят в 2011 году, а также уточняющими его подзаконными актами. Проводить ТО имеют право только аккредитованные государством организации. Техосмотр не стоит путать с техническим обслуживанием, которое необходимо для сохранения заводской гарантии и просто для хорошей работы автомобиля.
Каждый год должны проходить ТО такси, автобусы и грузовики массой более 3,5 тонны, которым не исполнилось пять лет. В противном случае неприятностей не избежать. Автомобили со спецсигналами проходят техосмотр раз в год независимо от возраста. Каждые полгода должны проверяться машины для перевозки опасных грузов, а также такси, автобусы и грузовики массой более 3,5 тонны старше пяти лет.
Легковые машины категории В, а также мото, которые используют в личных целях, освобождены от обязательного техосмотра. Такие ТС не старше четырех лет должны проходить ТО только при проведении регистрационных действий в ГИБДД, связанных со сменой собственника или с внесением изменений в конструкцию, — речь идет, например, о замене двигателя или кузова.
В свою очередь, грузовые автомобили категории N1 (масса до 3,5 тонны), с момента выпуска которых прошло более четырех лет, должны проходить осмотр раз в два года, после 10 лет эксплуатации — раз в год.
Без диагностической карты вы просто не сможете зарегистрировать свой автомобиль старше четырех лет в Госавтоинспекции (вам также понадобятся документ о праве собственности и полис ОСАГО). Эта услуга становится все более актуальной, поскольку личный автопарк россиян постепенно стареет. Согласно статистике «Автостата», средний возраст легковых машин в России в 2024 году составил 15,2 года. Самые старые — легковушки японских брендов: им в среднем 16,4 года.
Диагностическую карту выдадут по результатам ТО. В ней отмечаются параметры, по которым проводилась проверка, и соответствие (либо несоответствие) их нормам. Она хранится в базе в электронном виде и доступна сотрудникам ГИБДД. При получении диагностической карты можно запросить бумажный вариант у оператора после прохождения техосмотра.
Получить диагностическую карту можно в пункте ТО, аккредитованном Российским союзом автостраховщиков (РСА). Причем если раньше техосмотр требовалось проходить по месту регистрации транспортного средства, то в 2012 году это правило отменили. Таким образом, вы можете пройти ТО, находясь в другом регионе России.
Техосмотр может провести и частный эксперт, если у него есть лицензия. Для осмотра машины понадобятся паспорт владельца, свидетельство о регистрации (СТС) или паспорт транспортного средства (ПТС).
С 1 января 2025 года в регионах проиндексировали тарифы на техосмотр, они выросли в среднем на 7,3-7,5 процента.
Аккредитованные операторы, которые проводят ТО, должны придерживаться официального тарифа в своем регионе. Причем в одном и том же субъекте федерации могут действовать два разных тарифа: один для более южной части, другой — для более северной. Так произошло с Красноярским краем: в самом Красноярске тариф на 2025 год составил 1089 рублей, а в Норильске — 1878 рублей (самый высокий по России).
Тариф нужно уточнять по каждому региону отдельно.
Сначала осмотрят машину на наличие серьезных повреждений и сверят характеристики с данными в документах. Результаты визуального осмотра зафиксируют на фото.
Специалист должен оценить работу рулевого управления и тормозной системы, световых приборов. Тормоза должны полностью останавливать автомобиль за строго определенное время. В ходе правильно проведенного ТО полностью проверяется вся тормозная система, в том числе колодки и жидкость.
Особое внимание уделят функционированию двигателя: выяснят не только работоспособность мотора, но и проверят его на экологическую безопасность. Также проверят состояние протектора шин и целостность колесных дисков. Затем проинспектируют болты, гайки и другие крепежные элементы. Если в авто имеется газобаллонное оборудование, осмотрят и его.
Если в вашем автомобиле неисправна, например, тормозная система, эксплуатировать его нельзя. Вам не засчитают ТО в случае проблем со световыми приборами, отказе звукового сигнала и так далее, но диагностическую карту оформят независимо от результатов, которые внесут в информационную систему. Если зафиксированы неисправности, влияющие на безопасность ТС, предложат заняться этим вопросом и пройти осмотр повторно.
В таком случае вам придется покинуть станцию ТО и устранять неисправности в другом месте. Новый визит на техосмотр будет означать и новую оплату услуги. Поэтому, чтобы не оказаться в неловкой ситуации, рекомендуется еще до визита на пункт ТО самостоятельно проверить функционирование всех основных систем вашей машины.
О необходимости контроля средств передвижения в Российской империи задумались вскоре после отмены крепостного права. Во второй половине XIX века в Санкт-Петербурге ввели обязательный ежегодный осмотр конных экипажей. Утверждался регламент движения и стоянки транспортных средств, было принято наказание для нарушителей. В 1890-х годах в российской столице появился первый автомобиль иностранного производства с бензиновым двигателем. Реагируя на результаты технологического прогресса, Министерство путей сообщения разработало и обнародовало порядок и условия перевозки тяжести и пассажиров по шоссе — это можно считать первыми в истории нашей страны ПДД.
Владелец самодвижущегося экипажа обязывался иметь специальное удостоверение. Получить его можно было после прохождения обязательного технического осмотра транспортного средства. Так на рубеже XIX и XX веков, можно сказать, и возникла культура проведения ТО.
В 1930-е годы уже в СССР утвердили новый регламент подготовки водителей и проверки технического состояния машин. Такие проверки становились обязательными и должны были проводиться на регулярной основе. После Великой Отечественной войны советские города и села наводнило большое количество трофейной техники. С целью контроля за ее состоянием система проведения ТО претерпела очередные изменения. Важным событием стало внедрение в 1964 году талона техосмотра, который водитель должен был держать в правом нижнем углу ветрового стекла своего авто.
В последующие десятилетия правила в той или иной степени пересматривались еще несколько раз. Так, в 1988-м было решено проводить техосмотр личных легковушек и мотоциклов один раз в два года. Предполагалось, что грузовики и автобусы будут проверяться дважды в год, а такси и другие авто, использующиеся в коммерческих целях, — строго раз в 12 месяцев. Соответствующие услуги оказывались на станциях технического обслуживания (СТО). В обязательном порядке тестировались тормозные системы, состояние ремней безопасности, наличие в салоне аптечки, огнетушителя и других необходимых атрибутов.
С 1994 года прохождение техосмотра для находящихся в частной собственности легковых машин старше пяти лет стало обязательным и предусматривалось раз в два года.
В 1998-м правительство России приняло постановление «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации». Среди прочего, новым авто позволялось ездить без государственного ТО в течение трех лет, но б/у легковушки (старше пяти лет) отныне требовалось проверять ежегодно.
В 2011 году вышел закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который отменял необходимость наличия талона техосмотра под передним стеклом. Однако для оформления страхового полиса ОСАГО требовалась диагностическая карта, подтверждающая факт прохождения техосмотра. Ее наличие проверяла страховая компания.
Такие условия просуществовали в течение десяти лет, пока Госдума не отменила обязательный ТО транспортных средств для получения ОСАГО. Примерно с конца 2021 года жизнь отечественных автовладельцев существенно изменилась.
В декабре того же года президент Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 15 федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 15 федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».