«Лента.ру» завершает цикл публикаций о самых необычных делах пожизненно осужденных в России. Пожизненный срок в стране отбывают больше тысячи заключенных. В основном это маньяки и террористы, но есть среди них осужденные, чьи истории по-своему уникальны. В прошлый раз речь шла о петербуржце Денисе Рунове, который стал первым в стране педофилом, получившим пожизненный срок без единой расправы и прежних судимостей. Сегодня наш рассказ — о майоре милиции из Омска Геннадии Серебренникове: он получил пожизненный срок за то, что решил спасти сына от тюрьмы, отправив на тот свет всех свидетелей его преступлений.
14 июля 2003 года, Омск. Жители частного сектора просыпаются от запаха гари и, увидев, что полыхает соседний дом, вызывают пожарных. Тем удается справиться с огнем — но, осматривая потушенный дом, они делают страшную находку: в спальне лежат сильно обгоревшие тела мужчины и беременной женщины.
Происшествие явно имеет криминальный характер — на головах обоих видны следы многочисленных огнестрельных ранений. «К сожалению, на месте происшествия не осталось практически никаких улик», — расскажет позже старший следователь прокуратуры Омска Екатерина Павлова.
В тот момент следователи еще не знали, что драма на пожаре — лишь один эпизод запутанного криминального сюжета. А стоял за ним ветеран МВД, бывший участковый Геннадий Серебренников, который пытался спасти своего непутевого сына от тюрьмы и готов был заплатить за его свободу страшную цену.
На службу в правоохранительные органы Омска 25-летний юрист Геннадий Серебренников, окончивший с отличием Елабужскую специальную среднюю школу милиции МВД СССР, пришел в 1983 году. Следующие 20 лет он служил участковым РОВД Советского района города — и повышения так и не получил.
Причина крылась в том, что милиционер зарекомендовал себя весьма неоднозначно. С одной стороны, он всячески показывал, что выступает за строгое соблюдение закона, а с другой — запомнился коллегам очень непростым характером.
В преступном мире у участкового тоже было немало врагов: ходили слухи, что в погоне за доказательствами против очередного правонарушителя милиционер порой использовал незаконные приемы. Но мстить Серебренникову никто не решался — его попросту боялись.
Поэтому, когда в конце нулевых майор милиции Серебренников ушел на пенсию, и его коллеги, и хулиганы вздохнули с облегчением. Но самому бывшему участковому было отнюдь не спокойно из-за двух непутевых сыновей, младшего Виктора и старшего Григория. Еще подростками оба ступили на кривую дорожку, связавшись с дурными компаниями. В какой-то момент Виктор пристрастился к наркотикам, а Григорий стал подозреваемым по делу о разбое. Правда, дело странным образом исчезло из кабинета следователя вместе с вещдоками, и ответственности молодой человек избежал.
Был ли как-то связан с этим инцидентом отец Григория, история умалчивает. Но в 1998 году молодой человек все-таки попал за решетку — его осудили по статье 158 («Кража») УК РФ. Григорий отсидел всего год, потом был помилован — и на радостях по случаю такого исхода сразу же пустился в загул.
В конце октября 2000 года Григорий Серебренников несколько дней пьянствовал в компании отца и сына Чикиревых, а также Сергея Оконешникова по прозвищу Конь. Когда деньги стали заканчиваться, компания не придумала ничего лучше, как ограбить квартиру местной предпринимательницы Марины Матанцевой, жившей на проспекте Менделеева.
Когда злоумышленники пришли к женщине домой, то застали там лишь ее юного сына, который, на свою беду, открыл дверь незваным гостям. Мальчика связали, натянули ему на голову вязаную шапку и заставили сказать, где его мать хранит деньги и ювелирные украшения. Забрав добычу, разбойники поспешили скрыться. Однако мальчик хорошо запомнил лица двоих налетчиков — отца и сына Чикиревых. Милиционеры задержали злоумышленников всего пару дней спустя: они отправились в СИЗО, но своих подельников так и не сдали. Казалось, для Григория Серебренникова все закончилось вполне благополучно.
Но тут Сергея Оконешникова, четвертого участника нападения, замучила совесть — и тот признался сыну милиционера, что хочет написать явку с повинной. Отговорить его Григорий не смог и решил обсудить ситуацию с отцом-майором, который очень быстро нашел радикальное решение проблемы.
Сильно напоив Оконешникова, майор усадил его в автомобиль и вывез в окрестности садоводческого товарищества «Весна». Там Серебренников застрелил Сергея, раздел его, а затем отпилил ножовкой голову и кисти рук, которые спрятал в разных местах. Тело бывший участковый закопал под бочками, в которые дачники собирали воду для полива участков.
Вскоре майор рассказал о том, что сделал, своему сыну Григорию — и посоветовал не волноваться, поскольку опасность миновала.
Летом 2001 года Геннадий Серебренников решил помочь уже младшему сыну Виктору, который страдал от наркотической зависимости. Вместе со старшим Григорием майор прямо посреди дня похитил двух наркоторговцев, которых обвинил в том, что те якобы продавали Виктору запрещенные вещества и похитили у последнего золотую цепочку.
Пленников отвезли в баню, где пытали на протяжении нескольких часов — били пластиковой булавой и зажимали им пальцы в слесарных тисках. Затем майор, знакомый с тюремными понятиями, приказал старшему сыну «опустить» (унизить) наркоторговцев, а сам снял весь процесс на камеру. Затем мучители отпустили дилеров, пригрозив им обнародовать компромат, если те попытаются снова продать Виктору наркотики. Следующие несколько месяцев в семье Серебренниковых все было относительно спокойно, но затем, в ноябре 2001 года, большие проблемы вновь возникли у старшего сына.
В ходе пьяной ссоры Григорий Серебренников до смерти забил сожительницу своего дяди Татьяну Любич. Причем все происходило на глазах самого дяди, а также невесты Григория Маргариты Никифоровой и их общего приятеля Сергея Коробкова. Поняв, что натворил, злоумышленник пустился в бега, но успел рассказать обо всем своему отцу.
Оценив ситуацию, майор Серебренников самой большой угрозой счел Сергея Коробкова и решил расправиться с ним. Выбрав день, бывший участковый отправился к дому своей цели и рядом с ним заметил Дениса Латышева, приятеля сына Григория. Не особо скрывая свои планы, майор попросил Дениса позвать Сергея Коробкова на улицу.
Но Латышев отказался — и тогда Серебренников решил устранить еще и его. Впрочем, есть и другая версия: она гласит, что майор в какой-то момент стал свидетелем ссоры между Григорием и Денисом, причем оба в тот момент находились под воздействием наркотиков. Экс-милиционер решил, что именно Латышев снабдил его старшего сына запрещенными веществами — и в своей голове вынес ему приговор. Как бы то ни было, Серебренников заманил Дениса во двор детского сада на Магистральной улице, пустил ему пулю в затылок, а после обезобразил лицо несколькими ударами куска арматуры в область глаз.
До Сергея Коробкова мстительный экс-милиционер так и не добрался. Да и время показало, что тот не собирался сдавать Григория милиции.
А вот невеста Серебренникова-младшего, 21-летняя Маргарита Никифорова, все-таки обратилась в правоохранительные органы и дала показания против своего избранника. Причем отец Григория требовал у девушки отказаться от показаний, но та стояла на своем. И тогда майор решил отправить Никифорову на тот свет, причем сделать это он приказал ее жениху Григорию, передав ему тот самый пистолет, из которого стрелял в Дениса Латышева. Немного поколебавшись, Григорий Серебренников решил не перечить отцу. 13 июля 2002 года он позвал Маргариту на встречу в лес у СНТ, где сначала выстрелил ей в голову, а затем несколько раз ударил ножом.
Избавиться от тела Григорию помог отец: он отрубил Никифоровой голову лопатой и закопал отдельно от тела. При этом сообщники забрали у Маргариты брелок с ключами от дома, который некоторое время спустя в почтовом конверте подбросили безутешной матери девушки.
В конверте была и записка от имени Никифоровой: мол, с ней все в порядке, но с родителями она общаться больше не желает. С момента этой расправы прошло всего полгода — и старший сын вновь подкинул майору Серебренникову хлопот.
В январе 2003 года Григорий Серебренников, находившийся в СНТ «Химик», устроил пьяную драку с собутыльниками — и так сильно избил их металлическим прутом, что один из них скончался.
Так Григорий попал в СИЗО — но его отец в который раз решил не сидеть сложа руки. Он пригласил в гости единственного свидетеля злополучной драки, жителя СНТ «Химик» Владимира Бурима. Гостя майор почти до беспамятства напоил самогоном. «Я травлю его, как слона», — сказал Серебренников младшему сыну Виктору, который был дома в тот момент.
Когда Бурим уже не мог стоять на ногах, экс-милиционер отвез его в окрестности исправительной колонии № 11 (ИК-11), где сначала избил палкой и ногами, а затем удушил и заколол ножом. Правда, это не помогло старшему сыну майора выйти из СИЗО. А летом 2003 года Геннадий Серебренников получил по-настоящему дурные вести. Он узнал, что на свободу по УДО вышел Чикирев-младший. Причем освободиться досрочно он смог именно потому, что согласился дать показания о разбойном нападении и изобличить Григория Серебренникова. Майор колебался недолго и решил отправить Чикирева на тот свет.
В ночь на 14 июля Серебренников пробрался в дом, где Чикирев спал вместе с беременной невестой Анной Киселевой, и в упор расстрелял обоих.
После этого Серебренников вылил канистру бензина на пол в гостиной, поджег дом Чикирева и скрылся.
Когда пожарные справились с огнем и нашли тела, то сразу же вызвали милицию. Оперативники с ходу поняли, что с Чикиревым и его невестой кто-то расправился, но проблемой стало то, что огонь уничтожил большинство улик, — полезную информацию пришлось собирать по крупицам.
Тем не менее вначале следствие установило, что Чикирев согласился дать показания против Григория Серебренникова. А затем выяснилось, что отец Григория активно запугивал свидетелей по делу своего сына.
Однако проблема заключалась в том, что все улики против майора были косвенными. Тогда следователи решили обыскать его дом, перед этим выманив подозреваемого и задержав его. Случай представился, когда Геннадий сам отправился в прокуратуру — там рассматривалась его жалоба на милиционеров, поймавших младшего сына Виктора при покупке наркотиков.
В итоге подозреваемого задержали прямо в кабинете прокурора: тот стал ожесточенно сопротивляться, но оперативникам помогли подоспевшие бойцы спецназа. При обыске в доме Серебренникова нашли записи, в которых он перечислял всех, кого планировал отправить на тот свет. Позже выяснилось, что майор не стеснялся угрожать еще и бывшим коллегам.
Нашли у Серебренникова и конверты, схожие с тем, в котором он подбросил ключи и записку матери Маргариты Никифоровой. При этом в ходе расследования выяснилось, что расправа грозила и сыну предпринимательницы Марины Матанцевой. Тот проходил свидетелем по делу о разбойном нападении на квартиру матери.
Как оказалось, незадолго до задержания Геннадий Серебренников звонил женщине и требовал, чтобы ее сын изменил свои показания — мол, в налете участвовали не четверо, а трое человек. Тем самым майор безуспешно пытался спасти своего сына Григория, который был одним из налетчиков.
Чтобы властный майор не мог давить на сына, их поместили в разные СИЗО. Следователи сосредоточились на допросах Серебренникова-младшего — и в итоге нашли к нему подход через вопросы о его невесте Маргарите Никифоровой.
В какой-то момент Григорий Серебренников не выдержал и стал рыдать на допросах. Он рассказал следователям и о том, какая участь постигла его невесту, и о других преступлениях — в том числе тех, к которым был причастен его отец. А потом Григорий стал показывать места, где майор прятал тела.
Показания против Серебренникова-старшего дал и его младший сын Виктор, которому бывший милиционер в красках описывал все совершенные преступления. Геннадий хотел, чтобы Виктор знал, на что отец готов ради своих детей.
Старшего сына майора помимо расправы над собутыльником, Татьяной Любич и Маргаритой Никифоровой обвинили в насильственных действиях сексуального характера за видеозапись унижений наркоторговцев. За все свои преступления Григорий Серебренников получил 15 лет колонии. А его отца приговорили к пожизненному сроку за пять расправ.
Сегодня Геннадий Серебренников отбывает пожизненный срок в исправительной колонии «Белый лебедь» в городе Соликамскк (Пермский край). Свою вину он так и не признал: осужденный продолжает утверждать, что сыновья его просто оговорили.
Его старший сын отбыл свой срок, но, едва оказавшись на свободе, взялся за старое. В 2023 году за кражу, разбой, поножовщину и поджог жилого дома Григорий Серебренников вновь отправился за решетку, где находится и сегодня.