25 января одному из самых титулованных тренеров в истории СССР Станиславу Жуку исполнилось бы 90 лет. Подопечные специалиста, среди которых суперзведы советского фигурного катания, завоевали 136 медалей на крупнейших международных турнирах, но карьера, а затем и жизнь Жука закончились трагически и слишком рано. «Лента.ру» — подробнее о яркой и сложной жизни великого тренера.
«Мне кажется, что его опыт подготовки не был изучен, Стас не довел его до молодых тренеров, он не написал книг, не оформил никакими пособиями, и сейчас почитать негде его тренировочные работы — как он вел, как он настраивал спортсменов, как он организовывал тренировочный процесс», — рассказывала другой великий тренер по фигурному катанию Тамара Москвина. С теоретическим наследием у Жука действительно беда, однако десятки его успешных воспитанников говорят о нем лучше любых книг.
Жук родился в Ульяновске в 1935 году, там же вместе с семьей провел всю Великую Отечественную войну. Сразу после ее окончания семья перебралась в Ленинград, заняв две комнаты в коммунальной квартире на Петроградской стороне. В раннем детстве мальчик был достаточно упитанным и не особенно помышлял о спортивной карьере. Однако после окончания семилетней школы Жук все же поступил в физкультурный техникум.
Любимыми видами спорта у юного Жука были бег на коньках и хоккей, а в фигурном катании он оказался случайно. Во время очередного занятия на катке к Станиславу обратилась Нина Бакушева, которая занималась парным фигурным катанием. Она попросила подменить заболевшего накануне соревнований партнера.
Сейчас в этом виде программы фигуристы совершают сумасшедшие поддержки, делают эффектные выбросы и синхронно исполняют прыжки в несколько оборотов, но в начале 1950-х все было сильно проще. Поэтому прилично владевший коньками Жук согласился, сенсационно попал с новоиспеченной партнершей в призы на соревнованиях и случайно нашел не только дело жизни, но и семейное счастье. На Бакушевой он вскоре женился.
Бакушева и Жук продолжили кататься вместе, их наставником стал старший тренер Ленинградского областного совета «Динамо» Петр Орлов, который до войны был призером чемпионатов СССР в парном катании, а в конце 1940-х — начале 1950-х трижды выиграл первенство страны в одиночке. Закончив карьеру фигуриста, Орлов не просто стал тренером, а решил совершить революцию в парном катании, добавив в него множество новых сложных элементов.
Жук и Бакушева послушно выполняли требования экс-спортсмена и вскоре стали лучшей парой страны, завоевав несколько золотых медалей на первенстве СССР. Исповедовавшие атлетичный стиль катания со множеством сложных, порой акробатических элементов фигуристы раз за разом обходили своих главных соперников — Людмилу Белоусову и Олега Протопопова, делавших упор на артистизм и хореографию. Позже дуэт выиграет два олимпийских золота, но это случится только после того, как из спорта уйдут Жук и его супруга.
Несмотря на доминирование на внутренней арене, на международных турнирах Жук и Бакушева не добрались до высшей ступени пьедестала. Они трижды становились вторыми на чемпионате Европы, а на первенстве мира в призы не попадали. Судьи прохладно принимали новаторские программы советских фигуристов, а за поддержку на вытянутых руках, которая сейчас является базовым элементом, и вовсе не начисляли баллов, считая ее опасной для здоровья. После Олимпиады-1960, на которой Жук вместе с супругой заняли шестое место, Станислав решил начать тренерскую карьеру в ЦСКА. На тот момент ему было всего 26 лет.
Жук вспоминал, что сразу после ухода из спорта некоторое время консультировал своих заклятых соперников Белоусову и Протопопова, с которыми за пределами льда всегда поддерживал дружеские отношения. Те прислушались к советам начинающего специалиста и смогли выйти на качественно новый уровень. Правда, до полноценного сотрудничества дело не дошло.
Первых серьезных успехов Жук достиг, тренируя свою младшую сестру Татьяну Жук. Фигуристка изначально занималась у Игоря Москвина и в паре с Александром Гавриловым попадала в призы на чемпионатах мира и Европы. Однако в 1964-м она ушла и от тренера, и от партнера, а брат поставил ее в пару с Александром Гореликом. Тот серьезно превосходил партнершу в антропометрических данных, что позволяло фигуристу легче выполнять вместе с фигуристкой сложные элементы. Эту находку Жука со временем взял на вооружение весь мир, долгие годы высокий атлетичный фигурист в сочетании с маленькой худенькой партнершей — обычное дело в парном катании.
Жук вместе с Гореликом под руководством брата добралась не только до призов чемпионатов мира и Европы, но и до серебра Олимпиады-1968, однако вскоре после этого завершила карьеру. Фигуристка вышла замуж за известного футболиста сборной СССР Альберта Шестернева и решила сосредоточиться на семейной жизни.
Жуку было некогда переживать из-за ухода сестры, параллельно под его руководством расцветала пара Алексея Уланова и Ирины Родниной. Последняя без особых успехов выступала в одиночном катании, все известные специалисты давно поставили на ней крест, но Жуку миниатюрная невзрачная фигуристка чем-то приглянулась.
Жук максимально усложнял программы Родниной и Уланова, в арсенале советских спортсменов появились параллельные прыжки в несколько оборотов, чего раньше никто не делал. Главными соперниками молодой пары были их соотечественники и старые знакомые Жука Белоусова с Протопоповым, однако на чемпионате мира-1969 ученики специалиста сенсационно завоевали золото. На двух следующих турнирах Роднина и Уланов повторили успех, а на ОИ-1972 стали первыми, обойдя соотечественников Людмилу Смирнову и Сергея Сурайкина.
Вскоре после игр Уланов женился на Смирновой и встал с ней в пару, а Роднина задумалась о завершении карьеры. Однако Жук сдаваться не собирался и подобрал ей нового партнера — никому не известного 20-летнего Александра Зайцева. С ним Роднина завоевала еще два олимпийских золота и шесть титулов чемпионки мира, однако большей части этих побед пара добилась под руководством другого тренера — Татьяны Тарасовой.
Жук преуспел не только в парном катании, где под его руководством на международной арене также блистали Марина Черкасова и Сергей Шахрай, Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков. Специалист реализовал себя и как талантливый тренер одиночников. Под его руководством до призов чемпионатов мира и Европы добрались Елена Водорезова и Анна Кондрашова, а Александр Фадеев стал чемпионом мира. Его соотечественника Сергея Четверухина Жук привел к олимпийскому серебру.
Несмотря на обилие побед и мировое признание, жизнь Жука не была спокойной и безоблачной. Специалист жил профессией 24/7 и требовал от подопечных такой же отдачи, изматывая их многочасовыми тренировками и сурово наказывая за малейшую провинность. На этой почве часто случались конфликты. «Он был во всем непредсказуем», — говорила о тренере Роднина. Жука также недолюбливали его коллеги-тренеры. Кто-то просто завидовал специалисту, а кто-то не мог смириться с тем, что прямой от природы Жук без задней мысли напрямую мог помочь дельным советом их подопечным.
Уход Зайцева и Родниной от Жука получился непростым, и версии разрыва у сторон сильно разнятся. Фигуристка сначала рассказывала, что устала от авторитарных методов специалиста, а затем и вовсе обвиняла тренера в склонении к сожительству. Жук же говорил, что сам отказался работать с парой, которая совсем вышла из-под его контроля. Кто в этой ситуации говорил правду, проверить невозможно, но факт в том, что и после Родниной от Жука часто уходили громко и совершенно не по-дружески.
Фигурантом громкого скандала Жук стал в 1986 году, когда его бывшая ученица Кондрашова вместе с хореографом ЦСКА Мариной Зуевой написали на тренера донос в ЦК КПСС, обвинив специалиста в аморальном поведении. В письме говорилось о систематическом пьянстве тренера, а также его повышенном интересе к юным воспитанницам, включая 15-летнюю Елену Водорезову. Последняя отказалась ставить подпись под письмом и написала ответное обращение, в котором опровергала все обвинения в адрес Жука.
Письмо Водорезовой не спасло ее тренера от увольнения из ЦСКА — во второй половине 1980-х именитый тренер остался безработным. Доказательств его домогательств к ученицам кроме голословных обвинений так и не было, а вот о пристрастии знаменитого тренера к алкоголю говорили многие, включая Водорезову.
По многочисленным свидетельским показаниям Жук мог появиться на тренировке подшофе, однако в жесткие загулы никогда не уходил. Однако недоброжелатели тренера всячески обращали внимание на эту слабость тренера, гиперболизировали ее и старались обратить в свою пользу.
Великий тренер к концу 1980-х оказался безработным, никому не нужным на родине тренером. Логичным решением было податься на Запад, и Жук выбрал Японию. Возможно, потому что в менталитете местных спортсменов заложена готовность беспрекословно выполнять требования тренера. Однако химии у советского тренера со Страной восходящего солнца не случилось. Сам Жук объяснял это двумя причинами.
Во-первых, тренеру было тяжело доносить свои мысли до подопечных через переводчиков, ему было важно общаться с воспитанниками напрямую. Во-вторых, Жуку претила мысль о том, что он воспитает конкурентов отечественным спортсменам. На протяжении всей карьеры тренер думал о том, чтобы приносить медали родной стране. В итоге Жук задержался в Японии лишь на несколько месяцев, но, по собственным признаниям, заработал за это время больше, чем за всю тренерскую карьеру в СССР.
Деньги никогда не стояли для Жука на первом месте. Он не выбивал для себя материальные блага, не думал о зарплате, а в заграничных поездках не закупался дефицитным товаром, чтобы с наценкой перепродать его на родине. Его единственной страстью было фигурное катание, на черный день великий тренер скопил лишь 100 долларов.
Жука не стало 1 ноября 1998 года. Тренер торопился на мероприятие на ВДНХ, и на станции метро «Аэропорт» ему стало плохо. Первую помощь специалисту пытались оказать случайные прохожие, а скорая помощь ехала долгих 40 минут. В итоге врачи лишь констатировали смерть Жука, которому было всего 63 года. Причиной назвали острую сердечную недостаточность.
Последние годы специалист был не нужен родному ЦСКА, но в середине 2010-х справедливость восторжествовала. С 2015 года имя Станислава Жука носит спортивная школа олимпийского резерва по фигурному катанию на коньках ЦСКА.