Россия
10:00, 28 января 2025

«Продукт постоянно должен совершенствоваться» Генеральный директор «Рувики» Владимир Медейко — о развитии проекта

В 2024 году в «Рувики» на русском языке создано более 81 тысячи новых статей
Фото: «Рувики»

Квизы, ИИ-пересказ текстов и новая навигация — российская интернет-энциклопедия «Рувики» планирует технологически обойти конкурентов.
О том, сделает ли это ее популярнее Википедии среди пользователей, в интервью «Ленте.ру» рассказал генеральный директор «Рувики» Владимир Медейко.

В последний раз мы с вами встречались в июне 2023 года, когда вы только презентовали проект «Рувики». Как вы оцениваете то, что получилось сделать за это время?

Владимир Медейко: Оцениваю очень позитивно. Когда мы презентовали проект, я выделил несколько вещей, на которые делал ставку. Первое — развитие экспертности и работа над качеством материалов. Второе — технологическое развитие, в том числе на основе искусственного интеллекта. Третье — важность развития сообщества. По всем трем пунктам у нас есть реализованные этапы и успешное движение.

За последние полтора года мы стали партнерами с Российской академией наук, Министерством культуры, Минприроды, Президентской библиотекой, Государственным историческим музеем, Московским планетарием, Социальным комплексом правительства Москвы, Департаментом транспорта Москвы и многими другими. Объем только отрецензированных РАН статей в прошлом году достиг 10 тысяч. С Минкультом мы начали сотрудничество по госкаталогу музейных объектов. Если читатель видит плашку «рецензировано» — можно смело быть уверенным в качестве материала. Мы посчитали: за календарный 2024 год в «Рувики» на одном только русском языке было создано более 81 тысячи новых статей! А всего на платформе их более 2 миллионов 65 тысяч.

Технологически мы внедрили искусственный интеллект (умный поиск на базе Yandex GPT), аудиоформат, суммаризацию, геймификацию для авторов, авторизацию через VK ID, возможность настраивать шрифты и темы, новый UI. Продукт действительно отличается от изначальной версии, когда был поднят форк Википедии, и мы не планируем останавливаться в модернизации. В конце концов, в современном мире мало что создается с нуля, вопрос — в какой точке ты окажешься, когда реализуешь все задуманное. Уже в прошлом году мы получили премию «Герои Рунета» за вклад в развитие нового поколения научно-образовательных ресурсов. А мы только начали.

В вопросе сообщества мы тоже движемся вперед. Ежемесячно над «Рувики» работают порядка 750 волонтеров. Мы сотрудничаем с Добро.ру, в прошлом году «Рувики» заняла третье место на платформе по количеству заявок от волонтеров. А еще мы запустили бонусную программу для авторов.

Какая сейчас у вас аудитория и посещаемость?

Ежемесячно «Рувики» пользуются около шести миллионов человек, и этот показатель постоянно растет: еще осенью мы говорили о пяти миллионах, а сейчас уже перевалили за шесть. По демографии — это почти в равных пропорциях мужчины и женщины, преобладающая группа — возраст 25-34, за ним следует группа 18-24 и замыкает топ-3 группа 35-44 года.

Это ваша желаемая целевая аудитория? Именно для нее вы делаете все технологические нововведения?

Да, это аудитория, с которой мы очень хотим работать, она интересна рекламодателям (в «Рувики» запущена монетизация). Но для себя мы не ограничиваемся этим рамками. В целом «Рувики» может быть интересна и людям совсем взрослым, для которых важна экспертность и ссылки на проверенные организации, и подросткам. Посмотрите на современных школьников — они выполняют домашнее задание с помощью GPT. Есть масса концепций по внедрению искусственного интеллекта в систему образования, в том числе в России. В случае с «Рувики» — это не просто сгенерированный текст, созданный из крупиц знаний, разбросанных по интернету. Это компетентный ответ на основе материалов энциклопедии, которая делает большую ставку на качество. Плюс мы уделяем огромное внимание безопасности материалов — у нас есть защита «18+», мы стараемся не допускать вызывающего визуального контента и следим, чтобы контент не противоречил законодательству РФ.

В «Рувики» есть умный поиск на базе Яндекс GPT и экспертные партнеры, но люди по-прежнему обращаются к старой доброй Википедии. Почему? И как вы планируете это изменить?

Прежде всего не стоит недооценивать силу привычки. Человеческая природа устроена так, что мы боимся перемен. Если мы привыкли к сберкассе, даже самый удобный онлайн-банкинг покажется нам ненужным. Но ситуацию может изменить вопрос качества и соответствия нашим потребностям: как только мы понимаем преимущества нового продукта, мы практически бесшовно переходим в новый сервис. Я думаю, что наша аудитория будет и дальше быстро расти именно благодаря тем возможностям, которые дает наша платформа, причем в первую очередь не за счет перетока читателей от Википедии, а за счет открытия новыми людьми нашего проекта. Мне кажется, сегодня все больше людей уходят от стереотипов и на практике приходят к пониманию, насколько качественными могут быть российские сервисы и продукты: от упомянутого выше онлайн-банкинга до такси, моды и продуктов питания. Сфера образования — не исключение.

Что вы планируете сделать в 2025 году, чтобы удержать пользователей и привлекать новых?

Продукт постоянно должен совершенствоваться. В этом году мы запланировали сразу несколько направлений развития. Начну с читательского опыта. Конечно, будем дорабатывать интерфейс, чтобы соответствовать интересам и поведению пользователей. Будет обновленная главная страница, новый внешний вид статьи, карточки статей на главной странице в мобильной версии станут интерактивными. Добавим удерживающие механики — квизы. Пользователь сможет проверять свои знания после прочтения статьи. Будем совершенствовать навигацию и вводить удобный рубрикатор. Перейдем на другой уровень персонификации: можно будет более точно настраивать свою ленту и интересы, получать качественные подборки статей. Уже в начале года появилась функция, благодаря которой можно попросить «Рувики» пересказать текст иначе: проще, короче или академичнее. Суперудобная опция для всех учащихся и не только.

А для авторов будут изменения?

Конечно. Здесь ключевая задача — упрощать доступ авторов к платформе и сопровождать их внутри. Будет реализована так называемая мастерская с предложением статей на доработку. В разработке находится новый визуальный редактор, который будет более интуитивен и понятен для широкой аудитории. Ну и, конечно, будем развивать нашу бонусную программу для авторов — возможность не только на волонтерских началах писать в «Рувики», но и получать за это ранги и призы.

Есть ли в планах еще какие-то новые решения?

В прошлом году мы представили новую разработку — чат-бот «Рувики». Сейчас он работает в тестовом режиме в Telegram и помогает подписчикам нашего канала искать ответы на дополнительные вопросы. В будущим планируем развивать его как продукт — что-то вроде «подсказки в кармане».

Востребована ли «Рувики» на языках народов России?

Меньше, чем русскоязычная версия, но аудитория у этих разделов есть. «Рувики» существует на 20 языках народов России, не считая русского. По наполненности топ-5 разделов — это чеченский, татарский, башкирский, чувашский и якутский. По посещаемости лидируют марийский, башкирский, татарский, якутский и чеченский.

Для нас это важное социальное направление — сохранение культурного наследия, обеспечение доступности образования, поддержание языкового разнообразия. Мы открыты для сотрудничества со всеми организациями, которые занимаются сохранением языков народов РФ. Пожалуйста, пишите нам на почту — придумаем вместе хорошие проекты.

Как продвигается проект по передаче вашей площадке материалов Большой российской энциклопедии? И почему было принято решение передать их именно вам?

Для нас это решение было неожиданностью. Хочется верить, что это связано с тем, что наш проект оценивают как эффективный и быстрорастущий. Пока это процесс. В данном случае мы — принимающая сторона, и прежде чем осуществить перенос, необходимо будет решить массу вопросов, от технических до юридических. Со своей стороны, повторюсь, в случае получения материалов БРЭ мы сделаем все необходимое для бережного сохранения этой уникальной информации.

БРЭ — это бренд. Есть ли у вас исследования, насколько аудитория запомнила ваш бренд за полтора года?

Есть. Сейчас, согласно нашим замерам по узнаваемости и здоровью бренда, спонтанное знание БРЭ и «Рувики» находится на одном уровне, при замере «знания с подсказкой» Википедия и БРЭ обходят «Рувики» (мы на третьем месте). При этом важно не забывать, что нашему проекту полтора года, а эти два бренда присутствуют на рынке много лет. Для нас также важны качественные характеристики: например, если год назад в восприятии людей бренд «Рувики» ассоциировался с характеристикой «цензурная», то в последнем замере наши топ-3 качества, по версии аудитории, — «современная», «удобная» и «технологичная».

О нашей «заметности» свидетельствует и факт наличия злопыхателей. Беззубый проект не вызывает такой реакции. Мы спокойно к этому относимся, внимательно отрабатываем обратную связь и берем в работу комментарии, если там есть действительно конструктивные вещи.

Планируете ли вы проекты в сфере образования?

У нас работает и активно обновляется портал для школьников, где собраны рецензированные РАН материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, ежемесячная посещаемость — более 22 тысяч человек. В новом году мы планируем активно сотрудничать с социальным комплексом правительства Москвы в части работы со школами. Надеемся стать полезным и интересным продуктом для молодой аудитории.

Спустя полтора года работы готовы ли вы назвать имена ваших инвесторов?

К сожалению, нет. Наши договоренности остаются прежними, и я снова могу лишь подчеркнуть, что это частные инвесторы, которые поддерживают наш проект и наши ценности: нейтральность, достоверность, открытость и удобство. И довольны тем, что мы выполняем свои обещания.

< Назад в рубрику