«Немцы боялись наших машин» Советские танки приводили врага в ужас. Как они приблизили победу СССР в Великой Отечественной войне?
Советские танки сыграли решающую роль в Великой Отечественной войне. Их применение повлияло на ход многих сражений — от обороны до контрнаступлений. Массированная атака танков, таких как Т-34, в сочетании с высокой мобильностью и огневой мощью стала одним из символов победы нашей страны над фашизмом. Не зря именно в те годы появился термин «танковый ас», который означал солдата или офицера, на счету которого немало выигранных дуэлей с бронемашинами противника. И если союзники старались избегать танковых поединков, то Советский Союз, наоборот, активно в них участвовал, став единственной страной антигитлеровской коалиции, где имелись свои танковые асы. «Лента.ру» рассказывает о советских танках Победы.
«Сердце сжалось, а в голове пронеслось: “Неужели все?”» — увиденное в тот жаркий августовский день 1944 года танковый ас Василий Брюхов вспоминал всю жизнь.
Шла Ясско-Кишиневская наступательная операция, которой суждено было стать одной из самых удачных советских атак Великой Отечественной войны и войти в число «десяти сталинских ударов».
Танк Брюхова аккуратно полз по необъятным кукурузным полям холмистой пересеченной местности. Враг мог быть где угодно — заросли кукурузы надежно прикрывали пехоту, артиллерию и даже немецкие танки.
«Воевать в таких условиях трудно и опасно. Кроме того, досаждали жара и неимоверная пылища. Ощупью, медленно, мы пробивались сквозь буйную зелень кукурузы, уничтожая отходящего противника. Ломая кукурузу, мой танк двигался вперед».
Выйдя из кукурузы на одну из полевых дорог, Василий Брюхов неожиданно увидел метрах в четырехстах немецкую «Пантеру». Враг тоже заметил русских и стал разворачивать башню в их сторону.
У Брюхова перехватило дыхание. Он прекрасно знал, что практически все немецкие танки были радиофицированы и оснащены отличной оптикой. В бою, где важно увидеть противника первым, — это было немаловажным преимуществом.
Как назло, наводчик замешкался. «Ища цель, растерялся, руки его не слушались», — объяснял потом Брюхов.
Грянул выстрел. На броне немецкого танка вспыхнул огненный фейерверк, и русские бойцы увидели охватившее «Пантеру» пламя. Секунды отделяли их от смерти.
Сердце Блинова все еще продолжало учащенно биться. «А в голове крутилась одна мысль: "Успел… Все же успел… И на сей раз пронесло…"»
После короткой паузы он дал команду вперед, механик-водитель воткнул вторую передачу, и Т-34, сильно рванув, помчался дальше, оставляя позади пылающую «Пантеру».
Уверенность в скорой победе крепла с каждым днем. До нее оставалось всего девять месяцев.
Легендарная тридцатьчетверка
На счету Брюхова — 28 подбитых немецких танков. За мужество и отвагу на фронте он в 1995 году получил Золотую Звезду Героя Российской Федерации. Брюхов воевал в составе 170-й танковой бригады 18-го танкового корпуса. В него входили разные танки, включая легкие Т-70, тяжелые КВ и САУ Су-85. Но основу составляли легендарные Т-34.
С 1942 по 1944 год Т-34 — основной танк РККА, и главные эпизоды, включая переломные битвы, он сопровождал неизменно.
Сейчас это кажется невероятным, но Т-34 создали на базе знаменитого Т-32, который прославился своими вовсе не положительными качествами. Тот танк считался настолько неудачным, что его даже прозвали «калошей». Но главный конструктор Михаил Кошкин был уверен в своей правоте. Он знал, что это лишь прототип нового, более мощного и удачного проекта. Так и случилось: через два года после начала работы над новой машиной появился танк, который сочетал в себе все лучшее — огневую мощь, надежную защиту и неслыханную маневренность.
Согласно легенде, Гитлер считал Кошкина личным врагом. Особой остроты мифу придает тот факт, что в мирной жизни Кошкин работал кондитером, и Гитлер якобы однажды посетовал, что если бы знал, что в СССР кондитеры делают такие танки, он бы не подумал нападать на эту страну.
«Ребята, поменьше сложностей, делайте так, чтобы машина была доступна любому механику», — говорил молодым коллегам Кошкин. Эта формула, как известно, стала альфой и омегой создания лучшего в мире оружия, включая автомат Калашникова, снайперскую винтовку Драгунова, установку БМ-13 «Катюша».
«В Т-34 броня была тоньше, чем у "Пантер" и "Тигров". Общая толщина — примерно 45 миллиметров. Но поскольку она располагалась под углом, то катет составлял примерно 90 миллиметров, что затрудняло ее пробитие», — вспоминает командир танка лейтенант Александр Сергеевич Бурцев (из книги Артема Драбкина «Я дрался на Т-34»).
Подход к броне был новаторским для своего времени.
«Расположение броневых листов у немцев было хуже, в основном вертикальное. Это, конечно, большой минус. У наших танков они располагались под углом», — вспоминал командир батальона капитан Василий Брюхов.
Уникальным Т-34 сделали также его легкость и маневренность. Боевая масса танка не превышала 30 тонн, что позволяло ему быстро двигаться как по шоссе, так и по пересеченной местности. Этому способствовали и широкие гусеницы.
Но самое главное — простота в производстве, за счет чего он стал самым массовым танком Великой Отечественной, а также простота в обслуживании: ремонтировать Т-34 можно было прямо у фронтовой полосы.
И, наконец, решающий аргумент: в 1941-м 76,2-миллиметровое орудие было самым мощным среди боевых машин того же класса.
Характеристики танка Т-34
Длина без пушки — 5,92 м; ширина — 3 м; высота — от 2,41 до 2,72 м. Боевая масса — от 25,6 до 32 тонн; максимальная скорость по шоссе — 54 км/ч. Бронирование — до 45 мм (у машин образца 1940 года), до 90 мм в лобовой части башни у танков конца войны.
Оснащался дизельным двигателем В-2 мощностью 500 л.с., различными 76-миллиметровыми пушками (Л-11 образца 1938-1939 годов, Ф-34 1940-го), двумя пулеметами ДТ калибра 7,62 миллиметра (один из пулеметов устанавливался в спаренной с пушкой установке, второй – в верхней лобовой бронеплите корпуса). Экипаж состоял из четырех человек — командира, механика-водителя, заряжающего и радиста-пулеметчика. В модификации Т-34-85 число членов экипажа выросло до пяти, появился отдельный наводчик орудия.
К началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 единиц Т-34. После вторжения немецких войск производство танка развернули сразу на нескольких предприятиях: на заводе «Красное Сормово», на Челябинском тракторном заводе, на «Уралмаше», на заводе №174 в Омске (ныне Омский завод транспортного машиностроения) и на Уральском танковом заводе №183. 18 декабря 1941 года с его конвейера сошел первый танк Т-34-76, затем на фронт ушел первый эшелон из 25 машин.
В ходе Великой Отечественной войны Т-34 проявил себя как один из лучших танков своего времени.
Сталинградская битва стала для Т-34 отправной точкой на пути к танковому олимпу. В середине ноября 1942-го уральские тридцатьчетверки влились в 7-й танковый корпус и приняли боевое крещение. Они освобождали от немцев город Котельниково, где находился штаб соединений фельдмаршала Эриха фон Манштейна. Благодаря их натиску 300-тысячная группировка гитлеровцев навсегда попрощалась с мыслью вырваться из Сталинградского котла.
Летом 1943-го танки Т-34 сыграли решающую роль и в Курской битве, став основой прорывных операций.
Также стоит отметить, что с 1943 года, в связи с появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2-миллиметровых танковых пушек Т-34 стала недостаточной. Конструкторы, проработав несколько вариантов, создали улучшенную модель тридцатьчетверки — танк Т-34-85. Танк получил новую башню с усиленным бронированием, а самое главное — был вооружен новой пушкой С-53 калибра 85 миллиметров. Экипаж увеличился с четырех до пяти человек, были улучшены условия функционального взаимодействия членов экипажа. К концу войны Т-34-85 стал самым многочисленным танком в РККА.
Улучшенные тридцатьчетверки, грамотно действуя из засады, успешно поразили в бортовую броню первые «Королевские тигры» в бою под Оглендувом, состоявшемся 12 августа 1944 года. Исход боя имел большое значение для захвата Сандомирского плацдарма, который, в свою очередь, сыграл решающую роль в последующей Висло-Одерской операции и окончании войны.
Самым успешным танкистом Т-34-85 стал Владимир Бочковский, на счету которого — тридцать шесть уничтоженных немецких танков.
Один на три тысячи
Т-34 — самый массовый средний танк, но для победы требовались и тяжелые машины. В частности, они были необходимы для прорыва вражеской обороны. Такие танки характеризуются меньшей маневренностью при более высокой защищенности и более мощном оружии.
В СССР о необходимости создания тяжелых танков задумались еще до начала войны. Созданный в начале 1930-х 58-тонный пятибашенный танк Т-35 по ряду причин не подходил.
19 декабря 1939 года совместным решением Политбюро ЦК ВКП (б) и Советом народных комиссаров СССР танк У-0 был принят на вооружение Красной армии под названием «Клим Ворошилов» — в честь тогдашнего наркома обороны страны. Это дало начало легендарной линейке тяжелых танков КВ.
КВ-1 и КВ-2 успели поучаствовать в русско-финской войне, где показали себя как с лучшей, так и худшей стороны. Было понятно, что они годятся для использования, но требуется что-то еще более совершенное.
Однако на начальных этапах Великой Отечественной первые кавэшки пригодились и произвели на противника ошеломляющее впечатление. КВ-1 и КВ-2 не пробивались на дальних дистанциях танковыми орудиями врага, и ему приходилось использовать для пробития 88-миллиметровые зенитки и 105-миллиметровые гаубицы, что создавало некоторые сложности.
Через два дня после вероломного нападения Гитлера на нашу страну танк КВ-1, входивший в состав 4-го танкового полка 2-й танковой дивизии РККА, примерно сутки сдерживал танковую группу полковника Эрхарда Рауса численностью в 3,5 тысячи человек, отрезав ее от основных сил германского соединения. Однако сделано это было ценой жизни русских танкистов. Этот и другие эпизоды начального этапа войны показывали, что необходимо не только повысить боевые качества танка, но и по возможности защитить солдат.
И если для оборонительных целей КВ-1 и КВ-2 годились, для прорывных операций им не хватало известных качеств.
«Недостаточная надежность коробки перемены передач вследствие недостаточной прочности шестерен первой и замедленной передач и картера; недостаточно интенсивная работа системы охлаждения двигателя, вследствие чего приходится часто производить переключение скоростей с высших на низшие, что приводит к сокращению средних скоростей движения и ограничивает возможность наиболее полного использования мощности двигателя», — отмечал почти через год после начала войны Иосиф Сталин. Вождь также пенял на дефекты сборки отдельных узлов танков, в частности дизеля.
Вопрос встал особенно остро после появления у немцев тяжелых «Тигров» (Pz.Kpfw. Tiger) и «Пантер» (Pz.Kpfw. V Panther). На их фоне было очевидно, что КВ-1 и КВ-2 морально устарели. Нужен был такой танк, который пробивал бы 100-миллиметровую броню «Тигра» с расстояния в один километр, а сам мог устоять под ударом его 75-миллиметрового орудия. Важно отметить, что на базе КВ появилось самоходное орудие СУ-152, вооруженное 152-миллиметровой гаубицей-пушкой.
Так появился КВ-85. Уже 8 августа 1943 года было принято решение о серийном производстве модернизированного варианта «Клима Ворошилова». Разработчик — Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ) под руководством Василия Грабина и КБ артиллерийского завода № 9 под руководством Федора Петрова.
В том же году КВ-85 вышел на передовую.
ЦАКБ разработал на базе 76-миллиметровой танковой пушки ЗиС-5 85-миллиметровую пушку С-31. Это реализовали, наложив на люльку серийную пушку 85-миллиметровой ствольной группы. КБ завода № 9 использовало проект своей 85-миллиметровой самоходной пушки Д-5С. Подъемный механизм и затвор Д-5С взяли от серийной танковой 76-миллиметровой пушки Ф-34.
Ходовую часть взяли от танка КВ-1С, башню — от перспективного тяжелого ИС, о котором позже. Модернизированный «Клим Ворошилов» воевал с переменным успехом. Мощное орудие было большой проблемой для немецких танкистов, но машине не хватало брони.
Характеристики КВ-85
Длина без пушки — 6,9 м; ширина — 3,25 м; высота — 2,83 м. Боевая масса — 46 тонн. Силовая установка — дизельный 12-цилиндровый двигатель В-2К мощностью 600 л.с. Максимальная скорость — 42 км/ч (по шоссе), 10-15 км/ч по пересеченной местности. Запас хода — 330 км (по шоссе), 180 км (по пересеченной местности). Вооружение — 85-миллиметровая пушка Д-5Т и три 7,62-миллиметровых пулемета ДТ-29. Экипаж танка составлял четыре человека.
ЦАКБ разработал на базе 76-миллиметровой танковой пушки ЗиС-5 85-миллиметровую пушку С-31. Это реализовали, наложив на люльку серийную пушку 85-миллиметровой ствольной группы. КБ завода № 9 использовало проект своей 85-миллиметровой самоходной пушки Д-5С. Подъемный механизм и затвор Д-5С взяли от серийной танковой 76-миллиметровой пушки Ф-34.
Основное назначение КВ-85 — прорыв заранее укрепленных оборонительных полос противника, основной опасностью которых были противотанковые самоходные и буксируемые пушки, инженерные и минно-взрывные заграждения. Но КВ-85 не предназначался для танковых дуэлей, и это было большим недостатком, особенно в фазе активизации наступательных операций.
Есть несколько упоминаний в письменных источниках о противостоянии КВ-85 и немецких PzKpfw IV. Памятен эпизод, случившийся осенью 1943 года у поселка Екатериновка, когда было потеряно в бою сразу восемь КВ-85, уничтожено пять PzKpfw IV плюс буксируемая артиллерия и пехота противника.
Еще один эпизод случился 28 января 1944 года. Группа из 35 немецких танков во взаимодействии с пехотой двинулась в сторону совхоза имени Тельмана. Совхоз обороняло 60 человек с двумя КВ-85 и двумя СУ-122. По советским данным, после трех атак на совхоз немцы недосчитались пяти Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, двух Pz.Kpfw.IV, трех Pz.Kpfw.III, семи бронетранспортеров и шести противотанковых орудий. Весной 1944 года танки КВ-85 участвовали в освобождении Крыма.
Впрочем, к осени 1944-го этих машин в строю практически не осталось. Причиной стали и небольшие объемы выпуска, и потери в боях. Но другие модификации КВ воевали до самого конца, на фронтах Великой Отечественной в общей сложности сражалось более четырех тысяч «Климов Ворошиловых».
«Ни один немецкий танк не выдерживал»
КВ-85 серийно выпускался лишь до осени 1943-го, всего было выпущено 148 машин. Массовым по ряду причин он так и не стал.
Эстафету боевой славы перехватили тяжелые танки семейства «Иосиф Сталин». Первый танк данной серии имел индекс «1», в годы войны он обозначался как ИС-1 или ИС-85, где цифра «85» соответствовала калибру орудия. Наиболее известной и массовой модификацией машины стал танк ИС-2, который принял участие во многих боях конечного этапа войны, в 1944-1945 годах.
Именно ИС-2, наряду с Т-34, стал символом Победы. История же его появления такова. Изначально было понятно, что КВ-85 — временная мера. Особенно очевидно это стало после Курской битвы. Победа далась нелегко, ценой больших потерь.
К этому времени конструктор Жозеф Котин разработал новый тяжелый танк. Его назвали «Иосиф Сталин». В отличие от КВ-85, он годился не только для прорыва обороны противника, но и для танковых дуэлей. Он мог на равных биться с «Тиграми» и «Пантерами» и был призван показать свою эффективность на дальних дистанциях. Это была принципиально новая боевая машина.
Главным козырем танков ИС-1 стала мощная 85-миллиметровая пушка, пробивавшая на средних расстояниях любую вражескую броню. Это эквивалентно мощи дальнобойных артиллерийских орудий. Вскоре появился ИС-2 — тяжелобронированный советский танк периода Второй мировой, один из сильнейших в мире.
При всем этом он был достаточно скоростным и маневренным. Говорят, что Гитлер запрещал своим бойцам вступать в бой с ИС-1 и ИС-2 на дистанции меньше километра.
Характеристики ИС-2
Длина без пушки — 6,77 м; ширина — свыше 3 м; высота — 2,63 м. Боевая масса — от 25,6 до 32 тонн; максимальная скорость по шоссе — 54 км/ч. Бронирование — до 120 мм в лобовой части башни. Верхняя ступенчатая лобовая деталь была заменена на спрямленную. Боевая масса — 46 тонн.
Оснащался дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л.с., максимальная скорость по шоссе — 37 км/ч, по пересеченной местности — 15 км/ч. Модернизированная ходовая часть.
Вооружение: 122-миллиметровая пушка Д-25Т, самое мощное танковое орудие Второй мировой. Из минусов — низкая скорострельность (три выстрела в минуту) и небольшой боезапас (28 выстрелов). Компенсировалось это хорошей кучностью. Помимо пушки, танк имел три 7,62-миллиметровых пулемета ДТ. С начала 1945-го на башню танка стали ставить крупнокалиберный зенитный 12,7-миллиметровый пулемет ДШК. Экипаж танка состоял из четырех человек.
Во время Львовско-Сандомирской операции летом 1944 года случился эпизод, когда два ИС-2 57-го отдельного танкового полка, укрывшись в засаде, остановили значительно превосходящие силы противника. За два дня они уничтожили 17 немецких танков и САУ, устранив угрозу ликвидации плацдарма на Висле.
***
Впрочем, в Великой Отечественной участвовали не только Т-34, ИС и КВ. Можно вспомнить Т-60, серийно выпускавшийся с сентября 1941-го по февраль 1943-го: всего было выпущено около шести тысяч этих машин, внешне они выглядели как уменьшенная копия Т-34 и считались лучшими в классе легких танков.
Не стоит забывать и про танк Т-26, разработанный еще в начале 1930-х. К началу войны это был самый массовый легкий танк РККА. Использовался для поддержки пехоты. Несмотря на то что к началу 1940-х он устарел, в самый тяжелый начальный период войны Т-26 принял на себя основной удар. Сдержал противника на принципиальных направлениях.
Несмотря на пакт Молотова — Риббентропа 1939 года, отсрочивший войну, и неимоверные усилия по реформированию и перевооружению советской армии, танковая промышленность к лету 1941-го находилась не в лучшем состоянии. Немцы сожгли огромное количество морально устаревших легких и средних танков образца 1930-х, и только героизм и мастерство советских военных позволили взять ситуацию под контроль.
Тяжелый период 1941-1942 годов подстегнул танковую промышленность, и вскоре советский тяжпром начал выпускать машины, которые не только шли на равных с немецкими, но зачастую и превосходили их. И хотя в тяжелейшем 1941-м на некоторых участках фронта приходилось идти на беспрецедентные меры и делать, к примеру, танки из тракторов, как в случае с легким танком НИ-1 («На испуг», «Одесский танк»), страна смогла совершить прорыв в танкостроении, заложив фундамент самых мощных танковых войск в мире.
К 1945 году производительность в отечественном танкостроении по сравнению с предвоенным увеличилась вдвое. Конструкторы танков Кошкин, Морозов, Духов, Котин и другие в невероятно напряженных условиях научились делать танки, превосходящие образцы немецкой армии по ряду показателей. Танки Т-34, ИС-2, КВ-85 и другие машины сыграли определяющую роль в переломе войны, способствовали переходу РККА в грандиозное наступление. Советская армия не только прогнала оккупантов с родной земли, но и освободила от них большую часть Европы, закончив войну успешным штурмом Берлина и водружением советского знамени над Рейхстагом.