Россия
13:11, 6 февраля 2025

«До краев заполненная солнцем» Выставка «Патриархальная Россия» Бориса Кустодиева во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике

К 1000-летию Суздаля открылась выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия»
Алексeй Шутов (Корреспондент)
Фото: Павел Сухов / Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Суздаль отмечает свое тысячелетие, и одним из главных подарков городу и его гостям стала выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия», собравшая шедевры художника из 10 ведущих российских музеев в древних стенах Суздальского Кремля. Выставка проходит при поддержке ВТБ. «Лента.ру» рассказывает, почему ее нельзя пропустить.

Излучающий радость

Бориса Кустодиева называют солнечным художником России. Герои его ярких, словно ярмарочных полотен — купцы, ремесленники, крестьяне — живут в атмосфере вечного праздника. Эту стихию искрящегося веселья он впитал с детства в Астрахани, а позже находил вдохновение в узорах традиционных русских промыслов: лаковой миниатюре, набивных платках, городецких прялках.

Уже в 25 лет Кустодиев, любимый ученик Репина, завоевал репутацию талантливого портретиста, помогая мэтру в работе над грандиозным полотном «Торжественное заседание Государственного совета». На его творчество повлияли не только титаны европейской живописи, но и современники — дерзкие французские художники-новаторы, среди которых — Матисс, Ван Гог, Модильяни, Сезанн.

Кустодиев подарил миру счастливую Россию, хотя сам пережил немало трудностей: бедность, голод, сковавший тело недуг. Но он никогда не сдавался, до последнего вздоха воспевая любовь к жизни и родной земле. Даже в самые тяжелые послереволюционные годы, будучи известным в Европе художником, прижизненный автопортрет которого удостоился чести быть размещенным в знаменитой итальянской галерее Уффици, он наотрез отвергал предложения эмигрировать.

И сегодня его картины, как живые окна в прошлое, дарят зрителям чувство безграничной радости и веры в лучшее, которого порой так не хватает в современном мире. Возможно, именно в окружении древних стен Суздаля, где проходит выставка, вы сможете по-настоящему прочувствовать ту самую счастливую Россию Кустодиева глазами влюбленного в нее художника.

Шедевры в воздухе

Выставка в древних кремлевских стенах приурочена к тысячелетнему юбилею Суздаля, который тоже является частью концепции — здесь сохранилось очень многое из атмосферы той самой дореволюционной русской жизни провинциального городка, воспеваемой художником, которого Илья Репин называл «богатырем живописи».

Культурные события такого масштаба за пределами столичных городов — огромная редкость

Переосмыслить работы Кустодиева и посмотреть на счастливую Россию помог ВТБ. Банк выступил генеральным партнером выставки.

«Великое искусство должно быть общедоступным. В рамках программы «Культурная страна» банк активно сотрудничает с ключевыми культурными учреждениями, поддерживает их проекты и реализует собственные инициативы. Нам важно, чтобы выставки шедевров главных российских художников проходили не только в крупных музеях столицы, но и в региональных центрах», — сообщила «Ленте.ру» старший вице-президент ВТБ Наталья Кочнева. По ее словам, банк поддерживает федеральные и региональные выставки, которые знакомят зрителей с культовыми именами в изобразительном искусстве.

Среди шедевров Бориса Кустодиева, представленных в экспозиции выставки в Суздале, — тот самый легендарный двухметровый портрет Федора Шаляпина на фоне гуляний, который великий русский певец заказал уже тяжело больному художнику. Портреты Шаляпина писали многие художники, в том числе Серов, Коровин и Репин, но кустодиевский был у певца самым любимым — за широту, размах и «русский дух». С ним Шаляпин не расставался до самой смерти. Картину, которая считается вершиной творчества Кустодиева, предоставил Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, которому она был подарена в 1968 году дочерями певца.

А в вышедшей из банной пены «Русской Венере», написанной художником незадолго до смерти, ему удалось создать свой идеал русской красоты, который сильно отличается от эталонов старых мастеров. Для него совершенство — улыбающаяся пышнотелая девушка, в которой органично сочетаются уверенность в собственной красоте и целомудренность. Кажется, что в ней соединились все кустодиевские красавицы, в самых разных образах представленные в экспозиции выставки. Эта последняя значительная работа, написанная страдающим от сильных болей художником, которого при жизни называли «русским Рубенсом», стала своеобразным итогом его творчества.

В кустодиевском творчестве чаепитие — одна из любимых тем, где отражаются неспешный русский уклад и наивные представления о благополучии. Представленная на выставке «Купчиха, пьющая чай» 1923 года из Нижегородского художественного музея, стала одной из последних на эту тему. Она созвучна послереволюционной эпохе нэпа с его любовью к наивному искусству и близка вдохновлявшим Кустодиева традициям ранних русских портретов и провинциальных икон. На этом полотне, воспевающем ушедшую умиротворенную Россию, замершая без движения дородная купчиха становится не только символом эпохи, но и веры в неизменность мира, в то, что прошлое возродится. Картина, как и «Русская Венера», была подарена музею писателем Максимом Горьким.

На выставке есть работы не только хрестоматийные, но и редкие, среди которых театральные эскизы декораций и костюмов, акварели портретов трактирщиков, торговцев и ямщиков

Это, наверное, самая масштабная экспозиция творчества художника за всю историю, охватившая весь период его жизни. Здесь, в Суздале, впервые «встретились» многие работы Кустодиева из 10 ведущих российских музеев — 36 живописных и 8 графических работ кураторы объединили в единую архитектурную и смысловую концепцию.

Радует глаз и развеска картин — они будто парят в воздухе, левитируют. По словам главного архитектора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергея Мешалкина, благодаря этому зрителей встречают живые полотна, можно заглянуть в картину, как в окно, и встретиться с ней лично.

Солнце и радость

Прогулка по суздальской выставке Кустодиева — это путешествие в патриархальную глубинку, по словам Максима Горького, «до краев заполненную солнцем и радостью». Это живое знакомство со ставшими нарицательными «кустодиевскими женщинами», любование «кустодиевскими ярмарками» и наслаждение «кустодиевской зимой».

Зимними радостными пейзажами начала прошлого века открывается экспозиция. В «Морозном дне» 1913 года ярко светит солнце и по заснеженной улице провинциального городка мчатся сани, кучер подгоняет резвую лошадь, дворник убирает снег, вдалеке — золотой купол церкви. Все дышит морозным умиротворением. А «Иней», написанный в 1917-м из окна квартиры, стал праздничным взглядом на суровую реальность, солнечным и снежным, близким его «Масленицам».

В «Масленице», написанной художником в голодном 1919 году в ярком праздничном цвете, — атмосфера традиционных народных гуляний с балаганом, катанием на санях и ледяными горками. И во всем этом безудержном празднике участвуют яркие типажи ушедшей эпохи — купцы, крестьяне, уличные циркачи, продавцы, военные, гармонисты. В этой работе, написанной в созданном Кустодиевым собственном стиле, в ракурсе сверху, в любви к мелким деталям угадывается увлечение старыми голландцами, особенно Питером Брейгелем-старшим. И он так же, как и они, умеет радоваться жизни простого народа.

Возможно, именно эти зимние пейзажи станут для зрителей самым ярким впечатлением от посещения выставки, ведь в них — душа России, ее красота и неповторимый характер

Кстати, иностранцы, посещавшие выставки Кустодиева в начале прошлого века, признавались, что после увиденного хочется русской снежной зимы, где ты, укутанный в соболью шубу, едешь в тройке с пышной красавицей в обнимку, чтобы выпить водки под блины с икрой.

Жизнелюбие и уверенность присутствуют и в представленной здесь «Монахине» 1908 года. А холодноватый взгляд и сжатые губы игуменьи говорят о твердости характера. Это одна из последних реалистичных картин Кустодиева, которую по силе психологической характеристики и тонкости колористического решения относят к шедеврам национальной живописи. «Монахиня» добавляет к путешествию по экспозиции глубины и психологизма, напоминая о том, что Кустодиев был не только певцом радости, но и мастером портрета.

Выставка в Суздале — это не просто знакомство с творчеством Кустодиева, а настоящее путешествие в мир, полный радости, света и неподдельной любви к России. И в этом, пожалуй, и есть главный секрет притягательности картин Кустодиева — они дарят ощущение праздника, которого порой так не хватает в реальной жизни. А здесь, в окружении древних стен Суздальского Кремля, особенно остро ощущаешь связь времен и погружаешься в атмосферу той самой счастливой России, которую так любил и воспевал художник. Выставка продлится до 25 февраля.

< Назад в рубрику