Велесов день: история, традиции и обычаи. Когда и как отмечается праздник?
Анна Луговая
Фото: Sergey Bezgodov / Shutterstock / Fotodom
С крещения Руси прошло уже более тысячи лет, а в российской культуре до сих пор сохранились праздники, история которых уходит корнями в дохристианские, языческие времена. Среди них — Масленица, Иван Купала и менее известный сейчас, но некогда повсеместно отмечаемый Велесов день. Что это за праздник, как он был вписан в православный календарь, какие у него традиции и обычаи, рассказывает «Лента.ру».
По словам писателя, краеведа, основателя «Союза славянских общин славянской родной веры» Вадима Казакова, корни праздника уходят в прошлое, во времена двоеверия, когда православие соединилось с языческой мифологией. Тогда народные представления о языческих божествах были перенесены на некоторых христианских святых (например, многие черты образа бога-громовержца Перуна есть у Ильи-пророка), а дохристианская народная обрядность частично перешла в православные праздники (Иван Купала, Масленица).
«24 февраля (11 февраля — по старому стилю) православные отмечают День святого Власия, мученика, жившего в IV веке», — поясняет в беседе с «Лентой.ру» Анна Карасева, преподаватель религиоведения и истории религии.
Власий был врачом и, согласно житию, помогал не только людям, но и благословлял и исцелял животных, которые сами приходили к нему на поклон. Именно поэтому святой считается покровителем домашнего скота.
В то же время, когда православные почитают святого Власия, представители современного русского язычества отмечают день Велеса — бога, который и по функциям, и по имени чрезвычайно схож с христианским святым, отмечает Карасева. Впрочем, еще есть скотий бог Волос, добавляет историк религии.
Власий, Велес и Волос
В какой связи находятся православный святой и два языческих божества? Анна Карасева приводит три версии.
Праздник исключительно церковный, бога Велеса/Волоса никогда не существовало, а народное магическое сознание возвысило значимого для крестьян святого Власия до уровня божества.
Все три персонажа не связаны друг с другом. Празднование дня Велеса приходится на осень — в конце октября отмечается Велесова ночь. Тогда же отмечаются осенние деды, родительские субботы, дни поминовения усопших. День святого Власия — в феврале, а День Волоса — в конце февраля — начале марта, когда осуществлялся первый выгон скота на пастбища. Сейчас на эти даты приходится Великий пост, в который любые празднования запрещены, поэтому языческому празднику пришлось «съехать» на начало февраля.
Существуют два персонажа: святой Власий и бог Велес/Волос, который одновременно является покровителем леса и животных и «пастухом» мертвых душ, ему посвящены несколько праздников в народном календаре.
Значение праздника
Праздник связан с «отмыканием земли» — пробуждением природы, началом потепления, ранней весной, считает Анна Карасева. Часто это описывалось через победу Власия/Волоса/Велеса над зимой: например, была такая поговорка — «Власий сшибает рог с зимы».
Как праздновали ранее
1/1Фото: PhotoChur / Shutterstock / Fotodom
Достоверных свидетельств, как праздновали этот день в дохристианскую эпоху, не сохранилось. Поэтому традиции и обряды, которые описывали этнографы в эпоху после крещения Руси, были привязаны ко Дню святого Власия.
С этого дня крестьяне начинали готовить скот к выпасу, начиналась торговля скотом, что, по мнению Вадима Казакова, подтверждает гипотезу о переходе к Власию функций скотьего бога Велеса.
В день Власия коров водили к церкви и окропляли святой водой, служили молебен святому, просили его о защите скота: «Угодник Божий Власий! Не оставь скотинку в пути и в дороге!»
Автор книги «Русский традиционный календарь» Анна Некрылова описывает, как в Вологодской губернии отмечали праздник Власьев день: широко, в течение нескольких дней. Во время молебнов освящали ржаные хлеба, которые потом скармливали скоту (что можно соотнести с жертвой Велесу, считает Казаков).
Считалось, что именно Власий/Волос в это время отмыкает у коров молоко, то есть способствует хорошим надоям, дополняет Карасева. Есть и поговорка про это — «У Власия и борода в масле», что, впрочем, может быть отсылкой и к Масленице, считает эксперт.
Народные приметы и обряды
Анна Некрылова в своей книге перечисляет народные приметы, связанные с этим днем.
Считалось, что начиная с Власьева дня холода становились менее суровыми и продолжительными: «Власьевские морозы — последние, завершающие зиму». «С Власьева дня полоз покатится, и корова бок нагреет» (в феврале на чуть подтаявшем снегу остаются блестящие следы от полозьев; а когда скотину выпускают погулять во двор, коровы стараются встать так, чтоб лучи солнца падали на них, — поясняет Некрылова смысл поговорки.)
В то же время в эти дни ожидали последние утренники, то есть заморозки. Согласно приметам, их было всего семь: «Три — до Власия, один — на Власия и три — после Власия», «Власьевские утренники пойдут — держи ухо востро»
Повальные болезни скота, особенно коров, часто случались именно в феврале, пишет Некрылова. За спасением от «коровьей смерти» (согласно поверьям, она представлялась в облике изможденной старухи в саване или в виде скелета животного, и могла оборотиться в любое живое существо) крестьяне обращались к Власию. И проводили обряды, призванные защитить домашний скот от падежа (убирали хлев старыми лаптями, смазанными дегтем; скармливали скоту освященный хлеб; окуривали чертополохом дома и хлева).
1/1Фото: Кирилл Брага / РИА Новости
Один из наиболее архаичных обрядов — опахивание, для защиты скота от падежа, а людей — от эпидемий опасных болезней.
Что такое опахивание?
В этом обряде принимали участие только женщины. Мужчины и дети не должны были видеть происходящее и оставались в избах. Ночью женщины собирались, одетые в одни рубахи, с распущенными волосами, брали в руки дубины, косы, сковороды, ухваты, причем наряду с этими предметами могли брать и иконы, свечи. Одну из участниц (чаще всего ту, которая вела целомудренный образ жизни) впрягали в соху и опахивали землю вокруг деревни. В процессе женщины гремели сковородками, кочергами, иногда даже стреляли из ружей. При этом кричали: «Смерть, смерть коровья — не губи нашу скотину!» Если при опахивании на пути участниц встречалось какое-то животное (кошка, собака), его старались поймать и истребить, так как верили, что это сама «коровья смерть» приняла облик зверя, указывает писатель Аполлон Коринфский в книге «Народная Русь» 1901 года.
Современные традиции празднования
В православной традиции
День святого Власия в течение XX века отмечали все менее широко. Для городских жителей обращение к святому, который покровительствует домашнему скоту, потеряло актуальность. Поэтому 24 февраля в храмах проходят поминовения святого Власия, но народных гуляний, сопровождаемых ритуалами и обрядами, в этот день уже не бывает.
У язычников
А вот почитание Велеса среди современных язычников — родноверов — набирает популярность, причем образ отстраняется от образа христианского святого. «Почти половина современных родноверов почитают Велеса больше остальных божеств. Мы проводили статистические исследования и получали цифры от 40 до 60 процентов», — рассказывает Вадим Казаков.
Дата празднования Велесова дня теперь не совпадает с церковной датой поминания святого Власия. Чаще всего родноверы отмечают Велесов день 11 февраля, после чего начинаются Велесовы святки, длящиеся шесть дней.
Причем в некоторых общинах не привязываются к дате 11 февраля и Велесов день отмечают в любую дату Велесовых святок, дополнила в беседе с «Лентой.ру» Любава Белокрылова из общины «Сияние Рода».
В то же время современные язычники рассматривают образ Волоса/Велеса более широко: как бога плодородия, сельского хозяйства, животноводства, богатства и торговли, знаний явных и тайных, магии, потустороннего мира и искусств, в особенности стихосложения и пения, добавляет эксперт.
В этот день приносят жертвы (требы) Велесу: сливочное масло, молоко, хлеб, зерно. Бога просят о даровании мудрости, о благосостоянии, о здоровье для себя, своих близких и для домашних животных. Кроме того, в этот день поминают души усопших предков.
1/1Фото: OB KCP / Shutterstock / Fotodom
По словам Вадима Казакова, в этот день обязательны:
гадания (на целый год);
обряд стегания мужчин прутьями по спинам. Раньше это делали, чтобы волы были послушными, а теперь обряд носит шуточный характер и его проводят, чтобы сговорчивыми были мужья;
освящение оберегов на покровительство Велеса (на богатство, мудрость, колдовство);
также иногда проводят обряд опахивания капища. Сейчас это происходит символически: прочерчивают лезвием топора круг на земле вокруг капища, либо обходят его по часовой стрелке, обращаясь за помощью к Велесу. Но в обряде, как и раньше, участвуют только женщины.
Влияние Велесова дня на современную культуру
Вадим Казаков отмечает, что в современном мире достаточно популярны обереги, связанные с Велесом (например, в форме медвежьих лап), довольно часто в интернете и печатной продукции можно увидеть изображения самого Велеса — это старик с посохом в медвежьей или волчьей шкуре. Встречаются и имена с основой «велес» — например, Велеслав, Велеслада.