Танк Т-14 «Армата» — российский основной боевой танк, созданный на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Имеет необитаемую башню и оснащен единой системой управления тактическим звеном, позволяющей в боевых условиях в составе группы управлять огнем других танков, бронетранспортеров, самоходок и даже вертолетов. Т-14 может использоваться также для обнаружения целей с помощью собственного беспилотного летательного аппарата. «Лента.ру» рассказывает о создании и боевом применении танка «Армата».
В 80-х годах ХХ века стало очевидно, что с развитием высокоточного оружия, в частности, тактических ракетных комплексов и переносных противотанковых управляемых ракет, значение танков как главной наступательной силы ближнего боя, стремительно уменьшается.
Решение проблемы специалисты видели в создании умного основного танка, управляемого электроникой, который стал бы лидером бронетанковой системы ближнего боя (в которую можно включить тяжелую боевую машину пехоты, самоходную артиллерийскую установку, самоходный зенитно-ракетный комплекс и так далее), комплексно действующей в преодолении хорошо подготовленной обороны противника, в том числе отражая неприятельские противотанковые средства.
В Советском Союзе ряд танковых конструкторских бюро разрабатывали тему подобного танка, в том числе с необитаемой башней, но распад СССР в 1991 году и крайне сложные для ВПК 90-е помешали подобным работам.
В июле 2010 года на выставке «Оборона и защита-2010» в Нижнем Тагиле состоялся закрытый показ перспективного боевого танка Т-95, разрабатываемого Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, входит в концерн «Уралвагонзавод», который является частью госкорпорации «Ростех») под названием «объект 195».
Но тогдашний первый заместитель главы военного ведомства РФ Владимир Поповкин заявил, что министерство обороны танк не заинтересовал, и оно прекращает финансирование его разработки.
Однако сменивший Анатолия Сердюкова в ноябре 2012-го на посту министра обороны РФ Сергей Шойгу заинтересовался проектом и 9 мая 2015 года Т-14 «Армата» был впервые представлен на параде Победы в Москве (десять танков) широкой общественности, в том числе и мировой.
В интервью «Ленте.ру» один из создателей «Арматы», главный конструктор УКБТМ Андрей Терликов рассказал, что на параде Т-14 управляли солдаты срочной службы. Он подчеркнул:
Терликов отметил: «В целом "Армата" предъявляет требования к экипажам и ремонтникам на уровне развития современных технологий, точно так же, как в свое время их предъявлял Т-34, а потом Т-55 и Т-72 — для того периода, когда они шли в серию».
Тяжелая гусеничная универсальная боевая платформа-трансформер «Армата» получила свое имя по названию первых русских пушек XIV века (от латинского arma — оружие). Платформа создана как своего рода конструктор, с помощью которого можно создавать боевые машины самого разного назначения, меняя расположение двигателя и убирая или добавляя необходимое оборудование и вооружение.
Вторая мировая война показала, что попадание снаряда в башню танка может привести к детонации боеприпасов и гибели экипажа. Поэтому для лучшей защищенности экипажа, который состоит из трех человек, танкисты в «Армате» располагаются в передней части корпуса танка, в специальной бронекапсуле, где слева находится место механика-водителя, посередине — наводчика, справа — командира.
Наблюдение за местностью ведется с использованием шести камер высокого разрешения, установленных на крыше танка, обеспечивая картинку на 360 градусов. Переключение передач осуществляется механиком-водителем с помощью кнопок на штурвале управления. Мехвод видит наиболее важную информацию о параметрах движения на выносном табло.
Бронекапсула боевого отделения надежно изолирует экипаж от средней части корпуса, в которой расположен автоматический механизм подачи снарядов в башню и размещен основной боекомплект. В кормовой части «Арматы» — место для двигателя и топливных баков.
Инженер-конструктор группы разработчиков «Арматы» Денис Мякенский отмечал:
Лобовая броня составляет 900 миллиметров. Башня танка имеет два слоя защиты, а специальный кожух снижает радиозаметность Т-14. Есть и другие стелс-средства: окраска бронемашины уменьшает нагрев на солнце и обладает радиопоглощающими свойствами, имеется электронная система искажения магнитного поля, а также смешивания выхлопа с холодным воздухом.
«Армата» оборудован радиолокационным комплексом активной защиты «Афганит», который может в автоматическом режиме отстреливать подлетающие вражеские кумулятивные гранаты, противотанковые управляемые ракеты или подкалиберные бронебойные снаряды — с помощью специальных мортир (возможно, аналогичных советской системе «Дрозд»).
В систему активной защиты заложено, что справиться с летящими неприятельскими боеприпасами можно также средствами радиоэлектронной борьбы, либо ослеплять их непроницаемой дымометаллической завесой.
Поиск и нахождение целей происходит с помощью датчиков системы тепловизионного обнаружения, а также активно-пассивного радиолокатора (это позволяет отслеживать до 40 наземных и 25 воздушных целей на расстоянии до 100 километров).
Кроме того, Т-14 защищен системой динамической защиты «Малахит» четвертого поколения.
Противоминная защита танка осуществляется дистанционными миноискателями, подрывающими на расстоянии вражеские «гостинцы» благодаря искажению магнитного поля «Арматы», а также с помощью V-образного бронированного днища с энергопоглощающими материалами (типа пеноалюминия с закрытыми порами) и специальными противоминными креслами экипажа.
Автоматизированное управление агрегатами и узлами Т-14 обеспечивает танковая информационно-управляющая система, которая среди прочего сообщает экипажу о возникновении поломок (сообщение выводится на экран табло и дублируется приятным женским голосом) и решает, какие неисправности требуют ремонта в первую очередь.
Единая система управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) обеспечивает связь экипажа с другими танками и самоходками боевой группы на поле боя. Дополнительно «Армата» имеет радиостанцию Р-168 комплекса «Акведук».
На Международном военно-техническом форуме «Армия-2022» был продемонстрирован Т-14 «Армата» с дистанционным управлением.
Основным орудием Т-14 является 125-миллиметровая пушка 2А82-1C (дальность стрельбы — до 7000 метров, скорострельность — 12 выстрелов в минуту), спаренная с 7,62-миллиметровым пулеметом Калашникова танковым модернизированным (ПКТМ). Также экипаж вооружен крупнокалиберным зенитным пулеметом «Корд» под патрон 12,7×108 миллиметров (дальность поражения воздушных целей — до 1500 метров).
125-миллиметровое орудие стреляет снарядами, рассчитанными для других отечественных танков, а также может вести огонь специальными боеприпасами повышенной мощности, например, «Вакуумом-1» (пробивает любую неприятельскую технику) или осколочно-фугасным «Тельником» (по пехоте). В распоряжении экипажа имеются также противотанковые управляемые ракеты «Рефлекс-М», способные поражать как наземные, так и низколетящие цели, например, вертолеты.
Т-14 может оснащаться 152-миллиметровой пушкой, в этом случае наводчик имеет возможность вести огонь с помощью противотанковых управляемых ракет «Корнет» на дистанции до 10 000 метров.
Наведение пушки и пулеметов происходит за счет системы управления огнем (СУО), которая учитывает такие параметры, как гироскопическое положение танка, определение температуры и влажности воздуха, расчет скорости и направления ветра, учет искривления ствола при нагреве. Датчики СУО размещены на крыше танка.
Для осуществления ближней разведки используется беспилотный летающий аппарат «Птеродактиль», который связан с танком 100-метровым кабелем, передающим изображение на экраны экипажу (диаметр обзора беспилотника составляет до 10 километров).
Вес Т-14 «Армата» — 48 тонн (по другим данным, 55 тонн), длина корпуса танка — 8732 миллиметра, вместе с орудием — 10 800 миллиметров, ширина — 3900 миллиметров, высота — 2700 миллиметров. Максимальная скорость по шоссе составляет до 90 километров в час, максимальная скорость по бездорожью — 70 километров в час. Танк может преодолевать водные препятствия глубиной до 5 метров.
«Армата» использует четырехтактный 12-цилиндровый дизельный мотор А-85-3А с автоматической коробкой передач и переменной мощностью от 1200 до 1800 лошадиных сил (было протестировано несколько двигателей мощностью от 1500 до 2000 лошадиных сил и установлено, что вариант мощностью 1500 лошадиных сил обеспечивает максимальную скорость).
Расход топлива составляет примерно 100 литров на 100 километров.
В 2020 году нынешний директор «Уралвагонзавода» (УВЗ) Александр Потапов в интервью ТАСС отметил:
В 2015-м тогдашний директор УВЗ Олег Сиенко сообщил, что завод получил заказ на изготовление 2300 Т-14. При этом стоимость первых танков «Армата» оценивалась в 400-500 миллионов рублей за один экземпляр. Сиенко пообещал, что в массовом производстве «Армата» подешевеет почти в два раза.
В 2016 году УВЗ начал поставки Т-14 в войска, однако пока речи о широком производстве танка не идет.
В июле 2018 года вице-премьер РФ по оборонно-промышленным вопросам Юрий Борисов заявил, что Т-14 слишком дорог для массовых закупок:
С ним согласен и генеральный директор государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов, который в марте 2024-го сообщил РИА Новости: «Армата», в общем-то, дороговата. По своему функционалу, она, конечно, намного превосходит существующие танки, но слишком дорогая, поэтому сейчас армия вряд ли будет использовать ее. Проще им купить те же Т-90-е».
Чемезов подчеркнул:
При этом гендиректор «Ростеха» отметил, что «Армата» состоит на вооружении Российской армии.
На платформе «Армата» создан ряд боевых машин, в частности, БМП-15 и тяжелая бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т-16.
Некоторое количество танков Т-14 принимали участие в боевых действиях в Сирии, а также на Украине, однако более подробных сведений об этом нет.