Скандально огромные трусы, неуместный наряд плейбоевского кролика на вечеринке и ведро мороженого в постели — Рене Зеллвегер в роли главной героини фильма «Дневник Бриджит Джонс» стала грустной клоунессой женского взросления и показала в комедиях то, что не показывал никто. Вместе с психологами «Лента.ру» разобралась, как повлияла роль одинокой Бриджит на женщин и саму актрису, как следовало бы поступить героине первого фильма о Бриджит сейчас и как изменилась сама Джонс, 14 февраля снова ворвавшаяся на наши экраны в картине «Без ума от мальчишки».
Неловкую и мечтательную, но целеустремленную Бриджит Джонс придумала английская писательница Хелен Филдинг. «Дневник Бриджит Джонс», опубликованный в 1996 году, родился из журналистской колонки об отношениях в газете Independent — чтобы не рассказывать о себе, Филдинг придумала героиню Бриджит Джонс, откровенничавшую с читателями. Женщина за 30, рассказывавшая о своих неудачах, стала безумно популярна, и Джонс поняла: нужно писать больше.
«Нашлись новые вещи, о которых мне захотелось написать: неразорвавшиеся бомбы в почтовых ящиках, твиты, ботокс, слишком быстрые ритмы жизни, онлайн-знакомства, потеря восстановленной девственности, совмещение работы и родительства, то, что образ (тьфу) женщины "средних лет" все такой же устаревший и неприятный, каким был, когда Бриджит впервые боролась со стереотипом о трагической старой деве», — писала в 2013 году Филдинг, говоря о новой книге про Бриджит Джонс.
Рене Зеллвегер в интервью своему коллеге по съемочной площадке Хью Гранту, опубликованном в Vogue, призналась в любви своей героине и рассказала, что многие женщины подходят к ней и говорят, что Бриджит Джонс — это они.
Зеллвегер добавляет: современному поколению, сосредоточенному на социальных сетях, неплохо бы поучиться тому, как Бриджит Джонс прославляет оригинальность, не боясь получить неодобрение.
С тем, что Бриджит Джонс сильно повлияла на женщин всего мира и продолжает влиять до сих пор, согласна психолог, гештальт-терапевт Мария Емельянова. «Я видела комментарий под постом о фильме: "Мы все в душе Бриджит Джонс". Это может означать, что есть какое-то количество женщин (и их точно много), которые идентифицируют себя с главной героиней. Есть много женщин, для которых "Дневник" стал любимым фильмом», — отметила специалистка.
Преподаватель Московского института психологии (МИП), психолог, арт-терапевт Яна Галиева соглашается: Бриджит Джонс — персонаж, в котором практически каждая женщина находит частичку себя.
Бриджит одержима идеей найти партнера не только по романтическим причинам — для нее это путь к успеху, который, по ее же мнению, в основном состоит из семьи, детей, возможности выплачивать ипотеку и званых обедов с «самодовольными женатиками», в романе определяемыми как те, у кого тоже есть партнеры, дети и ипотека.
По словам Марии Емельяновой, в современном мире Бриджит Джонс из первого фильма обязательно ходила бы к психотерапевту, а ее нездоровый образ жизни сейчас выглядит нелепо.
Психолог Яна Галиева, в свою очередь, отмечает, что из-за внутренней закомплексованности героиня испытывает ревность, постоянно ищет подвох в отношениях.
По сюжету фильма, привлекательный издатель Дэниел Кливер (Хью Грант), для которого нравиться женщинам — это что-то вроде спорта, очаровывает журналистку из своего издательства Бриджит Джонс. Он не хочет с ней встречаться, но мешает ее новым отношениям.
Сегодня Рене Зеллвегер смеется, что в современных реалиях HR-отдел уведомил бы начальника о правилах поведения, и счастлива, что ни с чем подобным не приходится иметь дело. «Я очень рада, что мне не нужно иметь мнение по этому поводу в реальной жизни. Это сложно», — призналась она в том же интервью Гранту.
Психолог платформы корпоративного благополучия «Понимаю» Наталья Константинова подтверждает: фильм «Дневник Бриджит Джонс» романтизировал поведение, которое сегодня уже не воспринимается как невинный флирт. «Дэниел Кливер, начальник главной героини, открыто использует свое положение, чтобы заводить отношения с подчиненной, а затем, потеряв к ней интерес, продолжает вмешиваться в ее личную жизнь. С точки зрения современных корпоративных норм, это классический случай харассмента и злоупотребления властью», — констатирует она.
В крупном издательском доме или любой другой современной корпорации, продолжает Константинова, такое поведение уже давно считается недопустимым. Специалистка предлагает несколько вариантов развития событий в такой ситуации в наши дни.
Наталья Константинова обращает внимание: с одной стороны, благодаря движению #MeToo и ужесточению корпоративных правил количество открытых случаев харассмента в офисах действительно снизилось. Компании стали активнее обучать сотрудников этике делового общения, а жертвы чувствуют себя более защищенными.
С другой стороны, харассмент не исчез полностью — он просто приобрел более завуалированные формы. Однако сегодня подобные случаи легче фиксируются и разбираются в компаниях.
Первое, что мы узнаем из дневника Бриджит Джонс, — что она весит 61 килограмм. За время, прошедшее после выпуска книги, массовая культура пропутешествовала от героинового шика до бодипозитива и назад, к оземпиковой худобе, на волне которой килограммы теряет даже певица Lizzo. Стандарты красоты меняются, но требования к женщинам все равно остаются.
Зеллвегер вспоминает новогоднюю вечеринку в доме подруги-супермодели — высокой, длинноволосой, абсолютного стандарта красоты для поколения актрисы. «И там со мной была маленькая девочка, которой тогда было, наверное, около 11 лет, и она была потрясена тем, насколько красивой была эта женщина. И она сказала: "Черт возьми. Чтобы быть великолепной, не обязательно иметь большую грудь и здоровенную круглую попу". Я подумала: "О, это интересно". Потому что ее представление о стандартах красоты было полной противоположностью тому, что было как бы навязано моему поколению. Потому эта поразительно красивая женщина для нее была исключением», — рассказала актриса.
При этом сама Зеллвегер сегодня не стремится соответствовать высоким стандартам красоты и одевается так, как могла бы одеваться разрешившая всем женщинам мира безразмерные трусы Бриджит.
По словам Яны Галиевой, желание похудеть и избавиться от вредных привычек — лишь внешнее проявление глубокой неуверенности главной героини. Самооценка формируется в детстве, когда девочка впервые сталкивается с комментариями о своей внешности. «Здесь явно прослеживается влияние мамы Бриджит, которая до сих пор выбирает ей одежду и пытается устроить личную жизнь», — говорит психолог.
По сюжету легшей в основу нового фильма книжки «Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки» повзрослевшая Бриджит будет сталкиваться с проблемами родительства, сделает ботокс и отправится знакомиться онлайн.
Однако 50-летняя Бриджит в роли вдовы и матери двоих детей в книге скрывает свой возраст от молодого мужчины, с которым у нее роман. Психолог Яна Галиева констатирует: это значит, что за 20 лет Бриджит не удалось полностью проработать все свои комплексы, ведь под сокрытием возраста можно разглядеть все то же неприятие себя и страх быть собой.