В Норильске модернизируется система городского транспорта: обновляется автобусный парк, внедряется бесконтактный способ оплаты проезда, остановочные павильоны делают теплыми. Ждет транспорт еще одно важное изменение — перевод техники на газомоторное топливо. О том, как реализуется концепция обновления общественного транспорта в северной столице Красноярского края, — в материале «Ленты.ру».
«Поэтому по поручению губернатора в согласовании с краевым Минтрансом мы разрабатываем походы к установке мобильных газозаправочных станций в районах местонахождения наших автобусных депо. В планах 2025 года создать такие мобильные станции, и в 2026 году заявляться на приобретение подвижного состава на газомоторном топливе», — добавил Дмитрий Карасев.
Концепция обновления автобусного парка муниципального перевозчика МУП «Норильский транспорт» появилась пять лет назад. А сама транспортная реформа была запущена в 2021 году. До этого проводилась большая экспертная работа, направленная на выработку концепции транспортной реформы, оптимизацию маршрутной сети Норильска и улучшения обслуживания населения.
«В рамках исследования дважды, летом и зимой, проводились замеры пассажиропотока, были определены проблемы и слабые места существующей транспортной схемы, досконально проанализирована маршрутная сеть, проведено анкетирование, посвященное качеству транспортного обслуживания, в котором приняли участие почти 2 тысячи респондентов», — считает заместитель директора АРН по развитию городской среды Виктория Чуланова.
Сокращения маршрутной сети не планируется, заверил эксперт. В Норильске из 32 существующих автобусных маршрутов по регулируемым тарифам в перспективе оставят 25. Но это не значит, что общественный транспорт перестанет заезжать на какие-то остановочные пункты или сократится трасса движения. Маршрутная сеть города, кстати, не пересматривалась с советских времен и уже не актуальна.
Покупает Норильск так называемые северобусы в комплектации, рассчитанной на Арктику. У них установлены дополнительные печки, двойные стеклопакеты, дополнительно утепленные колесные арки и напольное покрытие. Также в северобусах применена система выпуска отработанных газов с выводом наверх во избежание ухудшения видимости для участников дорожного движения и светодиодные элементы освещения, что особенно актуально в условиях полярной ночи и недостаточной видимости.
Новые северобусы еще более приспособлены к северным условиям: машины оснащены спецсигналами для эксплуатации в сложных метеоусловиях в период работы городского штаба «Шторм», заводскими утеплителями моторного отсека и встроенными сейфами для водителей. Кроме того, в этих северобусах смонтированы автономные воздушные отопители — это позволит обогревать салон в ожидании помощи, если двигатель заглохнет в пути на межрайонной трассе.
Согласно техническим характеристикам, которые обозначил изготовитель, предельная температура, при которой автобус может выходить на линию, составляет минус 40 градусов. Но руководство города и «Норильский транспорт» приняли решение продолжить работу, даже когда наступили аномально низкие температуры.
«Предприятие достойно справилось с суровыми морозами, которые стояли в минувшем январе. Но бывало, что система отопления выходила из строя, и тогда мы старались устранить поломку настолько быстро, насколько это было возможно. Из–за постоянной работы отопительные приборы изнашиваются. Водители работают в две смены, получается, что в автобусе в течение 16 часов ежедневно все электромоторы находятся в движении. И так семь дней в неделю без выходных», — заявил заместитель начальника отдела транспорта и транспортной инфраструктуры управления дорожно–транспортной инфраструктуры администрации Норильска Павел Пискунов.
Два года назад был проведен ребрендинг предприятия. Раньше оно называлось МУП «НПОПАТ». Теперь оно носит имя «Норильский транспорт». «Это символизирует качественно новый подход к оказанию услуг по перевозке пассажиров, обновление подвижного состава и теплых остановочных павильонов в стилистике норильского транспорта с эмблемой в виде снежинки. Все новые автобусы теперь будут оформляться согласно концепции «Норильский транспорт». Качественный, безопасный и новый подвижной состав с квалифицированными водителями — к этому мы стремимся», — говорит советник главы города Алексей Яковлев.
Полтора года назад в Норильске довольно остро стоял вопрос нехватки водителей — норильчане неоднократно возмущались давкой в автобусах. Это подтверждалось цифрами: из 444 ставок водителей вакантными были 106. Город принял меры: теперь водителям оплачивают подъемные в 700 тысяч рублей и компенсируют аренду жилья — 40 тысяч рублей в месяц. Взамен водитель должен отработать три года. На текущий момент число вакантных мест значительно снизилось до 87.
В 2023 году на развитие транспортной системы Норильска выделили https://smotrim.ru/article/3272566 около шести миллиардов рублей. Большая часть расходов — ремонт и реконструкция дорог. Также один из важнейших пунктов — обновление автобусного парка.
Так, порядка 3,4 миллиарда рублей выделили на дорожное хозяйство и безопасность дорожного движения. Помимо этого, около 830,5 миллиона рублей будет направлено на содержание муниципального транспорта, более 1,1 миллиарда рублей — на создание условий для развития воздушного и автомобильного пассажирского транспорта (организация авиаперевозок по маршруту Норильск-Снежногорск-Норильск, а также организация пассажирских перевозок автотранспортом по муниципальным маршрутам с низкой интенсивностью).
В целом городская администрация демонстрирует активное желание обновить автобусный парк, констатируют эксперты.