Мир
00:02, 22 февраля 2025

«Мы отошли от опасной черты» О чем договариваются Россия и США и почему Трамп называет Зеленского диктатором?

Политолог Дмитрий Суслов: Подготовка встречи Трампа и Путина потребует времени
Дмитрий Попов (корреспондент отдела «Мир»)
Фото: Пресс-служба МИД РФ / ТАСС

18 февраля в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии, состоялась первая за многие годы встреча представителей России и США на высоком уровне. После почти пятичасовых переговоров делегации под руководством министра иностранных дел Сергея Лаврова и госсекретаря Марко Рубио остались оптимистично настроены. И хотя переговорщики отметили готовность к дальнейшим контактам, о каких-то конкретных договоренностях известно не так уж много. Впрочем, куда любопытней оказалась реакция на эту встречу в мире: в Европейском союзе (ЕС) описывали переговоры как «немыслимые», а президент Украины Владимир Зеленский даже вступил в жесткую полемику с президентом США Дональдом Трампом. Изменилась даже позиция Китая: теперь Пекин настаивает на участии европейцев в переговорном процессе. Каким оказался эффект от начала переговоров России и США, какие изменения они спровоцировали во внешней политике двух стран и чего ждать дальше, «Ленте.ру» рассказал политолог, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Дмитрий Суслов.

«Лента.ру»: Каковы главные результаты первой встречи США и России?

Фото: Евгений Одиноков / Фотохост-агентство brics-russia2020.ru / РИА Новости

Дмитрий Суслов: Главный итог встречи — это начало процесса нормализации российско-американских отношений на основе учета США интересов России.

Закончилась та аномалия, которая существовала в двусторонних отношениях последние три года при президенте Джо Байдене.

Регулярного диалога между двумя ядерными сверхдержавами в этот период в принципе не было.

Благодаря одной только встрече ситуация в области международной безопасности и стратегической стабильности уже укрепилась.

А почему команда Джо Байдена проводила такую аномальную политику и что изменилось при Дональде Трампе?

США всерьез рассчитывали нанести России стратегическое поражение. Это была попытка нанести России поражение на поле боя, разрушить ее экономику, обеспечить ее международную изоляцию и даже добиться смены режима и развала страны.

Все это, а также иная расстановка приоритетов для администрации Дональда Трампа и предопределили переход США от попытки победить Россию к диалогу с ней. США теперь стремятся сконцентрироваться на Китае в качестве главного противника. Затягивание украинского конфликта для них — бремя, которое мешает перебросить силы и средства на стратегически гораздо более важное направление.

Последние десятилетия США исходили из того, что у России не может быть интересов и ее лучше в принципе игнорировать. Они считали, что все «стерпится-слюбится»: Россия признает свое подчиненное положение, согласится с безудержным расширением НАТО на восток. А если попытается сопротивляться, то ее нужно побеждать, а не вести с ней диалог.

О чем сторонам удалось договориться?

Было принято решение восстанавливать российско-американские отношения, работу посольств и консульств. Кроме того, стороны создадут рабочие группы для того, чтобы обсуждать другие конкретные вопросы взаимодействия двух стран.

Еще один из важных итогов встречи — признание США потерь от разрыва экономических отношений с Россией. Потенциально США могут выиграть от экономического сотрудничества, но это, конечно, потребует снятия санкций и дальнейшего диалога. Но важно, что стороны проявили политическую волю начать движение в этом направлении.

Наконец, стороны ознакомили друг друга с позициями по конфликту на Украине. В этом аспекте это была ознакомительная встреча.

После переговоров и в России, и в США позитивно оценили встречу, но насколько оправдались ожидания той и другой стороны?

Думаю, что они оправдались, потому что завышенных ожиданий не было ни у кого.

Администрация Дональда Трампа не отказалась от претензий на гегемонию — она просто иначе их реализует. По Украине и другим вопросам наши позиции сильно расходятся. США, кроме того, заинтересованы в фрагментации Евразии, ослаблении БРИКС, а также отношений России с Китаем, Ираном и КНДР — нашими ключевыми партнерами.

И действительно, от одной встречи невозможно было ожидать прекращения соперничества и превращения США и России в союзников или партнеров. Это невозможно.

Мы переходим к более многоплановым отношениям, а они могут сочетать преимущественное соперничество с избирательным сотрудничеством.

После встречи в СМИ появилась информация о возможных условиях мирной сделки. Например, одним из них является автоматическое предоставление Украине членства в НАТО в случае, если Россия нарушит соглашение. Это информационный шум, который скрывает реальные темы переговоров, или на такие заявления стоит обращать внимание?

На мой взгляд, это полное безумие. Это абсолютно искусственный вброс, который совершают, вероятно, с Украины и из Европейского союза. Он призван осложнить переговоры.

Но абсолютно очевидно и то, что США также не согласятся на подобное условие. Это сразу поставит Россию и США в состояние войны, ведь Украину придется защищать как члена НАТО.

Во время встречи президент Украины Владимир Зеленский совершил очень противоречивые действия: сначала направился в страны Ближнего Востока, объявил о намерении посетить Саудовскую Аравию, но в последний момент отказался от поездки. Что это означает? Какова в целом стратегия Украины в нынешних условиях?

Владимир Зеленский напоминает загнанную в угол крысу, которая мечется. Его метания по Ближнему Востоку — это попытка напомнить о себе.

Кроме того, администрация Дональда Трампа отвергла фундаментальное предложение Украины и Европы: сначала США, ЕС и Украина должны сформировать общую позицию между собой, и только потом предъявить ее в качестве ультиматума России. А Дональд Трамп это категорически отверг.

Для Владимира Зеленского это крайне болезненно. Он чувствует, что его изолируют. И вся его последняя активность была призвана создать впечатление, что он по-прежнему с кем-то говорит, что его кто-то слушает. Именно для этого он встретился, например, с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

При этом уже после переговоров Дональд Трамп начал гораздо жестче критиковать Владимира Зеленского, назвал его диктатором без народной поддержки. Почему это произошло и что за этим скрывается?

Не только президент Дональд Трамп, но и члены его команды — вице-президент Джей Ди Вэнс, госсекретарь Марко Рубио, советник по национальной безопасности Майк Уолтц, а также сенатор Тед Круз — продемонстрировали беспрецедентно жесткую и очень скоординированную враждебную риторику в отношении Владимира Зеленского.

Программа минимум этого давления — показать Владимиру Зеленскому, что он никто, что он не является субъектом и стороной переговоров, а обязан выполнять все то, что скажут ему США. И вот администрация в особо грубой форме до него это довела.

Он должен лишь благодарно соглашаться со всем, что ему говорит американский повелитель. И это, кстати, касается в том числе природных ресурсов Украины.

А что включает программа максимум?

Программа максимум заключается в том, чтобы заставить его уйти в отставку. И мне кажется, это даже более вероятно.

Я считаю, что администрация Дональда Трампа всерьез рассматривает уход Владимира Зеленского с президентского поста в качестве фактора ускорения и упрощения переговоров. А в США очень заинтересованы в быстром завершении войны на Украине прежде всего из-за других приоритетов — борьбы с Китаем.

И это вполне реализуемый вариант.

Конституция Украины запрещает проведение выборов в условиях военного положения, но не запрещает действующему президенту в этих условиях уйти в отставку добровольно. И судя по всему, администрация просто подталкивает его к этому решению.

В Европейском союзе российско-американскую встречу восприняли очень негативно, а теперь стали говорить даже о расколе НАТО. Насколько эти утверждения справедливы?

Действительно, сейчас возник очень серьезный раскол между США и ЕС. Он связан не только с Украиной, но и с более фундаментальными вещами — прежде всего с изменением иерархии американских внешнеполитических приоритетов.

Администрация Дональда Трампа — не атлантикоцентричная. Она не считает Европу своим главным внешнеполитическим приоритетом.

Впрочем, это ни в коем случае не означает роспуск НАТО и отказ от военного присутствия в Европе, от союзнических отношений с европейцами. Европейцев просто будут в меньшей степени слушать, меньше учитывать их точку зрения.

Для Европы это, конечно, болезненно. Они привыкли, что США с ними сотрудничают на основе общих ценностей. Однако никаких общих ценностей у них теперь нет, об этом и была пафосная речь Джей Ди Вэнса на Мюнхенской конференции по безопасности.

Все они ему ценностно чужды. Они для американских консерваторов ухудшенный вариант Джо Байдена — те, с кем Дональд Трамп борется внутри внутри самих США. Это те же самые либеральные глобалистские элиты, глубинное государство с теми же лозунгами и приоритетами.

Наконец, США при Дональде Трампе заинтересованы в дезинтеграции Европейского союза. И в этом, кстати, их интерес полностью совпадает с российским, потому что нам тоже важно возвращение европейских стран к самостоятельной внешней политике.

Какая роль в переговорах России и США отводится Китаю?

Это будет зависеть от повестки дня переговоров. Если мы обсуждаем Украину или даже отношения России и НАТО, то вряд ли Китай может быть в качестве одной из сторон.

Я не исключаю, что гипотетически мы можем перейти к переговорам между Россией, Европейским союзом и Китаем и при этом без США. Однако это, конечно, должны быть совсем другие европейские элиты.

А почему в Китае теперь настаивают на участии европейских стран в переговорном процессе?

Китай просто увидел объективную возможность для сближения с Евросоюзом в ущерб отношениям ЕС и США.

Китай и Европейский союз — ключевые торговые партнеры друг друга. И в рамках своего подхода к многополярному миру китайская сторона хочет ослабить трансатлантические отношения и всячески укрепить связи с Европейским союзом. Поэтому любой кризис отношений США и ЕС китайцы пытаются использовать в свою пользу.

При этом Китай не заинтересован в том, чтобы ЕС срывал переговорный процесс. Они просто имеют возможность это говорить, потому что понимают, что США все равно не будут ориентироваться на позицию Китая.

Какие события стоит ожидать дальше по российско-американским переговорам?

В ближайшее время Россия и США будут, во-первых, восстанавливать дипломатические представительства. Во-вторых, они сформируют переговорные команды по разным аспектам отношений, включая украинский конфликт.

Россия не согласится на преждевременное перемирие до тех пор, пока мы не договоримся по основным политическим вопросам с США. Начнется рутинная планомерная работа, хотя Дональд Трамп попытается ускорить процесс.

А когда может произойти встреча Владимира Путина и Дональда Трампа и к чему она может привести?

Совершенно очевидно, что в ближайшие дни и недели она, скорее всего, не произойдет. В России и США говорят, что встреча должна быть подготовлена.

Скорее всего, по итогам саммита должно быть объявлено перемирие, ведь именно на это рассчитывает Дональд Трамп. Но для этого стороны должны сблизить позиции по таким вопросам, как демилитаризация Украины, характер ее отношений с НАТО, поставки вооружений на Украину, гарантии безопасности и миротворцы, внутреннее украинское законодательство, новые границы и, наконец, снятие с России санкций.

Впрочем, по санкциям Соединенные Штаты объявили, что в случае перемирия их снимают. Однако президент США в силу ряда законов не имеет права отменять все антироссийские санкции. Но тогда непонятно, о каких именно санкциях идет речь.

< Назад в рубрику