Забота о себе
23:25, 12 марта 2025

Что такое SMART-цели и как использовать методику? Алгоритм постановки, примеры и ошибки

Валерия Княгинина (редактор)
Оксана Семенова (карьерный консультант)
Сергей Рабусов (основатель агентства AI-автоматизации)
Вера Павловец (нейрокоуч и преподаватель)
Фото: Fizkes / Shutterstock / Fotodom  

SMART — одна из самых известных методик постановки целей. Ее используют в бизнесе, для личной эффективности, в обучении и спорте — она помогает сделать цели более конкретными и достижимыми. Некоторые эксперты и руководители даже отказываются работать с целями, если они сформулированы не по системе SMART. Однако этот метод не является универсальным для всех задач. «Лента.ру» рассказывает, как правильно ставить цели по технологии SMART и не допускать ошибок.

Что такое SMART-цели

SMART — это метод эффективной постановки краткосрочных целей, который помогает превратить абстрактную задачу в конкретную и измеряемую. Методику предложил в 1981 году эксперт в области стратегического планирования Джордж Доран.

Суть метода в том, что поставленные цели должны отвечать пяти критериям — все они зашифрованы в названии, которое является аббревиатурой.

Цель должна быть:

Зачем нужны SMART-цели

Цели, соответствующие критериям технологии SMART, помогают четко обозначить, к чему нужно стремиться, и понять, как измерить успех. Например, SMART-подход превращает желание похудеть в понятную задачу: «похудеть на 5 килограммов за три месяца, тренируясь два раза в неделю и отказавшись от потребления сахара».

Примеры формулирования целей по SMART

В наши дни SMART чаще всего используется в маркетинге, продажах, менеджменте и коучинге. Также люди применяют метод для формулирования своих личных целей — он помогает структурировать мечты и желания, придать им конкретики и сделать более достижимыми.

Алгоритм постановки и достижения целей SMART

Бизнес-цели

При составлении бизнес-целей по системе SMART наиболее часто следуют такому плану.

Как поставить бизнес-цель по системе SMART

ШАГ 1: Проведите исследование

Оцените сильные и слабые стороны продукта и компании. Проанализируйте конкурентов: их продукты, стратегии и слабые места.

ШАГ 2: Сформулируйте цели

Для каждой проблемы должна быть одна SMART-цель с одним результатом, который можно достичь.

ШАГ 3: Проверьте SMART-цели, ответив на вопросы

На этом этапе важно убедиться, что поставленная цель соответствует методике SMART. Для этого последовательно ответьте на следующие вопросы:

ШАГ 4: Назначьте исполнителей

За каждый этап достижения цели должен быть ответственный — именно он должен сообщать о результатах. Особенно, если это командная задача: в противном случае сотрудники могут начать перекладывать ответственность друг на друга.

ШАГ 5: Установите даты промежуточного контроля

Чтобы проверять, как продвигается работа над достижением цели, важно установить промежуточные сроки контроля. Так вы сможете своевременно менять ресурсы, финальную дату или даже саму задачу, если это необходимо.

ШАГ 6: Зафиксируйте договоренности

Обязательно запишите поставленную цель и задайте срок ее выполнения. Для этого можно использовать любой рабочий органайзер, например, Google Calendar.

Личные цели

ШАГ 1: Выберите одну большую цель

ШАГ 2: Проверьте выбранную цель по вопросам:

ШАГ 3: Разбейте цель на шаги

Разделите основную цель на несколько больших этапов, а затем разбейте каждый еще на несколько простых действий.

ШАГ 4: Встройте эти действия в свою жизнь

Интегрируйте необходимые действия в свой распорядок дня, чтобы путь к цели был приятным, а не обременительным.

ШАГ 5: Анализируйте прогресс

Установите сроки (например, раз в неделю или месяц) для анализа проделанной работы. Не забывайте хвалить себя, если видите успех, и проводить работу над ошибками, если что-то не получилось.

Примеры составления SMART-целей

В бизнесе

В бизнесе SMART помогает сформировать план действий, который можно отследить по числовым показателям и качественным результатам, рассказал «Ленте.ру» один из основателей агентства BARS Agency Сергей Рабусов.

Например, если требуется увеличить объем продаж, цель записывается так: увеличение объема продаж на определенный процент за заданное количество дней или месяцев.

Примеры целей для бизнеса

В личных целях

В частной жизни система нужна для достижения целей, связанных с саморазвитием или изменением привычек. «Метод помогает разбить общую задачу на мелкие шаги, которые легко отслеживать, и позволяет не утонуть в размышлениях о том, что можно сделать, если цель записана расплывчато», — пояснил Сергей Рабусов.

Например, если хочется улучшить физическую форму, цель может включать конкретное количество занятий в неделю, длительность тренировок и ожидаемый результат в виде улучшения выносливости.

Идеи личных целей

Плюсы и минусы SMART-целей

Прежде чем приступить к работе со SMART-целями, важно понимать не только их привлекательность, но и возможные подводные камни.

Плюсы

Минусы

Ошибки при работе со SMART-целями

Нечеткая формулировка результата

Абстрактные мечты могут остаться недостижимыми, поэтому важно, как можно проще описать цель и конкретизировать ее. «Наш мозг ленив, "режим мечты" ему комфортен, так как ни к чему его не обязывает. Но как только мы начинаем прогонять свои желания через формулу SMART, мы заставляем себя анализировать их, подключаем левое полушарие, отвечающее за рациональное мышление», — рассказала «Ленте.ру» нейрокоуч и преподаватель РАНХиГС Вера Павловец.

По ее словам, даже сам процесс «смартования» желаний значительно увеличивает шансы на успех, так как мозг начинает составлять план, сопоставлять желаемое с возможным и включается в работу в полную силу.

Бросить цель на полпути

Нельзя обесценивать имеющийся результат. Даже то, что вам может казаться неудачей, всегда имеет свою ценность. Всегда задавайте себе вопрос, чему вас научила неудача или сложность, и как вы можете использовать эти знания в будущем.

«Обязательно благодарите себя за проделанную работу и обращайтесь к положительному опыту в прошлом. Напомните себе, каким вы можете быть, когда вдохновлены и уверены в себе. А еще — не стесняйтесь спросить совета или даже помощи, это нормально», — добавила коуч.

Потерять смысл

Если цель для вас больше не важна, нет смысла упорно ее добиваться только потому, что вы «дали себе слово». Это прямой путь к потере интереса, эмоциональному истощению и даже к депрессии, отметила Вера Павловец. Необходимо проводить ревизию целей, поставленных на год, хотя бы раз в месяц-полтора, обязательно анализируя их актуальность и релевантность относительно текущего момента.

Дать себе слишком много времени

Многие психологи считают, что ставить слишком большие цели с большим горизонтом неэффективно и опасно. Человек может терять мотивацию, если долго не будет видеть результатов, не делать «контрольные отсечки».

«Не на пустом месте родилась поговорка, что слона стоит есть по частям. Такой подход снижает страх перед большой (иногда с первого взгляда неподъемной) целью и позволяет отслеживать собственную динамику», — отметила Вера Павловец.

При выборе временных рамок важно учитывать приоритетность задач и свою загрузку, а также то, как работа над данной целью непременно повлияет на другие ваши задачи и людей вокруг вас

«Нельзя забывать, что сроки могут зависеть не только от вас, но и от внешних обстоятельств или других людей. Понимание границ собственного контроля над процессом очень важно для определения реальных сроков», — подчеркнула эксперт.

Когда методика не работает

Несмотря на свою эффективность, методика SMART для некоторых задач не подходит. К ним относятся:

< Назад в рубрику