На протяжении последних лет отраслевые эксперты и участники рынка предупреждают о катастрофическом износе тепловых сетей, произошедшем в результате регулярного недофинансирования сферы жилищно-коммунального хозяйства. Одна из главных причин — перекос в региональной тарифной политике, когда местные власти не повышают расценки в рамках установленных лимитов, действуя, с одной стороны, на благо граждан, а с другой — разоряя отрасль ЖКХ. О ситуации в одном из самых проблемных регионов, в Иркутской области, с точки зрения теплосетевого хозяйства — в материале «Ленты.ру».
«Где-то рост (тарифов) выше, и хотят повышать, а где-то есть, например, лимит в четыре процента, а регион повысил на три. Да, он сделал хорошо для людей, но отрасль ЖКХ разорил, нет денег на инфраструктуру. Поэтому у нас эти перекосы в тарифах», — говорил вице-премьер Марат Хуснуллин.
«Следует признать, что аварий на сетях — тепловых и электрических — становится больше. А значит, необходимо больше внимания, системных мер (для более масштабной модернизации коммунальных систем в регионах Сибири — прим. «Ленты.ру»). Крайне тревожит, что среди муниципалитетов, которые не получили паспорта готовности, у нас с вами крупные города: Новосибирск, Омск, Иркутск, Новокузнецк, Юрга, Бердск. А ведь это населенные пункты со значительными финансовыми, организационными, кадровыми ресурсами. В какой-то степени это лицо Сибири. Прошу глав регионов проконтролировать устранение замечаний Ростехнадзора, принять системные меры для стабильного теплоснабжения потребителей», — заявил в декабре прошлого года полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев. Он констатировал, что по итогам проверок Ростехнадзора паспорта готовности к работе в отопительном периоде 2024-2025 годов получили не все 100 процентов муниципальных образований регионов Сибири.
Наиболее критическое состояние теплоснабжения наблюдается в Новосибирской, Нижегородской, Свердловской и Иркутской областях. Например, в целом по Иркутской области обеспеченность жилищного фонда центральным отоплением составляет 70 процентов, по крупным городам — 84 процента, в сельской местности — 13 процентов. Наименьшая обеспеченность (менее 5 процентов жилищного фонда) характерна для таких районов, как Балаганский, Баяндаевский, Боханский, Жигаловский, Заларинский, Качугский, Катангский, Куйтунский, Слюдянский, Усть-Удинский, Чунский и Черемховский.
Среди множества проблем, связанных с теплоснабжением потребителей Иркутской области, можно выделить в первую очередь низкую энергоэффективность коммунального теплоэнергетического оборудования (средний КПД коммунальных теплоисточников области составляет 60-65 процентов, в то время как в странах ЕС эта величина превышает 90 процентов). В регионе значительные суммарные потери тепловой энергии (не менее 30 процентов) при ее производстве, транспортировке и потреблении, а также высокая затратность и сильная зависимость функционирования систем коммунального теплоснабжения от субсидий, особенно в северных районах области. При этом показатель износа основных фондов оценивается в 62 процента.
Несмотря на все усилия, такие как механизмы «инфраструктурного меню», «альтернативной котельной» и так далее, среднее значение индекса физических объемов на горизонте 15 лет фактически находится на уровне первом. Это связано с регуляторными ограничениями — индексом роста платы граждан, утверждает директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, член Общественного совета при ФАС России Илья Долматов. «Инфляционные процессы фактически "выбирают" весь допустимый индекс роста. Средств на обновление инфраструктуры за счет тарифных источников не прибавляется, и отчасти потребности в инвестициях планируется покрыть из бюджетных средств», — рассказал он.
Еще год назад Росстат констатировал развал инфраструктуры России: треть теплосетей достигла критического износа. Коммунальная инфраструктура России, которая была заложена во времена СССР и десятилетиями не модернизировалась, становится бомбой замедленного действия.
Количество аварий на теплосетях за период с 2018 по 2022 год выросло в разы, а в некоторых регионах — на порядки. Например, в Нижегородской области, где в 2018 году было зафиксировано 166 аварий, в 2022 году их было уже 538 (рост на 324 процента). Сопоставимая картина представлена в Свердловской и Кировской областях, где рост аварийности составил 160 процентов и 930 процентов соответственно.
С начала 2024 года в российских регионах на фоне сильных морозов произошла серия коммунальных аварий, оставивших без тепла сотни тысяч людей от Подмосковья до Дальнего Востока. Одной из наиболее крупных стала авария на котельной в Подольске, в результате которой отопления лишились 20 тысяч жителей микрорайона Климовск.
Несмотря на каскад аварий, затронувших каждый второй регион России, правительство планирует радикальный секвестр финансирования системы ЖКХ из федерального бюджета. В 2024 году на эти цели было выделено 886 миллиардов рублей, а в 2025-м — расходы сократятся на 43 процента, до 506 миллиардов рублей. На 2026 год запланировано дальнейшее снижение трат — еще на 25 процентов, до 381 миллиарда рублей. Таким образом, за три года бюджет системы ЖКХ, финансируемый федеральной казной, сожмется в 2,3 раза, до минимума за 6 лет.
В Иркутской области энергетикам пока удается поддерживать низкий уровень аварийности. Но ситуацию обостряет позиция регионального правительства. Оно решило не утверждать инвестиционную программу «Байкальской энергетической компания» (БЭК, входит в холдинг En+), считая, что это отрицательно скажется на финансовом благополучии населения. Но это ремонт, модернизация и строительство новых энергетических объектов.
По словам главы БЭК Олега Причко, компания подготовила перспективный план по замене тепловых сетей. Он предполагает, что только в 2025 году необходимо заменить 70,5 километра сетей, из них 28,6 километра — в Иркутске. По данным БЭК, на это потребуется 9,8 миллиарда рублей. В сумме с 2025 до 2029 годы необходимо заменить 391 километр, затраты на это оцениваются в 65,5 миллиарда рублей.
Однако «при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2025 год руководством области была практически полностью вычеркнута инвестпрограмма БЭК. МинЖКХ отказало нам со ссылкой на якобы недоступность тарифов. Критерием недоступности в силу закона является предельный индекс, задаваемый самим же руководством области. Получается, что сами же и установили ограничения, на которые потом ссылаются», — комментирует ситуацию Олег Причко.
В первую очередь замены требуют сети в Иркутске, Ангарске, Братске, Усть-Илимске, Усолье-Сибирском, Железногорске-Илимском, Черемхово. По словам главы БЭК, действия чиновников могут обернуться «риском техногенных ЧС». В Иркутске средний срок эксплуатации теплосетей составляет 36 лет при нормативе в 20-25 лет.
Ранее Олег Причко в интервью «ИрСити» говорил о дефиците тепловой энергии в Иркутске, из-за которого все строительство в городе может остановиться. Причко заявлял, что городу необходима новая ТЭЦ. Даже после глубокой модернизации существующих объектов БЭК тепломощностей на строительство в Иркутске хватит лишь до 2026 года. Мероприятия, не предусмотренные инвестпрограммой и не заложенные в тарифном решении, нельзя исполнять. А если компания пойдет на ремонтные работы из собственных средств, компенсацию убытков согласно текущему законодательству она не получит.
Высокий износ коммунальной инфраструктуры безусловно связан с долговременной политикой сдерживания цен на ЖКХ, считает Илья Долматов. «В ситуации высокого износа основных средств установление тарифов, не учитывающих потребности в опережающих темпах обновления инфраструктуры, приводит к росту аварийности», — полагает эксперт, отмечая, что при повышенных «климатических нагрузках» этот рост особенно проявляется на магистральных сетях, и именно такие крупные аварии усиливают общественный резонанс.
Свои выводы о ситуации в отрасли сделал и аналитический хаб Сбера. Главный вызов, который стоит перед энергетиками, это недофинансированность. Чтобы опередить темпы ветшания основных средств, необходимо одномоментно вложить 4 триллиона рублей, оценил Минстрой. А чтобы уменьшить уровень фактического износа с 70 до 40 процентов, нужно около 20 триллионов рублей. Это больше половины годового бюджета РФ в 2024 году.
Основная причина того, что динамика обновления теплосетей не может перегнать скорость ветшания, заключается в низкой рентабельности предприятий, часто отрицательной, судя по отчетности теплоэнергетических компаний, отмечают эксперты Сбера, указывая на неэффективность текущих принципов тарифообразования. При этом механизм «альтернативной котельной» (метод расчета тарифов на тепло по регламентированным методикам) пока не отточен. Также недостаточен и контроль за реализацией инвестпрограмм в теплоснабжении при общей высокой зарегулированности отрасли.
«Без кардинальных изменений в тарифной политике и привлечения частных инвестиций переломить тренд на устаревание инфраструктуры вряд ли удастся», — резюмирует Илья Долматов.