«Обе стороны пойдут на уступки» Когда Россия и США договорятся по Украине и как после этого изменится мир?
Политолог Роберт Легвольд: Перспектив на скорый мир на Украине пока нет
Дмитрий Попов (корреспондент отдела «Мир»)
Фото: Andriy Andriyenko / AP
Переговоры между Россией и США по Украине успели превратиться в рутину. Несмотря на регулярные и разноплановые контакты представителей двух стран, ощутимого прорыва пока не произошло. Достигнутая договоренность о прекращении ударов по энергетической инфраструктуре уже рассматривается как первый шаг к миру, однако конкретные условия урегулирования конфликта по-прежнему остаются туманными. На этом фоне президент России Владимир Путин предложил ввести на Украине временное управление ООН с участием США и даже Европейского союза (ЕС), который ранее выступал против подобных соглашений. О том, когда завершится конфликт, в каких форматах возможно российско-американское сотрудничество и каким будет послевоенный миропорядок, «Ленте.ру» рассказал американский политолог, почетный профессор Колумбийского университета Роберт Легвольд.
«Лента.ру»: Каковы перспективы мирного урегулирования на Украине? Насколько реалистично сейчас полное прекращение огня?
Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ
Роберт Легвольд: На первый взгляд прекращение огня кажется вполне возможным. Дональд Трамп явно заинтересован в этом исходе, а Россия и Украина уже готовы обсуждать соответствующие условия. Однако если взглянуть глубже, шансы на перемирие оказываются куда менее очевидными — и с каждым днем они только уменьшаются.
Переговоры России и США по Украине
Вскоре после инаугурации Дональда Трампа на пост президента в США выразили готовность к обсуждению с Россией мирного урегулирования на Украине и других проблем российско-американских отношений.
11 февраля Москву посетил специальный посланник президента США по Ближнему Востоку Стивен Уиткофф. В эти же дни между странами состоялся обмен политзаключенными: Россия освободила американца Марка Фогеля, а США — российского IT-специалиста Александра Винника. Стороны назвали этот шаг важным для восстановления отношений.
12 февраля состоялся телефонный разговор между президентом США Дональдом Трампом и президентом России Владимиром Путиным. Он продлился около полутора часов, и по его итогам лидеры договорились о начале переговоров о прекращении боевых действий на Украине и личной встрече. Сразу после звонка Дональд Трамп провел телефонный разговор с президентом Украины Владимиром Зеленским, которому сообщил о результатах переговоров с Владимиром Путиным.
17 февраля в Саудовской Аравии состоялась первая очная встреча российской и американской делегаций. Россию на переговорах представили министр иностранных дел Сергей Лавров и помощник президента Юрий Ушаков, вместе с ними прибыл генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. Со стороны США на встрече присутствовали госсекретарь Марко Рубио, советник президента по национальной безопасности Майк Уолтц и спецпосланник Стивен Уиткофф. Украина на переговоры приглашена не была.
27 февраля состоялся новый раунд российско-американских переговоров в Стамбуле. Он также был посвящен работе дипломатических миссий обеих стран. По информации американской стороны, США были представлены заместителем помощника госсекретаря Сонатой Коултер, Россия — директором Североатлантического департамента Министерства иностранных дел Александром Дарчиевым.
Одним из главных итогов этих встреч стала договоренность о восстановлении нормальной работы посольств. Вскоре дипломат Александр Дарчиев, возглавлявший российскую делегацию на переговорах с Украиной в Стамбуле весной 2022 года, получил агреман и 6 марта был назначен послом России в США.
28 февраля в Белом доме прошла встреча президента США Дональда Трампа и президента Украины Владимира Зеленского. Она закончилась скандалом: лидеры говорили на повышенных тонах, Владимиру Зеленскому пришлось покинуть Вашингтон еще до торжественного обеда. Планировавшееся подписание сделки по редкоземельным металлам в итоге не состоялось. После этого США объявили о приостановке военной помощи Украине и предоставлении разведданных.
11 марта прошли новые американо-украинские переговоры в Саудовской Аравии. В них участвовали государственный секретарь США Марко Рубио, советник президента США по нацбезопасности Майк Уолтц, министр иностранных дел Украины Андрей Сибига, руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак и министр обороны Украины Рустем Умеров. По итогам встречи украинские представители согласились на 30-дневное прекращение огня, а в США заявили о возобновлении военной поддержки Украины.
18 марта президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп провели второй телефонный разговор, по итогам которого российская сторона согласилась прекратить удары по объектам энергетики и инфраструктуры Украины сроком на 30 дней.
24 марта состоялась «техническая встреча» российской и американской делегаций в Саудовской Аравии. Россию представляли сенатор Григорий Карасин и советник директора ФСБ Сергей Беседа, а США — старший директор Совета национальной безопасности Эндрю Пик и директор по планированию Государственного департамента Майкл Антон. На 12-часовых переговорах стороны обсуждали безопасное судоходство в Черном море.
1/1Гостиница Ritz-Carlton в Эр-Рияде, где прошли переговоры делегаций России и США по урегулированию украинского конфликта, Саудовская Аравия, 24 марта 2025 годаФото: Михаил Воскресенский / РИА Новости
Почему?
Есть несколько причин.
Во-первых, условия, которые выдвигает одна сторона, совершенно неприемлемы для другой.
Во-вторых, Трамп пока не может предложить ничего такого, что могло бы убедить Путина пойти на уступки.
В-третьих, Трамп действует в одиночку. Он мог бы объединить усилия с Европейским союзом, но США пока не используют это преимущество. А ведь совместное давление на стороны конфликта могло бы значительно повысить шансы на перемирие.
1/1Президент США Дональд Трамп выступает в Конгрессе, Капитолий, Вашингтон, США, 4 марта 2025 годаФото: Win McNamee / Pool via Reuters
Каковы интересы США в мирном урегулировании? Чего добивается администрация Дональда Трампа?
Трамп хочет как можно скорее добиться прекращения огня и заключения мирного соглашения. Это было одним из его ключевых обещаний во время предвыборной кампании.
Однако он уже начинает понимать, что сделать это будет непросто.
Реальное перемирие и конструктивные переговоры потребуют от обеих сторон серьезных уступок.
О каких уступках идет речь?
Украине придется признать, что двери НАТО для нее останутся закрытыми. Более того, она не получит официальных гарантий безопасности. Кроме того, им придется смириться с потерей значительной части территорий, которые сейчас контролируются Россией.
Но и России придется идти на уступки. Российские власти должны принять, что Украина не будет «демилитаризована». Напротив, она выйдет из конфликта с более мощной армией и укрепленной обороной, чему поспособствовала западная поддержка.
И, наконец, российская сторона не добьется полного контроля над всеми четырьмя украинскими областями, которые она присоединила, а также официального международного признания территорий по нынешней линии фронта.
1/1Экипаж танка Т-90М «Прорыв» подразделений Вооруженных сил РФ выполняет боевое слаживание на полигоне, Россия, 2 ноября 2023 годаФото: Станислав Красильников / РИА Новости
Россия и США уже добились временного прекращения огня по украинским и российским энергетическим объектам. Кроме того, сейчас обсуждается безопасность судоходства в Черном море. Насколько эти шаги могут приблизить полноценный мир?
В ближайшей перспективе договоренности о прекращении атак на энергетику и морские суда вряд ли приведут к полной остановке боевых действий.
Россия, с другой стороны, добивается более широких переговоров, включающих не только войну на Украине, но и другие глобальные вопросы.
Прекращение огня окажется бесплодным, если не приведет к всеобъемлющему мирному соглашению.
1/1Логотип НАТО на кольцевой развязке в Киеве, Украина, 30 сентября 2022 годаФото: Francisco Seco / AP
При каких условиях оно возможно?
Такое соглашение возможно, только если Украина будет уверена в своей способности защитить себя от любых будущих угроз со стороны России.
Для этого Запад должен помочь Украине укрепить обороноспособность, но при этом сотрудничать с Россией, чтобы не допустить новой эскалации — от Арктики до Черного моря.
Кроме того, для устойчивого перемирия и долгосрочного мира необходима готовность США и ЕС ослабить антироссийские санкции.
1/1Ремонт линии электропередачи в городе Глеваха, Киевская область, Украина, 26 января 2023 годаФото: Valentyn Ogirenko / Reuters
Насколько вообще возможны совместные действия США и Европейского союза? Ведь между ними нарастает напряженность...
Действительно, неясно, сможет ли администрация Трампа выстроить эффективное сотрудничество с ЕС. Напротив, США, похоже, склонны действовать в одиночку, игнорируя озабоченности союзников.
Тем не менее можно ожидать частичного и временного прекращения боевых действий, а также определенного смягчения американо-российских отношений.
1/1Подготовка саммита Европейского союза и США в Брюсселе, Бельгия, 15 июня 2021 годаФото: Yves Herman / Reuters
Какие еще факторы определяют баланс сил на мировой арене? И каким будет глобальный порядок после завершения конфликта на Украине?
Ключевым фактором станет будущее отношений между США и Китаем.
Если противостояние усилится, а Трампу не удастся наладить диалог с Россией, мир вновь окажется в биполярной системе.
В этом случае Россия сохранит тесный альянс с Китаем, тогда как Запад может столкнуться с внутренним расколом, особенно если администрация Трампа продолжит обострять разногласия с Европейским союзом.
На этом фоне страны Глобального Юга, включая Индию и Бразилию, скорее всего, попытаются дистанцироваться от американо-китайского конфликта. Однако новая холодная война неизбежно окажет влияние на мировую экономику и безопасность.
1/1Подготовка встречи вице-премьера КНР Хэ Лифэна и министра финансов США Джанет Йеллен в Гуанчжоу, провинция Гуандун, КНР, 5 апреля 2024 годаФото: Tingshu Wang / Reuters
А если противостояние США и Китая будет менее острым?
В этом случае внешнеполитический курс Трампа, скорее всего, приведет к дезорганизованной многополярности.
Например, государства — участники БРИКС будут выстраивать разные модели взаимодействия с различными сегментами Запада. В этих условиях Европейский союз, Япония, Южная Корея и даже Австралия смогут играть более самостоятельную роль, не говоря уже о России.