17 летняя Аглая Черепанова живет с родителями и младшим братом на Урале, в небольшом городе Коркино, неподалеку от Челябинска. У девочки тяжелый сколиоз. Ни жесткий корсет, ни плавание в бассейне, ни ежедневные упражнения не помогают — искривление позвоночника только усиливается. Аглае тяжело дышать, трудно сидеть и ходить, она страдает от боли в спине и груди. Поможет только операция, сделать которую московские хирурги готовы по новой, щадящей технологии VBT (Vertebral Body Tethering) с использованием гибкого шнура — корда. Позвоночник сохранит подвижность, а искривление уменьшится. Вот только оплатить операцию стоимостью более 2 миллионов рублей семья не в состоянии.
Школу, где училась Аглая, видно из ее окна. Каждое утро девочка видит, как ее одноклассники со всех ног несутся на занятия. Еще четыре года назад Аглая занималась легкой атлетикой и готовилась поехать в Москву на соревнования по бегу и прыжкам в длину. А сейчас не может даже выйти из дома: задыхается, кружится голова.
Последние три месяца девочка учится лежа в кровати. Вместо парты у нее деревянная столешница.
— Я пока не представляю, как буду сдавать экзамены, — Аглая чуть не плачет. — Боль становится сильнее с каждым днем. Обезболивающие таблетки не спасают, приходится делать уколы. Но и они действует всего несколько часов. Я не спала нормально, наверное, уже четыре года.
Татьяна, мама девочки, тоже не спит. Среди ночи она встает, чтобы сделать дочке массаж. Он хоть чуть-чуть расслабляет мышцы и успокаивает.
В телефоне у Аглаи хранятся видео с ее выступлениями на концертах и в разных конкурсах. Девочка с трех лет занималась народными танцами. Иногда она пересматривает свои видео, чтобы отвлечься от постоянной боли.
— Больше всего я любила танец под песню «Я на печке молотила», — рассказывает Аглая. — Это не просто танец, а целый спектакль! У нас были русские сарафаны, красные косынки на голове, а в косы вплетены ленты. Кружишься в хороводе на сцене — и душа поет! Так получилось, что это был мой последний танец. Потом мне поставили диагноз «сколиоз 2-3 степени» и танцы запретили.
Это произошло, когда Аглае исполнилось 13 лет. Татьяна рассказывает:
Мы сразу поехали в областную больницу в Челябинск. Там сделали рентген и назначили традиционное лечение: ЛФК, бассейн, дыхательные упражнения, жесткий корсет Шено. Но ничего не помогло.
Угол искривления практически не менялся, зато появились боли в спине и груди. Но девочка не жаловалась и не раскисала. Ведь ортопед обещал, что позвоночник выпрямится и она сможет вернуться к танцам.
Нервный срыв у Аглаи случился позже, когда она выросла на 10 сантиметров и рентген показал, что сколиоз тоже сильно «вырос».
— Я была в шоке, — вспоминает Аглая. — Десять лет я занималась танцами и после каждой тренировки видела эффект. А тут после ежедневных упражнений и ношения корсета у меня был отрицательный результат. Почему?!
К 15 годам перекос линии плеч и таза стал заметен настолько, что его уже не могла скрыть свободная одежда.
— Сидеть больно. Ходить больно. Лежать больно. Стоять больно, — признается Аглая. — Как жить? А боль такая, что хоть на стенку лезь.
Плановый рентген показал, что сколиоз достиг 4-й степени. Лечащий врач рекомендовал обратиться к хирургу по поводу операции на позвоночнике.
— На Урале операцию нам отказались делать, — еле сдерживая слезы, рассказывает Татьяна. — Хирург сказал, что, пока дочка может ходить, пусть ходит. Потому что после операции, когда ей прикрутят к позвоночнику жесткую конструкцию, она поедет домой на инвалидной коляске, а потом еще долго будет учиться ходить.
Татьяна не собиралась сдаваться:
— Мы обязательно что-нибудь придумаем, — пообещала она дочке.
13 января этого года родители отправили Аглаю в Москву, на консультацию в Центр патологии позвоночника Клинического госпиталя на Яузе.
— Решили попробовать, — говорит Аглая. — Вдруг там будет все не так страшно и долго? Вместе с моей тетей мы пошли на прием к врачу, и он сказал, что после операции я смогу выйти из больницы через несколько дней. И мне даже не понадобится инвалидная коляска. Я плакала от счастья.
Но операцию необходимо провести как можно скорее, предупредил доктор. В противном случае деформация будет прогрессировать дальше, и это вызовет необратимые изменения в работе внутренних органов.
В Клиническом госпитале на Яузе готовы прооперировать Аглаю, но операция платная.
— Муж работает водителем. Я преподаю в школе иностранные языки, но оклад скромный, приходится брать дополнительные уроки, чтобы как-то выжить, — рассказывает Татьяна.
До выпускных экзаменов у Аглаи осталось два месяца. Лежа на животе, она готовится к ЕГЭ: учит вопросы по математике, русскому языку, биологии и химии.
— Когда у меня случилась беда, я решила, что буду лечить людей, — говорит она. — А после школы поступлю в Медицинскую академию в Челябинске. Хочу помогать людям победить боль.
Стоимость операции 2 043 600 рублей.
Дорогие друзья! Если вы решите помочь Аглае Черепановой, пусть вас не смущает цена спасения. Любое ваше пожертвование будет с благодарностью принято. Все необходимые реквизиты есть в Русфонде.
Русфонд (Российский фонд помощи) создан осенью 1996 года для помощи авторам отчаянных писем в «Ъ». Проверив письма, мы размещаем их в «Ъ», на сайтах rusfond.ru, kommersant.ru, в эфире телеканала «Россия 1» и радио «Вера», в социальных сетях, а также в 133 печатных, телевизионных и интернет-СМИ. Возможны переводы с банковских карт, электронной наличностью и SMS-сообщением, в том числе из-за рубежа (подробности на rusfond.ru). Мы просто помогаем вам помогать.
Всего собрано свыше 22,312 миллиарда рублей. В 2025 году (на 27 марта) собрано 417 688 853 рубля, помощь получил 486 детей.
Русфонд — лауреат национальной премии «Серебряный лучник» за 2000 год, с сентября 2017 года входит в реестр СО НКО — исполнителей общественно полезных услуг. В июне 2024 года президентский грант завоевал проект Национального РДКМ «Консультационная служба по донорству костного мозга "Ориентир"». В январе 2025 года президентский грант получил проект Русфонда «ПроРегистр. Продолжение». Президент Русфонда Лев Амбиндер — лауреат Государственной премии РФ.
Адрес фонда: 125315, г. Москва, а/я 110;
rusfond.ru; e-mail: rusfond@rusfond.ru
Приложения для айфона и андроида rusfond.ru/app