В сети вышел «Черный чемодан — двойная игра» — новый шпионский триллер вновь развившего небывалую активность режиссера Стивена Содерберга. В уже втором после недавнего призрачного «Присутствия» фильме этого года Майкл Фассбендер и Кейт Бланшетт играют семейную пару, которой необходимо предотвратить ядерную катастрофу в России. «Лента.ру» рассказывает, почему этот остроумный фильм стоит увидеть.
Джордж Вудхаус (Майкл Фассбендер) — опытный британский разведчик с пронзительным взглядом из-под роговых очков. Его новое задание заключается в том, чтобы найти «крота» в собственном ведомстве. На кон поставлены тысячи жизней — злоумышленники похитили секретную разработку под названием «Северус», которая способна плавить ядерные реакторы. Теперь смертоносный прибор в форме флешки вот-вот попадет в руки беглого русского генерала Павличука (Дэниэл Дау), скрывающегося в Лихтенштейне.
На руках у Джорджа список из пяти коллег-подозреваемых. В него входят две пары — Фреди Смоллс (Том Берк) с Клариссой Дюбоз (Мариса Абела) и Джеймс Стоукс (Реге-Жан Пейдж) с Зои Вон (Наоми Харрис), — а также супруга самого Вудхауса Кэтрин (Кейт Бланшетт). Расследование Джордж решает начать со званого ужина, в одно из блюд на котором будет подмешана сыворотка правды.
Режиссура — это прежде всего искусство манипуляции, и в этом смысле Стивену Содербергу давно нет равных, во всяком случае среди собратьев по американскому независимому кинематографу. К своим 62 годам Содерберг успел снять фильмы во всех жанрах, запустить франшизу про друзей Оушена (скоро продолжение), предсказать ковид в «Заражении», демонстративно уйти на пенсию и почти незаметно вернуться в мир большого кино. Полный список заслуг куда длиннее — Стивен всегда умел выстраивать условия работы так, чтобы делать то, что хочется. Не в последнюю очередь эта везучесть связана с правильно построенным личным брендом, который Содерберг поддерживает почти незаметно, но неизменно щепетильно. Так, разговор о фильме «Черный чемодан — двойная игра» неизбежно должен начинаться с того, что это второй фильм режиссера не за год даже, а всего лишь за какой-то квартал. Как обычно, Содерберг здесь не только режиссер, но также оператор и продюсер. Его предыдущей картиной было «Присутствие» — квазиазиатский хоррор, снятый с точки зрения призрака. «Черный чемодан» выходит всего лишь месяц спустя — а о его производстве никто не знал вплоть до момента, пока он не оказался готов.
За годы карьеры Содерберг приучил критиков зачарованно восхищаться техникой исполнения его фильмов. «Черный чемодан» открывается длинным кадром из-за спины Майкла Фассбендера и продолжается каскадом ювелирно выстроенных мизансцен. Решение формальных задач вновь закономерно стало частью содержания. «Черный чемодан» — это стилизация одновременно под «Мистера и миссис Смит», нуары Говарда Хоукса («Глубокий сон») и параноидальные триллеры про шпионов в диапазоне от работ Алана Пакулы («Три дня Кондора») до, скажем, последней экранизации романа Джона ЛеКарре «Шпион, выйди вон». Образ Фассбендера в водолазке и роговых очках как раз будто бы списан с Джорджа Смайли в исполнении Гэри Олдмана. А с героем Олдмана из «Медленных лошадей» что-то общее можно найти сразу у нескольких героев «Черного чемодана». Кейт Бланшетт, в свою очередь, с удовольствием исполняет очередную femme fatale, а Пирс Броснан выступает в роли связного с миром бондианы лучших времен.
Нет никаких сомнений в том, что Содерберг мог бы снять фильм про Бонда так, чтобы от погонь, драк и перестрелок захватывало дух. Более того, отдельные боевые сцены из его прошлого шпионского фильма «Нокаут» (кстати, с тем же Фассбендером) намертво застревают в памяти.
Однако «Черный чемодан» в этом смысле сделан демонстративно экономно — один взрыв (правда, снятый на совесть и показанный дважды), один выстрел и одна колотая рана. Все остальное время герои разговаривают — за ужином, под одеялом, на рыбалке. Изредка — на работе. Например, в ходе теста на полиграфе с вопросами про утреннюю мастурбацию, отношения с детьми и религиозные чувства.
Это подкупает, и кино, сделанное как пособие для учащихся киношколы, — часть регламента отношений режиссера и его поклонников. Другое дело, что ничего принципиально нового «Черный чемодан» в этом смысле не предлагает. Да, это один из самых остроумных шпионских (и не только) фильмов последних лет, однако верно и то, что это почти демонстративная безделица. В этом, кажется, тоже состоит потайная стратегия Содерберга. В эпоху, когда массовый кинематограф думает, чем бы еще перекормить зрителя, а престижные сериалы тяготеют к мыльным операм, Содерберг обращается к форме короткого рассказа.
В этом формате особенно важны стиль и структура, он требует большей дисциплины, чем популярные романы и уж тем более безразмерные книжные сериалы-эпопеи. В этой строгости ярче проявляется авторский почерк, а сравнительная незаметность в момент выхода компенсируется длинным (а то и бесконечным) сроком годности. Пример здесь каждый выберет по себе — от «Повестей Белкина» до Амброза Бирса.
В таких новеллах форма и содержания переливаются, подчеркивая друг друга. Таким же образом на протяжении полутора часов мерцает и «Черный чемодан». Супружеская верность проверяется разведывательными операциями, владеющие гостайной шпионы погружают в хаос собственные ведомства и угрожают планете. И можно только поаплодировать язвительности, с которой Содерберг постулирует, что любовь спасет мир вообще и Россию в частности.