Когда и как в 2025 году поминать усопших воинов? Дата специального дня и родительские субботы
Константин Николaев (внештатный автор)
Фото: Артем Кулекин / РИА Новости
Россия славится многими героями, которые ушли из жизни, исполнив священный долг перед Отчизной и народом. Они с особенной любовью чтятся православными людьми: ведь усопшие воины воплотили в своем мирском пути евангельский принцип «отдать жизнь за други своя». «Лента.ру» рассказывает, какого числа поминают усопших воинов в 2025 году, на какие даты выпадают родительские субботы, а также о православных традициях в эти дни.
Великая Отечественная война унесла миллионы жизней. Но и после нее, уже в мирное время, военные, полицейские и пожарные часто приносили свои жизни в жертву во время гражданской службы, защищая подчас незнакомых им людей, принимая решение принять удар на себя. Однако еще 30 лет назад отдельного дня поминовения усопших воинов в церковной практике не было.
1/1Фото: Артур Новосильцев / АГН «Москва»
Только в декабре 1994 года Архиерейский собор Русской православной церквипостановил служить 9 мая, в День Победы, особенное ежегодное поминовение воинов, возлюбивших ближнего своего и положивших жизнь свою на поле брани, а также всех, кто не пережил Великую Отечественную войну.
День поминовения усопших воинов в 2025 году — 9 мая
«В этот день верующие поминают всех павших воинов, включая тех, кто отошел в мир иной позже, в годы после окончания Великой Отечественной войны, от ран и болезней, — рассказывает в беседе с «Лентой.ру» клирик церкви Спиридона Тримифунтского, иерей Андрей Дубинин. — Таким образом, 9 мая можно помянуть всех почивших ветеранов».
Первый День поминовения усопших воинов отмечался в год 50-летия победы над нацистской Германией.
Почему христиане поминают усопших воинов
«Предпосылкой поминовения павших солдат можно считать жертву еврейского полководца Иуды Маккавея, которая упоминается еще в Ветхом Завете, — рассуждает в беседе с «Лентой.ру» историк церкви, богослов Сергей Козловский. — Иуда осмотрел тела своих воинов и обнаружил на них языческие амулеты. Этот грех необходимо было изгладить жертвой, однако Закон Моисеев говорил лишь о жертвоприношениях за живых. Тогда Иуда принял решение собрать деньги и подать жертву за павших, поскольку они ведь когда-нибудь воскреснут».
Но главным христианским постулатом почитания военных подвигов, по мнению Козловского, являются слова Иисуса Христа, изложенные в Евангелии от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Если говорить о русской церковной истории, продолжает богослов, то стоит отметить князя Дмитрия Донского, который первым вознес заупокойные молитвы о воинах, павших на Куликовом поле в сентябре 1380 года. Он повелел поминать их ежегодно в Дмитриевскую субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского. А в 1689 году именным указом малолетних царей Ивана V и Петра I было повелено внести в поминальники имена воинов, потерявших жизни в Крымских походах.
Существует и еще один день памяти, который так и называется День поминовения православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных, он приходится на 11 сентября, День усекновения главы Иоанна Предтечи. Этот день утвержден указом императрицы Екатерины II в 1769 году во время войны России с Турцией. Однако, по мнению многих литургистов, поминовение воинов очень неудачно связано с праздником Предтечи и противоречит Уставу церкви, поскольку в этот день должны быть устранены все заупокойные моления.
Родительские субботы в 2025 году
1/1Фото: Elena Mayorova / Globallookpress.com
В календаре Русской православной церкви издавна существуют дни особого поминовения усопших — родительские субботы, — в которые также можно отдать дань уважения и павшим воинам. Эти дни, как правило, приходятся на субботы, однако бывает, что и на другие дни недели — например, Радоница, хоть и считается родительской субботой, всегда выпадает на вторник.
До 9 мая 2025 года уже прошли пять родительских суббот:
22 февраля — вселенская (мясопустная) родительская суббота, которая отмечается в последний день, когда верующим можно есть мясо перед Великим постом;
15 марта — суббота 2-й седмицы Великого поста, когда проходит так называемая требная заупокойная служба, когда молятся в первую очередь за близких;
22 марта — суббота 3-й седмицы Великого поста идентична субботе 2-й седмицы;
29 марта — суббота 4-й седмицы Великого поста, последний день, когда проводится великопостная заупокойная служба, идентичная чину суббот 2-й и 3-й седмиц;
29 апреля — Радоница, именно в этот день принято посещать кладбища, чтобы разделять радость наступившей Светлой Пасхи Христовой с усопшими.
После Дня поминовения усопших воинов 9 мая в 2025 году будут еще два заупокойных дня:
7 июня — Троицкая родительская суббота связана с праздником Пятидесятницы, когда церкви, дома и даже могилы украшают зеленью;
1 ноября — Димитриевская родительская суббота, это еще один важный день в году, когда поминают усопших воинов.
Михайловская родительская суббота
Этот день предшествует Михайлову дню — Собору архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, который всегда отмечается 21 ноября. Михайловская родительская суббота приходится всегда на 16 ноября — это последний день в году, когда еще можно помянуть усопших.
Однако Михайловской субботы в официальном православном календаре нет — это местный праздник: его отмечают на юге России, в Белоруссии, очень почитают эту родительскую субботу православные Болгарии.
История Михайловской субботы связана с крещением славян. Историк церкви Василий Болотов писал, что главным было не только убедить язычников в ложности их богов, но и воцерковить их, чтобы христианские праздники прочно вошли в быт. «Порвать свои житейские сношения с соседями-язычниками новообращенный не имел возможности, — писал историк. — Нужно было охранить его от рецидива, и праздники занимали едва ли не главное место».
Поэтому церковь старалась заменять языческие праздники христианскими. В большой степени это коснулось и так называемых дней предков — Дедов, которые заменили родительскими субботами. Михайловские деды стали Михайловской родительской субботой.
Как поминают усопших
«Вспоминать родных и близких можно хоть каждый день, — говорит отец Андрей. — Но вечером перед родительской субботой лучше прийти в церковь, где проходит Великая панихида. Утром родительской субботы во время Литургии также поминают усопших».
1/1Фото: Maksim Konstantinov / Globallookpress.com
По словам священнослужителя, верующим в эти дни можно посетить могилы родных, но здесь важно соблюдать иерархию: сначала богослужение — потом кладбище. «И, кстати, будет очень по-христиански, если вы приберетесь не только на "своих" могилах, но и на заброшенных соседних, если таковые есть. Помощь малоимущим — тоже одна из православных традиций в эти дни», — поясняет клирик.
Молитва в родительскую субботу: «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: моих родителей, родственников, друзей и благодетелей (имена), а также всех православных христиан. Прости им, Господи, все прегрешения вольные и невольные и даруй им Царствие Небесное».
Традиции поминальной трапезы уходят корнями в далекое прошлое, причем у совершенно разных народов, рассказывает в беседе с «Лентой.ру» исследователь традиционной культуры Анна Луговая. «Так, у викингов, например, были приняты многодневные тризны, включавшие в себя поминальные пиры, во время похорон военачальников. А в "Повести временных лет" описывается тризна с хмельными медами и яствами, которую устроила русская княгиня Ольга в честь ее мужа», — приводит она примеры.
По словам исследователя, и в прошлом, и сейчас к традиционным поминальным блюдам относятся куриная лапша, кисель, поминальная выпечка (блины, хворост, пончики), кутья. «Кутья — один из символов воскрешения из мертвых, именно поэтому она является главным блюдом на поминальном столе, — подтверждает богослов Козловский.
1/1Фото: Короленко Елена / Фотобанк Лори
Если раньше кутью варили из зерен пшеницы, то сейчас все большее распространение получает кутья из риса.
Рецепт поминальной кутьи
Кутья поминальная:
рис — 100 граммов;
вода — 1 литр;
изюм — 100 граммов;
мед — 50 граммов.
Положить рис в кипящую несоленую воду. Сварить до готовности, откинуть на дуршлаг. Изюм промыть и обдать кипятком. Рис смешать с изюмом и медом, выложить в миску или глубокую тарелку, разровнять поверхность. Сверху из изюма выложить крест. Помимо изюма, для приготовления кутьи можно использовать орехи и сухофрукты.
Что касается алкоголя на поминальной трапезе, тут нет однозначного ответа. По словам Анны Луговой, этнографы (например, Дмитрий Зеленин в книге «Восточнославянская этнография») при описании поминальных обрядов XlX-XX веков упоминают, что на столах присутствовала водка. Да и сейчас на любом застолье у россиян часто присутствует алкоголь, а при поминальном тосте принято не чокаться. При этом православная церковь негативно относится к употреблению спиртного во время поминок. Впрочем, церковью поминальная трапеза никак не регламентирована, поэтому главное тут — соблюдать умеренность.